ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
53431-
2009
|
АВТОМАТИКА
И ТЕЛЕМЕХАНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ
|
Москва
Стандартинформ
2010
|
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным
учреждением высшего профессионального образования «Петербургский
государственный университет путей сообщения» (ПГУПС) при участии Московского
государственного университета путей сообщения (МИИТ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября
2009 г. № 523-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
Введение
Установленные в стандарте
термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в
области железнодорожной автоматики и телемеханики, связанной с управлением и
обеспечением безопасности движения железнодорожных поездов.
Для каждого понятия установлен
один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки
часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по
стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует
его краткую форму.
В алфавитном указателе данные
термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Помета, указывающая на область
применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом
после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно при
необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения
используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого
понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных
в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины
набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым в алфавитном указателе.
ГОСТ Р 53431-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ
Термины и определения
Railway automatics and telemechanics.
Terms and definitions
Дата введения - 2011-01-01
Настоящий стандарт устанавливает
термины и определения основных понятий в области железнодорожной автоматики и
телемеханики, связанной с управлением и обеспечением безопасности движения
поездов.
Термины, установленные настоящим
стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и
литературы по железнодорожной автоматике и телемеханике, входящих в сферу работ
по стандартизации и(или) использующих результаты этих работ.
Настоящий стандарт должен
применяться совместно с ГОСТ Р 53480, ГОСТ 26.005, ГОСТ
34.003, ГОСТ
15467, ГОСТ
16022, ГОСТ
18322, ГОСТ 25866.
В настоящем стандарте
использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53480-2009
Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ 26.005-82 Телемеханика.
Термины и определения
ГОСТ
34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на
автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ
15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и
определения
ГОСТ 16022-83 Реле электрические.
Термины и определения
ГОСТ
18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и
определения
ГОСТ 25866-83
Эксплуатация техники. Термины и определения.
Примечание - При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Общие понятия
1 железнодорожная автоматика и
телемеханика: Технические средства автоматизации управления процессами железнодорожных
перевозок, обеспечивающие безопасность движения железнодорожных поездов и
установленную пропускную и перерабатывающую способность.
Примечание - Железнодорожная автоматика и телемеханика
это так же область науки и техники, связанная с ее разработкой, производством и
технической эксплуатацией.
2 система железнодорожной автоматики и
телемеханики: Совокупность технических средств, обеспечивающая контроль и
управление с установленным уровнем безопасности движения стационарными путевыми
и подвижными объектами железнодорожного транспорта.
Примечание - По месту размещения различают постовые,
напольные и бортовые технические средства железнодорожной автоматики и
телемеханики.
3 техническая эксплуатация железнодорожной
автоматики и телемеханики: Комплекс работ, необходимых для обеспечения
требуемого качества функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики
от включения в эксплуатацию до реконструкции или замены, включающий в себя
технологическое и техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и
хранение железнодорожной автоматики и телемеханики, а также техническое
сопровождение программного обеспечения микропроцессорных устройств и систем
железнодорожной автоматики и телемеханики.
4 проектирование железнодорожной
автоматики и телемеханики: Адаптация технических средств систем
железнодорожной автоматики и телемеханики для конкретного объекта по типовым
или индивидуальным проектным решениям.
5 диспетчерское управление на
железнодорожном транспорте: Командный способ управления в иерархической
структуре оперативного управления движением железнодорожных поездов.
6 интервальное регулирование движения
поездов: Способы регулирования интервалов попутного следования и
направления движения железнодорожных поездов по железнодорожным перегонам.
7 график движения железнодорожных поездов:
Организационная основа управления движением железнодорожных поездов,
объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для
каждой железнодорожной станции и перегона в графической или табличной форме
расписания движения поездов по технически и технологически обоснованным нормам.
8 условия безопасности движения
железнодорожных поездов: Совокупность контролируемых состояний путевых
объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при
которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.
9 раздельный железнодорожный пункт: Железнодорожный
пункт, разделяющий железнодорожную линию на железнодорожные перегоны или
блок-участки.
10 железнодорожная станция: Раздельный
железнодорожный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее осуществлять
операции по приему, отправлению, скрещению и обгону железнодорожных поездов,
технические операции с поездами, маневровую работу по расформированию и
формированию поездов и(или) операции по обслуживанию пассажиров, приему и
выдаче грузов.
11 железнодорожный перегон: Часть
железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями,
разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.
12 железнодорожный блок-пост: Раздельный
железнодорожный пункт на железнодорожном перегоне, оборудованном
полуавтоматической блокировкой.
13 блок-участок: Часть
железнодорожного перегона, оборудованного автоматической блокировкой или
автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное
средство сигнализации, ограниченная проходными светофорами или проходным
светофором и железнодорожной станцией, а также выходным светофором и первым
попутным светофором или специальными знаками.
14 станционный железнодорожный путь: Железнодорожный
путь в границах железнодорожной станции, назначение которого определяется
производимыми на нем операциями.
Примечание - Основные виды станционных железнодорожных
путей: главные, приемоотправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные,
вытяжные, деповские, соединительные.
15 сортировочная горка: Специально
профилированное возвышение на железнодорожной станции, состоящее из надвижной
части, горба и спускной части сортировочной горки, обеспечивающее под действием силы тяжести скатывание вагонов
распускаемого железнодорожного подвижного состава до расчетной точки.
16 механизированная сортировочная горка: Сортировочная
горка, оснащенная вагонными замедлителями, которые располагаются на одной или
более тормозных позициях.
17 автоматизированная сортировочная горка:
Механизированная сортировочная горка, оснащенная средствами автоматизации
технологических операций дистанционного управления расформированием
железнодорожных подвижных составов.
18 железнодорожный переезд: Место
пересечения железнодорожных путей в одном уровне с автомобильными дорогами и
путями городского рельсового транспорта.
19 парк железнодорожных путей: Группа
станционных железнодорожных путей одинакового назначения и примыкающие к ним
стрелочные горловины.
Примечание - По назначению различают парки
железнодорожных путей - приема, отправления, сортировочный, отстоя,
объединенный, приемоотправочный и т. д.
20 стрелочная горловина: Сосредоточение
железнодорожных стрелочных переводов в конце парка железнодорожных путей.
21 железнодорожный поезд: Сформированный
и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами
или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы или локомотив без
вагонов, моторный вагон, специальный самоходный подвижной состав, отправляемые
на железнодорожный перегон в установленном направлении.
Примечание - Различают:
1) пассажирские
поезда: высокоскоростной, скоростной, длинносоставный, повышенной длины,
пассажирский, соединенный, почтово-багажный, грузопассажирский;
2) грузовые
поезда: повышенного веса, повышенной длины, длинносоставный, соединенный,
тяжеловесный, людской, рефрижераторный;
3)
хозяйственный поезд.
22 интервал попутного следования
железнодорожных поездов: Показатель, используемый при построении графика
движения железнодорожных поездов, основанный на минимальном интервале времени
или расстоянии между двумя попутно следующими поездами, при котором движение
осуществляется с максимально допустимой скоростью.
23 маневровый состав: Локомотив с
вагонами, одиночный локомотив, самоходный подвижной состав, осуществляющие
внутристанционные передвижения.
Объекты управления и контроля
24 железнодорожный стрелочный перевод: Устройство,
предназначенное для перевода железнодорожного подвижного состава с одного
железнодорожного пути на другой.
25 железнодорожная стрелка: Часть
железнодорожного стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и
переводного механизма остряков, подвижного сердечника стрелочной крестовины.
26 железнодорожный стрелочный привод: Устройство,
предназначенное для механического перемещения подвижных частей железнодорожного
стрелочного перевода.
Примечания
1 По виду
используемой энергии различают механический, ручной, электрический,
гидравлический, пневматический железнодорожные стрелочные приводы.
2 По месту
установки различают правостороннюю и левостороннюю установки железнодорожного
стрелочного привода. Сторона установки железнодорожного стрелочного привода
определяется по противошерстному движению по железнодорожной стрелке.
3
По реакции железнодорожного стрелочного привода на взрез стрелки различают
взрезной и невзрезной стрелочные приводы.
27 нецентрализованная стрелка: Железнодорожная
стрелка, остряки которой переводятся вручную с помощью переводного механизма,
установленного непосредственно у железнодорожной стрелки.
28 централизованная стрелка: Железнодорожная
стрелка, оборудованная железнодорожным стрелочным приводом, управляемым и
контролируемым с поста централизации.
29 перекрестная стрелка: Железнодорожный
стрелочный перевод, реализующий в пределах своих габаритов возможности двух
перекрестных стрелочных съездов для движения железнодорожного подвижного
состава в любом направлении.
30 стрелка в пути: Железнодорожная
стрелка, находящаяся в пределах полезной длины приемоотправочного пути.
31 сбрасывающая стрелка: Железнодорожная
стрелка, предназначенная для предотвращения несанкционированного выезда
железнодорожного подвижного состава на маршрут путем его сброса с рельсового
пути.
32 стрелочный сбрасывающий остряк: Железнодорожная
стрелка с одним остряком, предназначенная для сброса железнодорожного
подвижного состава с рельсов с целью предотвращения несанкционированного выезда
на маршрут другого железнодорожного подвижного состава.
33 стрелочный съезд: Два
железнодорожных стрелочных перевода, уложенные относительно друг друга так, что
железнодорожный подвижной состав может переходить с одного параллельного
железнодорожного пути на другой при переведенном положении стрелок.
34 перекрестный стрелочный съезд: Два
перекрещивающихся стрелочных съезда, предназначенные для перевода
железнодорожного подвижного состава любого направления движения с одного
параллельного железнодорожного пути на другой.
35 стрелочная крестовина: Часть
железнодорожного стрелочного перевода или ромбовидного скрещения
железнодорожных путей в виде клиновидного сердечника и двух усовиков,
обеспечивающая безопасное для движения железнодорожного подвижного состава
пересечение правого рельса одного пути с левым рельсом другого пути.
36 подвижной сердечник стрелочной
крестовины: Переводимая часть стрелочной крестовины с непрерывной
поверхностью катания.
37 стрелочная гарнитура привода: Совокупность
конструктивных элементов, предназначенная для соединения железнодорожного стрелочного
привода и стрелочного внешнего замыкателя с железнодорожным стрелочным
переводом.
38 стрелочный контрольный замок: Устройство,
предназначенное для контроля положения нецентрализованной стрелки при условии
плотного прилегания остряка к рамному рельсу и исключающее ее перевод после
извлечения ключа стрелочного контрольного замка, или срабатывания внутреннего
электромагнитного замыкателя.
39 стрелочный внешний замыкатель:
Механическое устройство запирания остряков или подвижного сердечника стрелочной
крестовины, установленное вне корпуса электрического железнодорожного
стрелочного привода.
40 одиночная стрелка: Железнодорожная
стрелка, управляемая и контролируемая независимо от других железнодорожных
стрелок.
41 спаренная стрелка: Железнодорожная
стрелка стрелочного съезда, управление и контроль положения остряков и
подвижных сердечников стрелочных крестовин которой общий со второй стрелкой
стрелочного съезда.
42 стрелка с двойным управлением: Централизованная
стрелка, управляемая с центрального или местного поста.
43 стрелка с магистральным питанием: Централизованная
стрелка, в которой на время перевода электродвигатель железнодорожного
стрелочного привода подключается к общей магистрали электропитания.
44 стрелочный макет: Устройство
имитации положения централизованной стрелки при выключении ее фактического
контроля для сохранения возможности пользования железнодорожными светофорами.
45 стрелочный соединитель: Электрический
соединитель в разветвленной рельсовой цепи, предназначенный для пропуска
сигнального и тягового токов на путевом ответвлении.
46 железнодорожный светофор: Устройство
оптической цветовой сигнализации, установленной на железнодорожном транспорте.
Примечание - По конструкции различают железнодорожные
светофоры: мачтовые, консольные, на мостиках, с маршрутным указателем,
карликовые, линзовые, прожекторные.
47 входной светофор: Железнодорожный
светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают
железнодорожному поезду следовать с железнодорожного перегона на станцию.
48 выходной светофор: Железнодорожный
светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают
железнодорожному поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон.
49 горочный светофор: Железнодорожный
светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают роспуск
железнодорожных вагонов с сортировочной горки и который регламентирует скорость
роспуска и направление движения отцепов.
50 заградительный светофор: Железнодорожный
светофор, сигнальные показания которого требуют остановки железнодорожного
подвижного состава при опасности, возникающей на железнодорожных переездах,
крупных искусственных сооружениях и обвальных местах.
51 локомотивный светофор: Устройство
отображения оптических сигнальных показаний на основе кодов автоматической
локомотивной сигнализации.
52 поездной светофор: Железнодорожный
светофор, сигнальные показания которого регулируют движение железнодорожных
поездов.
53 маневровый светофор: Железнодорожный
светофор, сигнальные показания которого регулируют движение маневровых составов.
54 маршрутный светофор: Железнодорожный
светофор, сигнальные показания которого разрешают или запрещают
железнодорожному поезду проследовать из одного района железнодорожной станции в
другой.
55 переездный светофор: Железнодорожный
светофор, сигнальные показания которого передаются на железнодорожных переездах
для водителей автотранспортных средств.
56 повторительный светофор: Железнодорожный
светофор, предназначенный для информирования о разрешающем показании выходного,
маршрутного или горочного светофора, когда не обеспечивается по местным
условиям видимость основного светофора.
57 предупредительный светофор: Железнодорожный
светофор, устанавливаемый перед входным, проходным, заградительным светофором
или светофором прикрытия и предупреждающий о сигнальном показании
железнодорожного светофора, перед которым он установлен.
58 светофор прикрытия: Железнодорожный
светофор, предназначенный для ограждения мест пересечений железнодорожных путей
в одном уровне с другими железнодорожными путями, трамвайными путями и
троллейбусными линиями, разводными мостами и участков, проходимых с
проводником.
59 проходной светофор: Железнодорожный
светофор, разрешающий или запрещающий железнодорожному поезду проследовать с
одного блок-участка на другой.
60 светофоры в створе: Железнодорожные
светофоры противоположных направлений движения по рельсовому пути,
установленные на одной ординате.
Примечание - Под ординатой принято понимать координату
путевого объекта на однониточном плане станции, выраженную расстоянием от оси
железнодорожной станции в метрах, а на железнодорожном перегоне - в километрах
и пикетах.
61 совмещенный светофор: Железнодорожный
светофор, совмещающий по назначению две и более функции.
62 пригласительный сигнал светофора: Сигнальное
показание железнодорожного светофора, используемое в вспомогательном режиме
управления светофором и разрешающее начать движение железнодорожному поезду по
маршруту, при запрещающем значении основного сигнала.
63 маршрутный указатель: Оптическое
устройство, дополняющее сигнальные показания железнодорожного светофора
буквенно-цифровой или знаковой информацией о маршруте железнодорожного поезда
или маневрового состава.
Примечание - На сортировочной горке используется
горочный указатель, предназначенный для отображения информации о количестве
вагонов в отцепе.
64 путевой участок: Часть
железнодорожного пути определенного технологического назначения.
65 предмаршрутный участок: Путевой
участок, находящийся перед железнодорожным светофором и не включенный в состав
маршрута, состояние которого при отмене маршрута определяет интервал времени
размыкания маршрута.
66 участок приближения: Путевой
участок железнодорожного перегона, на котором фиксируется наличие
железнодорожного подвижного состава, приближающегося к железнодорожной станции
или переезду.
67 участок удаления: Путевой участок
железнодорожного перегона, на котором фиксируется наличие железнодорожного
подвижного состава, удаляющегося от железнодорожной станции или переезда.
Примечание - По направлению от железнодорожной станции
и другим объектам различают первый, второй, третий участки удаления или
приближения.
68 защитный участок: Путевой участок,
предназначенный для безопасной автоматической остановки железнодорожного поезда
бортовыми локомотивными устройствами перед занятым путевым участком.
69 горочный стрелочный участок: Участок
железнодорожного пути спускной части сортировочной горки, оборудованный
стрелочным переводом, предназначенный для безопасного движения отцепов по
установленным маршрутам.
70 главный путь (железнодорожный транспорт):
Путь железнодорожного перегона и железнодорожный путь станции, являющийся
продолжением пути прилегающего перегона.
Примечание - Главный путь, как правило, не имеет
отклонения на стрелочном переводе.
71 боковой путь (железнодорожный
транспорт): Железнодорожный путь, при следовании на который железнодорожный
подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.
72 станционный вытяжной путь: Железнодорожный
путь, предназначенный для вытягивания расформировываемого железнодорожного
подвижного состава с последующим его делением на отцепы при обратных движениях,
а также для осаживания составов на пути железнодорожной станции при их
формировании.
73 специализированный по направлению
железнодорожный путь: Железнодорожный путь, оборудованный средствами сигнализации
для организации движения железнодорожных поездов в одном направлении.
74 секция маршрута: Путевой участок с
индивидуальным контролем занятости и замыкания, используемый как составная
часть маршрута.
Примечание - По конфигурации путевого развития
различают секции маршрута: стрелочно-путевая секция, бесстрелочный участок
пути; секция путь.
75 контрольный участок сортировочной
горки: Участок железнодорожного пути спускной части сортировочной горки и
сортировочного парка, предназначенный для контроля местоположения свободно
скатывающихся отцепов.
Примечание - Различают контрольный участок
сортировочной горки: измерительный, горочный стрелочный, контрольный тормозной
позиции, маршрутный контрольный.
76 вагонный замедлитель: Устройство,
предназначенное для регулирования скорости скатывания отцепов на сортировочной
горке, размещаемое в пределах тормозных позиций.
Устройства и оборудование железнодорожной автоматики и
телемеханики
77 устройства горочной механизации и
автоматизации: Устройства
сортировочной горки, реализующие функции управления и контроля приема, надвига
и роспуска составов железнодорожных вагонов, свободного скатывания и накопления
вагонов в сортировочном парке, формирования и отправления железнодорожных
поездов с железнодорожной станции, мониторинга и диагностики технических
средств.
Примечание - Устройства горочной автоматизации и
механизации подразделяют на путевые, постовые и локомотивные.
78 датчик контроля горочного стрелочного
участка: Устройство, предназначенное для обнаружения отцепа в зоне
горочного стрелочного участка для исключения перевода железнодорожной стрелки
под железнодорожным вагоном.
Примечание - Различают датчики контроля горочного
стрелочного участка: радиотехнические, фотоэлектрические, индуктивно-проводные,
индуктивные, индукционные.
79 устройство контроля заполнения
подгорочных путей: Устройство контроля размещения железнодорожных вагонов
на подгорочных путях сортировочной горки.
80 автоматическая переездная светофорная
сигнализация: Устройства автоматического включения при приближении
железнодорожного поезда сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой
сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд
автотранспорту.
81 переездной шлагбаум: Устройство
железнодорожного переезда, предназначенное для перекрытия автомобильной дороги
заградительным брусом.
Примечания
1
Заградительный брус представляет собой подвижную балку со специальной
раскраской.
2 Различают:
- ручной
переездной шлагбаум;
- автоматический
переездной шлагбаум, с автоматическим приводом заградительного бруса;
-
полуавтоматический переездной шлагбаум, с автоматическим переводом
заградительного бруса в закрытое положение при приближении поезда, а в открытое
положение - командой дежурного по железнодорожному переезду.
82 устройство заграждения переезда: Техническое
средство, преграждающее движение автотранспорту через железнодорожный переезд
путем подъема специальных щитов на проезжей части автомобильной дороги.
83 локомотивное устройство безопасности: Комплекс
бортовых локомотивных устройств, обеспечивающий контроль режима движения
железнодорожного поезда в соответствии с сигналами автоматической локомотивной
сигнализации, ограничения скорости, бдительности машиниста, состояния
локомотивного устройства безопасности.
84 средства автоматического контроля
технического состояния подвижного состава на ходу поезда: Устройства
обнаружения неисправности ходовой части железнодорожного поезда, проходящего
через контрольные точки, расположенные вдоль железнодорожного пути, и
последующей передачи информации соответствующему персоналу.
85 устройство ключевой зависимости стрелок
и сигналов: Устройство, обеспечивающее взаимное замыкание
нецентрализованных стрелок и сигналов посредством контроля наличия в аппарате
централизации ключей стрелочных замков.
86 устройство оповещения о приближении
поезда: Комплекс технических средств, предназначенный для предупреждения
пассажиров и работников железной дороги о приближении железнодорожного поезда.
87 обвальная сигнализация: Устройства
обнаружения попадания на железнодорожные пути посторонних предметов в местах
возможных обвалов, оползней, схода лавин.
88 устройство контроля бдительности
машиниста: Устройство контроля состояния бодрствования машиниста и
адекватной реакции машиниста при ведении железнодорожного поезда.
89 устройство контроля схода подвижного
состава: Устройство, предназначенное для обнаружения схода с рельсов
железнодорожного подвижного состава или наличия волочащихся деталей железнодорожного
подвижного состава.
90 стационарный сбрасывающий башмак: Стационарное
устройство с приводом, предназначенное для наложения на рельс специального
башмака для организации схода несанкционированно движущегося железнодорожного
подвижного состава и исключения выезда в защищаемый район железнодорожной
станции.
91 устройство счета осей: Устройство
счета колесных пар железнодорожного подвижного состава, проследовавших через
точки установки датчиков.
92 стационарный тормозной упор: Устройство,
предназначенное для закрепления железнодорожного подвижного состава на
железнодорожном пути станции во избежание его самопроизвольного движения и
контролируемое при установке маршрутов.
93 путевой автостоп: Устройство,
установленное на железнодорожном пути и приводящее в действие систему
экстренного торможения поезда в случае проезда железнодорожного светофора с
запрещающим показанием.
94 контрольно-габаритное устройство: Устройство
проверки соблюдения габарита железнодорожного подвижного состава.
95 рельсовая цепь: Устройство контроля
состояния путевого участка на основе электрической цепи, содержащей передатчик,
приемник сигнального тока и рельсы, используемые в качестве проводников
сигнального тока.
Примечания
1 Различают
режимы работы рельсовой цепи: нормальный, шунтовой, контрольный, автоматической
локомотивной сигнализации.
2 По роду
сигнального тока различают рельсовые цепи: постоянного и переменного токов.
3 В зависимости
от частоты сигнального тока рельсовые цепи переменного тока различают:
низкочастотные (25, 50, 75 Гц) и тональной частоты (200 Гц и более).
4 По виду
сигнального тока различают рельсовые цепи: импульсные, кодовые, непрерывные.
5 По способу
организации цепи сигнального тока различают рельсовые цепи: разветвленные и
неразветвленные; однониточные и двухниточные; стыковые и бесстыковые; нормально
замкнутые и нормально разомкнутые; наложения.
6
В зависимости от наличия кодов автоматической локомотивной сигнализации в
рельсовой цепи, рельсовые цепи различают: кодируемые и некодируемые.
96 горочная рельсовая цепь: Рельсовая
цепь, расположенная на спускной части сортировочной горки,
97 изолирующий стык рельсовой цепи: Изолирующее
стыковое соединение рельсов железнодорожного пути с целью разделения
железнодорожного пути на рельсовые цепи.
98 негабаритный стык рельсовой цепи: Изолирующий
стык рельсовой цепи между смежными рельсовыми цепями, расположенный в зоне
возможного нарушения габарита железнодорожного подвижного состава при занятой
одной секции маршрута и движении по другой.
99 рельсовый стыковой соединитель: Электропроводный
соединитель на стыке рельсов для пропуска сигнального и тягового токов.
100 рельсовая педаль: Устройство для
фиксации проезда колесных пар железнодорожного подвижного состава через
определенную точку железнодорожного пути.
101 щиток переездной сигнализации: Пульт
управления переездной светофорной сигнализацией и устройствами заграждения
переезда дежурным по железнодорожному переезду.
102 ключ-жезл: Специальный ключ,
извлекаемый из аппарата управления объектами железнодорожной автоматики и
телемеханики для исключения возможности отправления на железнодорожный перегон
более одного железнодорожного поезда и передаваемый машинисту хозяйственного
поезда или подталкивающего локомотива или руководителю работ в качестве права,
гарантирующего безопасное возвращение на станцию отправления с железнодорожного
перегона, оборудованного автоматической или полуавтоматической блокировкой.
103 напольное оборудование железнодорожной
автоматики и телемеханики: Оборудование железнодорожной автоматики и
телемеханики, размещаемое вне поста централизации.
Примечание - К напольному оборудованию относятся:
железнодорожные светофоры, стрелочные приводы, релейные шкафы, батарейные
шкафы, отдельно стоящие маршрутные указатели, маневровые колонки,
трансформаторные и путевые ящики, кабельные ящики, кабельные муфты, кабельные
стойки, дроссель-трансформаторы, вагонные замедлители, путевые датчики и др.
104 путевой шлейф: Проводники
сигнального тока, укладываемые вдоль железнодорожного пути для индуктивной
связи с бортовыми локомотивными устройствами, а также используемые в качестве
первичных датчиков обнаружения железнодорожного подвижного состава.
105 путевой ящик: Ящик, предназначенный
для размещения приборов железнодорожной автоматики и телемеханики, клемм
подключения кабеля, проводов, тросовых соединителей.
106 релейный шкаф: Шкаф специальной
конструкции, предназначенный для размещения вне помещений аппаратуры систем железнодорожной
автоматики и телемеханики.
107 маневровая колонка: Специальная
напольная конструкция со щитком управления электрическими железнодорожными
стрелочными приводами, устанавливаемая в зоне проведения маневровых работ.
108 маневровый пост: Пост управления
централизованными стрелками маневрового района.
Системы железнодорожной автоматики и телемеханики
109 автоматическая блокировка; автоблокировка
(железнодорожный транспорт): Система автоматического регулирования интервалов
между железнодорожными поездами, попутно следующими по железнодорожному
перегону.
Примечания
1 По
регулируемому направлению движения различают одностороннюю и двустороннюю
автоматические блокировки.
2 По способу
контроля состояния блок-участка различают автоматическую блокировку на основе:
рельсовых цепей; счетчиков осей.
3 По способу
разграничения железнодорожных поездов на перегоне различают автоматическую
блокировку с фиксированными блок-участками; с изменяемым интервальным
разграничением.
4 Различают
автоматическую блокировку по типу используемых рельсовых цепей.
5 По
используемой элементной базе различают автоматическую блокировку: релейную;
электронную; на основе программно-аппаратных средств.
6
По способу размещения оборудования различают автоматическую блокировку с
централизованным или децентрализованным размещением.
110 автоматическая локомотивная
сигнализация: Система передачи на бортовые локомотивные устройства
информации о допустимой скорости движения и дополнительных условиях следования
железнодорожного подвижного состава: ограничения скорости, маршрут движения по
железнодорожной станции.
Примечания
1 По способу
передачи информации на бортовые локомотивные устройства различают
автоматическую локомотивную сигнализацию: с кодируемыми рельсовыми цепями, с
точечными датчиками и индуктивными шлейфами, с цифровым радиоканалом,
комбинированные.
2 По способу
контроля режима движения, состояния машиниста и бортовых локомотивных устройств
различают автоматическую локомотивную сигнализацию: с контролем бдительности
машиниста, с контролем скорости движения, комплексную.
3
Автоматическая локомотивная сигнализация может работать во взаимодействии с
системами автоматического управления тормозами и автоведением.
111 автоматическая локомотивная
сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи: Система
железнодорожной автоматики и телемеханики, при которой движение железнодорожных
поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а
раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков.
112 диспетчерская централизация (железнодорожный
транспорт): Система телемеханического централизованного управления и контроля
объектами диспетчерского участка на основе объединения устройств
железнодорожной автоматики и телемеханики железнодорожных станций и перегонов.
113 диспетчерский контроль (железнодорожный
транспорт): Система телеконтроля состояний и телеизмерений параметров объектов
железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и
перегонах диспетчерского участка.
114 маневровая локомотивная сигнализация: Автоматическая
локомотивная сигнализация, предназначенная для управления движением маневровых
составов.
115 полуавтоматическая блокировка (железнодорожный
транспорт): Система интервального регулирования движения железнодорожных
поездов, обеспечивающая отправление на железнодорожный перегон только одного
поезда после получения согласия со станции приема.
116 электрическая централизация стрелок и
сигналов: Станционная система централизованного контроля и управления
объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением
установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и
установленной пропускной способности.
Примечание - Различают электрическую централизацию стрелок и сигналов:
- релейная централизация,
где все функции управления и контроля объектами железнодорожной автоматики и
телемеханики станции реализуются с помощью релейных схем;
-
релейно-процессорная централизация, где функции управления и контроля
реализуются с помощью релейных схем и программно-аппаратных средств;
-
микропроцессорная централизация, где все функции управления и контроля путевыми
объектами железнодорожной автоматики и телемеханики станции реализуются с
помощью программно-аппаратных средств на основе микропроцессоров.
117 горочная автоматическая централизация:
Система, обеспечивающая реализацию маршрутов и управление стрелками
спускной части сортировочной горки в автоматическом и ручном режимах, контроль
и регистрацию нагонов и остановок отцепов на спускной части сортировочной
горки.
118 регулирование скорости скатывания
отцепов: Система, реализующая функции торможения отцепов в вагонных
замедлителях до установленной скорости.
119 оповещение работающих на путях: Система
автоматической передачи сообщений о приближении железнодорожного поезда к месту
работ на путях железнодорожных станций и перегонов.
120 электрожезловая система: Электромеханическая
система блокирования железнодорожного перегона от занятия другим поездом на
основе контроля числа жезлов в аппаратах управления смежных железнодорожных
станций, каждый из которых после извлечения из аппарата блокирует извлечение
следующего жезла до его возвращения в любой из двух взаимодействующих
аппаратов, и после передачи жезла машинисту дает право на занятие
соответствующего железнодорожного перегона.
Технологические понятия
121 станция автономного управления: Железнодорожная
станция на участке диспетчерской централизации, управление которой осуществляет
дежурный постанции под контролем поездного диспетчера.
122 станция диспетчерского управления: Железнодорожная
станция на участке диспетчерской централизации, управление которой в нормальном
режиме осуществляет поездной диспетчер.
123 станционное управление на участке
диспетчерской централизации: Режим работы станции диспетчерского
управления, при котором она находится под управлением дежурного по станции.
124 местное управление объектами
железнодорожной станции: Управление объектами района железнодорожной
станции с маневровой колонки или маневрового поста.
125 резервное управление на участке
диспетчерской централизации: Режим управления железнодорожной станцией
участка диспетчерской централизации с местного аппарата управления системы
электрической централизации при отсутствии возможности осуществления
диспетчерского управления.
126 ответственная команда (железнодорожный
транспорт): Команда, выполняемая под ответственность дежурного персонала по
управлению движением железнодорожных поездов и связанная с исключением проверки
устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий
безопасности.
127 запрет движения по сигналам
светофоров: Исключение установки маршрутов через элемент путевого развития.
Примечание - Запрет движения по сигналам светофоров
устанавливается как для одного объекта (железнодорожного светофора, секции,
блок-участка, железнодорожной стрелки), так и для группы объектов
(железнодорожной станции, маневрового района).
128 заграждение переезда: Перевод в
запрещающее состояние всех железнодорожных светофоров, ограждающих
железнодорожный переезд от железнодорожного подвижного состава.
129 извещение на переезд: Передача
информации на железнодорожный переезд о необходимости закрытия движения
автотранспорту.
130 предварительное извещение на переезд: Команда
дежурного по железнодорожной станции или поездного диспетчера для
заблаговременного закрытия железнодорожного переезда.
131 снятие предварительного извещения на
переезд: Команда дежурного по железнодорожной станции или поездного
диспетчера для отмены ранее поданного предварительного извещения на переезд.
132 команда закрытия переезда: Команда
принудительного закрытия железнодорожного переезда.
133 маршрут (железнодорожный
транспорт): Часть рельсового пути от железнодорожного светофора, по
разрешающему показанию которого можно проследовать до следующего попутного
светофора или ограничивающего путевого устройства.
134 поездной маршрут: Маршруте
проверкой набора условий безопасности для движения железнодорожных поездов.
135 маневровый маршрут: Маршрут с
проверкой набора условий безопасности для движения маневровых составов.
136 враждебные маршруты: Маршруты,
одновременное существование которых создает угрозу безопасности движения
железнодорожных поездов.
137 маршрут отправления: Маршрут
следования железнодорожного поезда на перегон.
138 маршрут передачи: Поездной маршрут
из одного района железнодорожной станции в другой.
139 маршрут приема: Поездной маршрут,
устанавливаемый по входному светофору и заканчивающийся на железнодорожном пути
станции или у маршрутного светофора.
140 основной маршрут: Маршрут,
выбранный при проектировании электрической централизации стрелок и сигналов в
качестве основного из совокупности возможных вариантов движения между
указанными точками железнодорожной станции.
Примечание - Другие маршруты между указанными точками
являются вариантными.
141 маршрут скатывания отцепов на
сортировочной горке: Маршрут от вершины сортировочной горки до
соответствующего железнодорожного пути сортировочного парка.
142 угловой заезд: Маневровое
перемещение железнодорожного подвижного состава, предусматривающее прямой и
обратный маршруты с угловым изменением направления движения.
143 отмена маршрута: Процедура
выполнения последовательности функций относительно установленного маршрута -
закрытие железнодорожного светофора, включение выдержки времени на размыкание
секций маршрута, размыкание секций маршрута после окончания выдержки времени.
144 установка маршрута: Процедура
выполнения технологических функций электрической централизации стрелок и
сигналов относительно маршрута.
145 установка маршрута без открытия
светофора: Процедура выполнения технологических функций системы
электрической централизации стрелок сигналов с исключением функции открытия
железнодорожного светофора относительно маршрута.
146 установка маршрута отправления
хозяйственного поезда: Процедура отправления хозяйственного поезда на
железнодорожный перегон с передачей машинисту локомотива специального
ключа-жезла на право возвращения на железнодорожную станцию отправления.
147 накопление маршрутов: Процедура
предварительного набора маршрутных заданий, выполняемых по мере наступления
условий реализации маршрута.
148 немаршрутизированные маневры: Передвижения
маневрового состава в маневровом районе без установленных маршрутов с открытием
маневровых светофоров.
149 немаршрутизированные передвижения: Передвижение
железнодорожных подвижных составов на железнодорожные станции по приказам, при
запрещающих сигнальных показаниях железнодорожных светофоров.
150 пошерстное движение: Движение
железнодорожного подвижного состава по железнодорожной стрелке со стороны ее
ветвления.
151 противошерстное движение: Движение
железнодорожного подвижного состава по железнодорожной стрелке в сторону ее
ветвления.
152 аварийный перевод стрелки: Изменение
положения железнодорожной стрелки физическими усилиями человека путем вращения
двигателя электропривода с помощью курбельной рукоятки в случае отказа
управления электроприводом стрелки.
153 автовозврат стрелки: Режим
автоматического перевода централизованной стрелки в установленное при
проектировании железнодорожной автоматики и телемеханики исходное состояние
после ее размыкания в маршруте, в котором стрелка использовалась в переведенном
положении.
154 замыкание стрелки: Исключение
возможности перевода централизованной стрелки командами маршрутного или
индивидуального управления.
155 установка стрелки в охранное
положение: Перевод и замыкание железнодорожной стрелки, не входящей в
устанавливаемый маршрут, в отводящее положение.
156 запирание стрелки: Механическая
фиксация остряков и подвижного сердечника стрелочной крестовины с установленным
усилием в положении, обеспечивающем безопасность движения железнодорожных
поездов.
Примечание - По способу запирания прижатого остряка
различают внутреннее и внешнее запирания стрелки.
157 взрез стрелки: Принудительное
перемещение остряков и(или) подвижного сердечника крестовины железнодорожной
стрелки под действием колес железнодорожного подвижного состава при
несанкционированном пошерстном движении по железнодорожному стрелочному
переводу.
158 вспомогательный перевод стрелки: Перевод
централизованной стрелки с исключением контроля свободного состояния
стрелочно-путевой секции.
159 выключение стрелки из зависимостей: Процедура
выключения железнодорожной стрелки из управления при неисправности или
проведении на ней ремонтных работ.
160 индивидуальный перевод стрелки: Перевод
централизованной стрелки индивидуальными командами оператора.
161 контроль положения стрелки: Фиксация
техническими средствами фактического положения централизованной стрелки по
состоянию автопереключателя стрелочного электропривода или специального
контрольного устройства.
162 ложный контроль положения стрелки: Положение
централизованной стрелки, зафиксированное приборами, несоответствующее ее фактическому
положению.
163 маршрутный перевод стрелок: Режим
автоматической выдачи команды на перевод всех ходовых и охранных стрелок
маршрута.
164 местное управление стрелками: Режим
управления централизованными стрелками с маневровых колонок при маневрах или
пультов района местного управления.
165 индивидуальное блокирование стрелки: Индивидуальное
исключение возможности централизованного перевода железнодорожной стрелки.
166 нормальное положение стрелки: Условное
«плюсовое» положение железнодорожной стрелки, определенное при проектировании
железнодорожной автоматики и телемеханики.
167 охранное положение стрелки: Отводящее
от установленного маршрута или района железнодорожной станции положение
железнодорожной стрелки.
168 переведенное положение стрелки: Условное
«минусовое» положение железнодорожной стрелки, противоположное нормальному
положению стрелки.
169 потеря контроля стрелки: Отсутствие
контроля нахождения централизованной стрелки в одном из крайних положений.
170 последовательный перевод стрелок: Перевод
железнодорожных стрелок при установке маршрута в случае ограниченной мощности
источника электроснабжения или цепей передачи электроэнергии.
171 выключение секции маршрута: Процедура
выключения изолированного участка железнодорожного пути из контроля устройствами
железнодорожной автоматики и телемеханики с сохранением или без сохранения
возможности пользования сигналами железнодорожных светофоров.
172 замыкание секции маршрута: Процедура
закрепления секции маршрута для использования только в одном маршруте до ее
размыкания.
173 размыкание секции маршрута: Процедура
освобождения секции маршрута от замыкания в маршруте.
174 посекционное размыкание маршрута: Процедура
размыкания маршрута, при которой секции маршрута размыкаются последовательно по
мере их освобождения при движении железнодорожного поезда по маршруту.
175 искусственное размыкание секции
маршрута: Процедура размыкания секции маршрута с установленной выдержкой
времени по ответственной команде.
176 размыкание секции при угловом заезде: Процедура
автоматического размыкания неиспользованных секций маневрового маршрута одного
направления после начала движения железнодорожного подвижного состава по
маршруту обратного направления.
177 маршрутное размыкание секций: Процедура
одновременного размыкания всех секций маршрута после проследования
железнодорожного подвижного состава по всему маршруту.
178 ложное занятое состояние секции
маршрута: Зафиксированное техническими средствами занятое состояние секции
маршрута при ее фактически свободном состоянии.
179 ложное свободное состояние секции
маршрута: Зафиксированное техническими средствами свободное состояние
секции маршрута при ее фактически занятом состоянии.
180 контроль негабаритной секции маршрута:
Проверка при установке маршрута свободного состояния секции маршрута,
смежной относительно негабаритного стыка рельсовой цепи.
181 местное замыкание: Способ
реализации в распределенной системе централизации стрелок и сигналов ряда
зависимостей местными устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики
при их общем контроле и управлении с центрального поста централизации.
182 центральные замыкания секций маршрута:
Замыкание секций маршрута при централизованном контроле условий
безопасности движения железнодорожных поездов.
183 автодействие светофора: Автоматическое
переключение сигнальных показаний железнодорожного светофора в соответствии с
условиями, контролируемыми в замкнутом маршруте.
184 перекрытие светофора: Переключение
железнодорожного светофора на запрещающее показание.
185 выключение светофора: Выключение
железнодорожного светофора из управления для проведения ремонта устройств
железнодорожной автоматики и телемеханики.
186 повторное открытие светофора: Переключение
железнодорожного светофора замкнутого маршрута повторной командой на разрешающее
показание.
187 режим электропитания светофора: Изменение
напряжения на лампах железнодорожного светофора для управления их яркостью.
Примечание - Различают режимы: дневной, ночной и
двойное снижение напряжения.
188 контроль пути перегона: Получение
данных о состоянии блок-участков и об установленном направлении движения
железнодорожных поездов по железнодорожному пути перегона.
189 блокирование пути перегона: Исключение
изменения установленного направления движения железнодорожных поездов по пути
перегона.
190 вспомогательная смена направления
движения по пути перегона: Процедура изменения установленного направления
движения железнодорожных поездов по пути перегона при неисправном состоянии
какой-либо рельсовой цепи перегона.
191 искусственное размыкание блок-участков
(пути перегона): Процедура размыкания блок-участков пути перегона
специальной командой.
192 направление движения по пути перегона:
Установленное в данный момент разрешенное направление движения
железнодорожных поездов по пути перегона.
193 смена направления движения (по пути
перегона): Процедура изменения разрешенного направления движения
железнодорожных поездов по пути свободного перегона между двумя
железнодорожными станциями.
194 замыкание рельсовой цепи перегона: Исключение
повторного открытия проходного светофора на данный блок-участок до получения
контроля фактического проследования железнодорожного поезда или индивидуальной
команды дежурного по железнодорожной станции по деблокированию.
195 размыкание рельсовой цепи перегона: Изменение
статусного состояния рельсовой цепи перегона после нормального проследования
железнодорожного поезда или подачи специальной команды по деблокированию для
движения следующего поезда.
196 нормальный режим рельсовой цепи: Режим
работы исправной и свободной рельсовой цепи, обеспечивающий контроль ее
свободного состояния при максимальных значениях сопротивления рельсов и
проводимости изоляции и минимальном напряжении источника питания.
197 контрольный режим рельсовой цепи: Режим
работы рельсовой цепи при изломе рельса, обеспечивающий контроль ее занятого
состояния при критическом сопротивлении рельсов, критическом значении изоляции
и максимальном напряжении источника питания.
198 шунтовой режим рельсовой цепи: Расчетный
режим работы занятой исправной рельсовой цепи, обеспечивающий контроль ее
занятого состояния при наложении нормативного шунта, минимальном значении
сопротивления рельсов и проводимости изоляции, а также максимальном напряжении
источника питания.
Примечание - Под нормативным шунтом рельсовой цепи понимают
значение, принимаемое исходя из эквивалентного сопротивления колесных пар и
двух переходных сопротивлений колесная пара - рельс.
199 режим автоматической локомотивной
сигнализации рельсовой цепи: Режим работы исправной занятой рельсовой цепи,
при котором в рельсовой цепи создается уровень кодового сигнала, достаточный
для надежного действия локомотивного приемника.
200 путь надвига: Железнодорожный
путь, по которому состав вагонов надвигается на вершину сортировочной горки от
последнего железнодорожного стрелочного перевода предгорочной горловины парка
приема.
201 вершина сортировочной горки: Самая
высокая точка в пределах горба сортировочной горки относительно железнодорожных
путей сортировочного парка.
202 высота сортировочной горки: Разность
отметок уровней вершины сортировочной горки и расчетной точки на наиболее
трудном по условиям скатывания подгорочном пути.
203 спускная часть сортировочной горки: Элемент
сортировочной горки, расположенный между вершиной сортировочной горки и
предельными столбиками в начале сортировочного парка.
204 надвижная часть сортировочной горки: Зона
от последних железнодорожных стрелочных переводов предгорочной горловины
приемного парка до вершины сортировочной горки.
205 расчетная точка сортировочного пути: Точка
на сортировочном пути, находящаяся на определенном расстоянии от конца парковой
тормозной позиции или от предельного столбика, достижение которой отцепом с
наиболее плохими ходовыми свойствами является обязательным для данной
сортировочной горки.
206 скоростной участок сортировочной
горки: Участок железнодорожного пути сортировочной горки от ее вершины до
первой тормозной позиции, имеющий наибольшую крутизну.
207 перерабатывающая способность
сортировочной горки: Число железнодорожных вагонов, сортируемых за сутки на
сортировочной горке.
Примечание - В зависимости от величины перерабатывающей
способности, сортировочные горки различают большой, средней и малой мощности.
208 сортировочная система: Совокупность
парков приема, отправления, сортировочного и транзитного парков, сортировочной
горки и вытяжных путей формирования железнодорожных подвижных составов.
209 надвиг железнодорожного подвижного
состава: Технологическая операция по перемещению маневровым локомотивом
железнодорожного подвижного состава, подлежащего расформированию, из парка
приема на вершину сортировочной горки.
Примечание - Скорость, с которой осуществляется надвиг
железнодорожного состава, называют скоростью надвига.
210 роспуск железнодорожного подвижного
состава: Процесс расформирования железнодорожного подвижного состава путем
разделения его на отцепы, свободно скатывающиеся по установленным маршрутам на
железнодорожные пути сортировочного парка.
Примечание - Начальную скорость отцепа в момент
регистрации его отрыва от надвигаемого железнодорожного состава и начала его
свободного скатывания с вершины сортировочной горки называют скоростью
роспуска.
211 торможение отцепов: Регулирование
скорости скатывания отцепов на сортировочной горке.
212 интервальное торможение отцепов: Снижение
скорости движения отцепов на тормозных позициях спускной части сортировочной
горки, в результате которого обеспечиваются необходимые интервалы между
отцепами на всем протяжении спускной части сортировочной горки.
213 прицельное торможение отцепов: Снижение
скорости скатывания отцепов на тормозных позициях спускной части сортировочной
горки и сортировочных путях, реализующее допустимые, по условиям безопасности,
скорости входа в тормозные позиции, требуемую дальность пробега и скорость
соударений отцепов на подгорочных путях.
214 горб сортировочной горки: Перевальная
часть сопряжения в вертикальной плоскости противоуклона железнодорожного пути
надвига со скоростным участком спускной части сортировочной горки.
215 тормозная позиция: Участок
железнодорожного пути сортировочной горки или сортировочного парка,
оборудованный горочными замедлителями для регулирования скорости скатывания
отцепов.
216 отцеп: Один или несколько
железнодорожных вагонов одного назначения, отцепляемых от расформировываемого
железнодорожного состава и направляемых на соответствующий железнодорожный
путь.
217 категория отцепа: Классификация
отцепов по весовым и динамическим показателям скатывания с сортировочной горки.
Примечания
1 По
динамическим показателям скатывания отцепы различают на очень плохие, плохие,
хорошие и очень хорошие бегуны.
2
По весовым показателям вагоны в отцепах делятся на легкие, средние, тяжелые и
очень тяжелые.
218 база железнодорожного вагона: Расстояние
между центрами крайних тележек вагона по шкворням.
Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики
219 безопасная система железнодорожной
автоматики и телемеханики: Система железнодорожной автоматики и
телемеханики, удовлетворяющая установленному уровню безопасности.
220 безопасное поведение при отказе
железнодорожной автоматики и телемеханики: Переход системы железнодорожной
автоматики и телемеханики в защитное необратимое состояние при появлении
отказов.
221 безопасное реле: Электромагнитное
реле специальной конструкции для систем железнодорожной автоматики и
телемеханики со строго нормируемыми параметрами, несимметричность
характеристики отказов которого достигается за счет выполнения ряда требований
безопасности, что позволяет не контролировать его работу.
222 безопасность железнодорожной
автоматики и телемеханики: Свойство железнодорожной автоматики и
телемеханики непрерывно сохранять работоспособное или защитное состояние в
течение установленного времени или наработки на отказ.
223 безопасный интерфейс с объектами железнодорожной
автоматики и телемеханики: Способы и средства безопасного взаимодействия
системы железнодорожной автоматики и телемеханики с объектами управления и
контроля.
224 доказательство безопасности
железнодорожной автоматики и телемеханики: Совокупность материалов
доказательного характера, отражающих процесс выполнения требований по
обеспечению безопасности на всех этапах жизненного цикла железнодорожной
автоматики и телемеханики.
225 защитное состояние железнодорожной
автоматики и телемеханики: Неработоспособное состояние элемента,
устройства, системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором
значения всех параметров, характеризующих способность выполнять установленные
функции по обеспечению безопасности движения железнодорожных поездов,
соответствуют требованиям нормативных документов.
226 защитный отказ железнодорожной
автоматики и телемеханики: Событие, при котором элемент, устройство,
система железнодорожной автоматики и телемеханики переходит в защитное
состояние.
227 испытание на безопасность
железнодорожной автоматики и телемеханики: Испытание, проводимое с целью
подтверждения показателей безопасности системы железнодорожной автоматики и
телемеханики.
228 концепция безопасности железнодорожной
автоматики и телемеханики: Совокупность положений, в соответствии с
которыми осуществляется построение системы железнодорожной автоматики и
телемеханики, отвечающей требованиям безопасности.
229 критерий опасного отказа
железнодорожной автоматики и телемеханики: Признак или совокупность признаков
опасного состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики,
установленные в нормативных документах и(или) конструкторской документации.
230 нормирование безопасности
железнодорожной автоматики и телемеханики: Определение в нормативных
документах и(или) конструкторской, проектной документации количественных и
качественных требований к безопасности системы железнодорожной автоматики и
телемеханики.
231 показатель безопасности
железнодорожной автоматики и телемеханики: Количественная или качественная
характеристика, влияющая на безопасность системы железнодорожной автоматики и
телемеханики.
Примечание - Показатель безопасности, значение которого
определено нормативными документами и(или) конструкторской, проектной документацией
на систему железнодорожной автоматики и телемеханики, называют нормируемым.
232 опасное состояние железнодорожной
автоматики и телемеханики: Неработоспособное состояние системы
железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором значение хотя бы одного
параметра, характеризующего способность выполнять установленные функции по
обеспечению безопасности движения железнодорожных поездов, не соответствует
требованиям нормативных документов.
233 опасный отказ железнодорожной
автоматики и телемеханики: Событие, при котором нарушаются работоспособное
и защитное состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
234 отказ программно-аппаратных средств
железнодорожной автоматики и телемеханики: Искажение выполняемого алгоритма
вследствие ошибки в программе или базе данных, отказа или сбоя аппаратных
средств системы железнодорожной автоматики и телемеханики.
235 программа обеспечения безопасности
железнодорожной автоматики и телемеханики: Организационно-технический
документ, определяющий перечень и взаимосвязь работ, производимых на стадиях
разработки, серийного изготовления и эксплуатации системы железнодорожной
автоматики и телемеханики, направленных на обеспечение установленного уровня
безопасности.
236 реконфигурация железнодорожной
автоматики и телемеханики: Изменение структуры системы железнодорожной
автоматики и телемеханики путем отключения неисправных или включения резервных
или восстановленных элементов системы железнодорожной автоматики и
телемеханики.
237 резервирование системы железнодорожной
автоматики и телемеханики: Введение избыточности в структуру системы
железнодорожной автоматики и телемеханики с целью повышения ее
отказоустойчивости и безопасности.
238 уровень безопасности железнодорожной
автоматики и телемеханики: Предельное значение показателей безопасности,
устанавливаемое для определенного типа систем железнодорожной автоматики и
телемеханики.
автоблокировка
|
109
|
автовозврат стрелки
|
153
|
автодействие светофора
|
183
|
автоматика и телемеханика железнодорожная
|
1
|
автостоп путевой
|
93
|
база железнодорожного
вагона
|
218
|
башмак сбрасывающий
стационарный
|
90
|
безопасность
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
222
|
блокирование пути перегона
|
189
|
блокирование стрелки индивидуальное
|
165
|
блокировка автоматическая
|
109
|
блокировка
полуавтоматическая
|
115
|
блок-пост железнодорожный
|
12
|
блок-участок
|
13
|
вершина сортировочной
горки
|
201
|
взрез стрелки
|
157
|
выключение светофора
|
185
|
выключение секции маршрута
|
171
|
выключение стрелки из
зависимостей
|
159
|
высота сортировочной горки
|
202
|
гарнитура привода
стрелочная
|
37
|
горб сортировочной горки
|
214
|
горка сортировочная
|
15
|
горка сортировочная
автоматизированная
|
17
|
горка сортировочная
механизированная
|
16
|
горловина стрелочная
|
20
|
график движения
железнодорожных поездов
|
7
|
датчик контроля горочного
стрелочного участка
|
78
|
движение пошерстное
|
150
|
движение противошерстное
|
151
|
доказательство
безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики
|
224
|
заграждение переезда
|
128
|
заезд угловой
|
142
|
замедлитель вагонный
|
76
|
замок контрольный
стрелочный
|
38
|
замыкание местное
|
181
|
замыкание рельсовой цепи перегона
|
194
|
замыкание секции маршрута
|
172
|
замыкание стрелки
|
154
|
замыкания секций маршрута
центральные
|
182
|
замыкатель внешний
стрелочный
|
39
|
запирание стрелки
|
156
|
запрет движения по
сигналам светофора
|
127
|
извещение на переезд
|
129
|
извещение на переезд
предварительное
|
130
|
интервал попутного
следования железнодорожных поездов
|
22
|
интерфейс с объектами
железнодорожной автоматики и телемеханики безопасный
|
223
|
испытание на безопасность железнодорожной
автоматики и телемеханики
|
227
|
категория отцепа
|
217
|
ключ-жезл
|
102
|
колонка маневровая
|
107
|
команда закрытия переезда
|
132
|
команда ответственная
|
126
|
контроль диспетчерский
|
113
|
контроль негабаритной секции
маршрута
|
180
|
контроль положения стрелки
|
161
|
контроль положения стрелки
ложный
|
162
|
контроль пути перегона
|
188
|
концепция безопасности
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
228
|
крестовина стрелочная
|
35
|
критерий опасного отказа
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
229
|
макет стрелочный
|
44
|
маневры
немаршрутизированные
|
148
|
маршрут
|
133
|
маршрут маневровый
|
135
|
маршрут основной
|
140
|
маршрут отправления
|
137
|
маршрут передачи
|
138
|
маршрут поездной
|
134
|
маршрут приема
|
139
|
маршрут скатывания отцепов
на сортировочной горке
|
141
|
маршруты враждебные
|
136
|
надвиг железнодорожного
подвижного состава
|
209
|
накопление маршрутов
|
147
|
направление движения по пути
перегона
|
192
|
нормирование безопасности
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
230
|
оборудование
железнодорожной автоматики и телемеханики напольное
|
103
|
оповещение работающих на
путях
|
119
|
остряк сбрасывающий
стрелочный
|
32
|
отказ железнодорожной
автоматики и телемеханики защитный
|
226
|
отказ железнодорожной
автоматики и телемеханики опасный
|
233
|
отказ
программно-аппаратных средств железнодорожной автоматики и телемеханики
|
234
|
открытие светофора
повторное
|
186
|
отмена маршрута
|
143
|
отцеп
|
216
|
парк железнодорожных путей
|
19
|
педаль рельсовая
|
100
|
перевод стрелки аварийный
|
152
|
перевод стрелки
вспомогательный
|
158
|
перевод стрелки
индивидуальный
|
160
|
перевод стрелок маршрутный
|
163
|
перевод стрелок
последовательный
|
170
|
перевод стрелочный
железнодорожный
|
24
|
перегон железнодорожный
|
11
|
передвижения
немаршрутизированные
|
149
|
переезд железнодорожный
|
18
|
перекрытие светофора
|
184
|
поведение при отказе железнодорожной
автоматики и телемеханики безопасное
|
220
|
поезд железнодорожный
|
21
|
позиция тормозная
|
215
|
показатель безопасности
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
231
|
положение стрелки
нормальное
|
166
|
положение стрелки охранное
|
167
|
положение стрелки
переведенное
|
168
|
пост маневровый
|
108
|
потеря контроля стрелки
|
169
|
привод стрелочный
железнодорожный
|
26
|
программа обеспечения
безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики
|
235
|
проектирование
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
4
|
пункт железнодорожный
раздельный
|
9
|
путь боковой
|
71
|
путь вытяжной станционный
|
72
|
путь главный
|
70
|
путь железнодорожный
специализированный по направлению
|
73
|
путь железнодорожный
станционный
|
14
|
путь надвига
|
200
|
размыкание блок-участков
искусственное
|
191
|
размыкание блок-участков
пути перегона искусственное
|
191
|
размыкание маршрута
посекционное
|
174
|
размыкание рельсовой цепи
перегона
|
195
|
размыкание секции маршрута
|
173
|
размыкание секции маршрута
искусственное
|
175
|
размыкание секции при
угловом заезде
|
176
|
размыкание секций
маршрутное
|
177
|
регулирование движения
поездов интервальное
|
6
|
регулирование скорости скатывания
отцепов
|
118
|
режим автоматической
локомотивной сигнализации рельсовой цепи
|
199
|
режим рельсовой цепи
контрольный
|
197
|
режим рельсовой цепи
нормальный
|
196
|
режим рельсовой цепи
шунтовой
|
198
|
режим электропитания
светофора
|
187
|
резервирование системы
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
237
|
реконфигурация
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
236
|
реле безопасное
|
221
|
роспуск железнодорожного
подвижного состава
|
210
|
светофор входной
|
47
|
светофор выходной
|
48
|
светофор горочный
|
49
|
светофор железнодорожный
|
46
|
светофор заградительный
|
50
|
светофор локомотивный
|
51
|
светофор маневровый
|
53
|
светофор маршрутный
|
54
|
светофор переездный
|
55
|
светофор повторительный
|
56
|
светофор поездной
|
52
|
светофор предупредительный
|
57
|
светофор прикрытия
|
58
|
светофор проходной
|
59
|
светофор совмещенный
|
61
|
светофоры в створе
|
60
|
секция маршрута
|
74
|
сердечник стрелочной
крестовины подвижной
|
36
|
сигнализация как
самостоятельное средство сигнализации и связи локомотивная автоматическая
|
111
|
сигнализация локомотивная
автоматическая
|
110
|
сигнализация локомотивная
маневровая
|
114
|
сигнализация обвальная
|
87
|
сигнализация светофорная переездная
автоматическая
|
80
|
сигнал светофора
пригласительный
|
62
|
система железнодорожной
автоматики и телемеханики
|
2
|
система железнодорожной
автоматики и телемеханики безопасная
|
219
|
система сортировочная
|
208
|
система электрожезловая
|
120
|
смена направления движения
|
193
|
смена направления движения
по пути перегона
|
193
|
смена направления движения
по пути перегона вспомогательная
|
190
|
снятие предварительного
извещения на переезд
|
131
|
соединитель стрелочный
|
45
|
соединитель стыковой
рельсовый
|
99
|
состав маневровый
|
23
|
состояние железнодорожной
автоматики и телемеханики защитное
|
225
|
состояние железнодорожной
автоматики и телемеханики опасное
|
232
|
состояние секции маршрута
занятое ложное
|
178
|
состояние секции маршрута
свободное ложное
|
179
|
способность сортировочной
горки перерабатывающая
|
207
|
средства автоматического
контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда
|
84
|
станция автономного
управления
|
121
|
станция диспетчерского
управления
|
122
|
станция железнодорожная
|
10
|
стрелка в пути
|
30
|
стрелка железнодорожная
|
25
|
стрелка нецентрализованная
|
27
|
стрелка одиночная
|
40
|
стрелка перекрестная
|
29
|
стрелка сбрасывающая
|
31
|
стрелка с двойным
управлением
|
42
|
стрелка с магистральным
питанием
|
43
|
стрелка спаренная
|
41
|
стрелка централизованная
|
28
|
стык рельсовой цепи
изолирующий
|
97
|
стык рельсовой цепи
негабаритный
|
98
|
съезд стрелочный
|
33
|
съезд стрелочный
перекрестный
|
34
|
торможение отцепов
|
211
|
торможение отцепов
интервальное
|
212
|
торможение отцепов
прицельное
|
213
|
точка сортировочного пути
расчетная
|
205
|
указатель маршрутный
|
63
|
упор тормозной
стационарный
|
92
|
управление на
железнодорожном транспорте диспетчерское
|
5
|
управление на участке
диспетчерской централизации резервное
|
125
|
управление на участке
диспетчерской централизации станционное
|
123
|
управление объектами
железнодорожной станции местное
|
124
|
управление стрелками
местное
|
164
|
уровень безопасности
железнодорожной автоматики и телемеханики
|
238
|
условия безопасности
движения железнодорожных поездов
|
8
|
установка маршрута
|
144
|
установка маршрута без
открытия светофора
|
145
|
установка маршрута
отправления хозяйственного поезда
|
146
|
установка стрелки в
охранное положение
|
155
|
устройства горочной
механизации и автоматизации
|
77
|
устройство безопасности
локомотивное
|
83
|
устройство заграждения
переезда
|
82
|
устройство ключевой
зависимости стрелок и сигналов
|
85
|
устройство
контрольно-габаритное
|
94
|
устройство контроля
бдительности машиниста
|
88
|
устройство контроля
заполнения подгорочных путей
|
79
|
устройство контроля схода
подвижного состава
|
89
|
устройство оповещения о
приближении поезда
|
86
|
устройство счета осей
|
91
|
участок защитный
|
68
|
участок сортировочной
горки контрольный
|
75
|
участок сортировочной
горки скоростной
|
206
|
участок предмаршрутный
|
65
|
участок приближения
|
66
|
участок путевой
|
64
|
участок стрелочный
горочный
|
69
|
участок удаления
|
67
|
централизация
автоматическая горочная
|
117
|
централизация
диспетчерская
|
112
|
централизация стрелок и
сигналов электрическая
|
116
|
цепь рельсовая
|
95
|
цепь рельсовая горочная
|
96
|
часть сортировочной горки
надвижная
|
204
|
часть сортировочной горки
спускная
|
203
|
шкаф релейный
|
106
|
шлагбаум переездной
|
81
|
шлейф путевой
|
104
|
щиток переездной
сигнализации
|
101
|
эксплуатация
железнодорожной автоматики и телемеханики техническая
|
3
|
ящик путевой
|
105
|
Ключевые слова: железнодорожная автоматика и телемеханика,
термины, определения, устройства, оборудование, системы, технология,
безопасность