Приказ
Минприроды России от 24 августа 2010 г. № 330
Об
утверждении типовых правил использования водохранилищ
В соответствии с пунктом 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. №
349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении
правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования
водохранилищ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18
(ч. 2), ст. 2247), подпунктом "а" пункта 1 постановления
Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 г. № 757 "О
полномочиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в
области водных отношений" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, № 51, ст. 5461; 2009, № 10, ст. 1237) приказываю:
Утвердить прилагаемые
типовые правила использования водохранилищ.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 17 сентября 2010 г.
Регистрационный
№ 18461
Содержание
Типовые правила использования водохранилищ
1. Настоящие типовые правила использования
водохранилищ (далее - типовые правила) разработаны в соответствии с пунктом 2
постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. №
349 "Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении
правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования
водохранилищ"*(1).
2. В соответствии с настоящими типовыми правилами
осуществляется использование водохранилищ, не включенных в перечень
водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более десяти миллионов
кубических метров), в отношении которых разработка правил использования
водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ,
каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их
использования исключают раздельное функционирование), утвержденный
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 197-р*(2)
(далее - водохранилища).
3. Типовые правила предназначены для использования:
уполномоченными органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации при осуществлении ими отдельных полномочий
Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана
органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
собственниками гидротехнических сооружений,
образующих водохранилища и (или) эксплуатирующими такие гидротехнические
сооружения организациями;
водопользователями при использовании водных объектов
в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении
водохранилищ в пользование.
4. Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации реализуют требования настоящих типовых правил:
в процессе предоставлении водохранилищ или их
частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях
субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров
водопользования, решений о предоставлении водохранилищ в пользование;
при осуществлении мер по охране водных ресурсов
водохранилищ, включая установление водоохранных зон и прибрежных защитных
полос, поддержание надлежащего санитарного состояния водохранилищ, находящихся
в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской
Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на
территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование
водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в
соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством
Российской Федерации*(3);
при осуществлении мер по предотвращению негативного
воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водохранилищ,
находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на
территориях субъектов Российской Федерации.
5. Собственники гидротехнических сооружений,
образующих водохранилища и (или) эксплуатирующие такие гидротехнические
сооружения организации выполняют требования настоящих типовых правил в процессе
эксплуатации таких гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в соответствии с
требованиями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
6. Водохранилища могут использоваться для одной или
нескольких целей, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации от 3
июня 2006 № 74-ФЗ*(4)
(далее - Водный кодекс Российской Федерации).
Использование водных ресурсов водохранилищ для целей
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения приоритетно перед иными целями
их использования.
7. Использование водохранилищ водопользователями,
образованных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в
качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
осуществляется на основании договоров, заключенных между уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
водопользователями, и санитарно-эпидемиологических заключений, определяющих их
соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения
использования в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения.
Сброс сточных вод и (или) дренажных вод в границах
зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения запрещается*(5).
Сброс сточных и (или) дренажных вод в границах
второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые
введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до
введения в действие Водного кодекса Российской
Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(6).
8. Водохранилища, образованные для целей
технического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций,
водообеспечения объектов теплоэнергетики и производства электрической энергии,
орошения земель сельскохозяйственного назначения, используются на основании
договоров, заключенных между уполномоченными органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и водопользователями с учетом интересов иных
водопользователей с соблюдением требований рационального использования и охраны
водных объектов.
Использование водохранилищ для обеспечения
технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики осуществляется с
соблюдением температурных режимов водных объектов*(7).
Использование водохранилищ для целей производства
электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом
интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и
охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и
других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении
негативного воздействия вод и ликвидации его последствий*(8).
9. Использование водохранилищ, образованных в
рыбохозяйственных целях и являющихся водными объектами рыбохозяйственного
значения, для товарного рыбоводства, организации спортивного и любительского
рыболовства, воспроизводства водных биологических ресурсов, осуществляется в
соответствии с водным законодательством, законодательством о рыболовстве и
охране водных биологических ресурсов, законодательством о животном мире.
Сброс в водохранилища, являющиеся водными объектами
рыбохозяйственного значения, вредных веществ, предельно допустимые концентрации
которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены,
запрещается*(9).
В границах рыбоохранных зон и рыбохозяйственных
заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством, сброс сточных
вод и (или) дренажных вод запрещается*(10).
10. Использование водохранилищ для рекреационных
целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям
безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом
правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного
самоуправления в соответствии с Водным кодексом Российской
Федерации.
Использование водохранилищ рекреационного назначения
в иных целях, предусмотренных Водным кодексом Российской
Федерации, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с
законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
11. Использование водных ресурсов водохранилищ,
образованных для обеспечения пожарной безопасности, в иных целях,
предусмотренных Водным
кодексом Российской Федерации, не допускается.
Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров
допускается из любых водохранилищ без какого-либо разрешения, бесплатно и в
необходимом для ликвидации пожаров количестве.
12. Водный режим водохранилищ, являющихся водными
объектами рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного
изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в
рыбохозяйственных целях) устанавливается с учетом требований по обеспечению
сохранения водных биоресурсов.
13. Водопользователи при использовании водохранилищ
обязаны:
не допускать нарушение прав других
водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими
очистные сооружения и расположенные в акватории водохранилища гидротехнические
и иные сооружения;
информировать уполномоченные исполнительные органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных
отношений об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водохранилищах;
своевременно осуществлять мероприятия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водохранилищах;
вести в установленном порядке учет объема забора
(изъятия) водных ресурсов из водохранилищ и объема сброса сточных вод и (или)
дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водохранилищами и их
водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять
результаты учета и регулярных наблюдений в соответствии с требованиями водного
законодательства.
14. Собственники и эксплуатирующие ГТС организации
оповещают органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и
водопользователей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе при
возникновении аварий на гидротехнических сооружениях и иных чрезвычайных
ситуациях, в порядке, определенном законодательством о защите населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
15. Мероприятия по технической эксплуатации и
благоустройству водохранилища осуществляются постоянно, в течение всего года.
При эксплуатации водохранилищ в зимний период
времени собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС
организации осуществляют мероприятия по предотвращению повреждений
гидротехнических сооружений и берегов водохранилищ в результате ледовых
воздействий. В период установления ледяного покрова на акватории водохранилища,
в целях быстрейшего образования сплошного ледяного покрова, предотвращения
образования навалов льда перед гидротехническими сооружениями и на откосах водохранилищ,
а также возникновением зажоров в нижнем бьефе, сброс воды из водохранилища
уменьшается. При образовании ледяного покрова значительной толщины, уровень
воды в водохранилище необходимо держать постоянным, сбрасывая всю поступающую
воду в нижний бьеф.
Минимально возможный уровень воды в водохранилище
для зимних условий устанавливается с учетом обеспечения зимовки водных
биологических ресурсов, обитающих в водохранилище. В случае, если
предшествующий летний период эксплуатации водохранилища сопровождался
интенсивным развитием водной растительности, необходимо:
ограничивать зимнюю сработку водохранилища;
проводить мероприятия, направленные на увеличение
концентрации растворенного кислорода в воде.
16. Ежегодно, за один месяц до прогнозируемого срока
наступления весеннего половодья собственники ГТС, образующих водохранилища, и
(или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют следующие мероприятия:
проверяют состояние гидротехнических сооружений
напорного фронта и береговой зоны водохранилища;
проводят необходимый ремонт сооружений, конструкций
и механизмов, обеспечивающих пропуск половодья;
проверяют работу контрольно-измерительной аппаратуры
(при наличии такой аппаратуры);
апробируют работу затворов, подъемных механизмов и устройств
автоматического управления;
проверяют надежность электропитания подъемных
механизмов затворов.
17. В случае выявления на гидротехнических
сооружениях неисправностей, которые к началу периода половодья (летних
паводков) устранить не представляется возможным, при этом они могут привести к
возникновению чрезвычайной ситуации, принимаются меры по незаполнению водоема в
период половодья или паводков.
18. При выпадении сильного дождя ливневого характера
в период максимальных уровней воды в водохранилище, водосборные и водозаборные
сооружения открываются для пропуска поступающей воды с учетом пропускной
способности отводящего тракта.
19. С целью предупреждения зарастания акватории
водохранилища и цветения воды уполномоченными органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации реализуются следующие мероприятия:
высадка тростника;
заселение водохранилища гидрофитами с обязательной
уборкой (осенью) образующейся растительной массы;
локальное изъятие иловых отложений;
механическое изъятие избыточной биомассы водорослей
из водохранилищ в местах их массовых скоплений;
санитарная обработка после сработки водохранилища до
отметки уровня мертвого объема.
20. В период сработки водохранилища перед началом
половодья, а также в процессе пропуска половодья и паводков, при наличии
благоприятного прогноза по водности года, собственники ГТС, образующих
водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют мероприятия
по очистке дна водохранилища от наносов (промыв водохранилища от наносов).
Данные мероприятия проводятся при возможности создания в верхнем бьефе скорости
течения, обеспечивающей размыв и транспортировку отложений наносов (не ниже
0,8-1,0 м/с).
21. При проведении промыва водохранилища от наносов:
максимально сокращаются перерывы в подаче воды по
согласованию с иными водопользователями;
скорости сработки и наполнения водохранилища
обеспечиваются с учетом требований безопасности гидротехнических сооружений
(обеспечения устойчивости откосов гидротехнических сооружений, а также берегов
водохранилища);
в случае работы гидротехнического сооружения в
каскаде, попуски в нижний бьеф осуществлять при условии обеспечения
безопасности нижерасположенных гидротехнических сооружений;
заблаговременно согласовываются с водопотребителями,
органами местного самоуправления, органами исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации, территориальными органами
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства морского и
речного транспорта и другими заинтересованными организациями время и
продолжительность промыва водохранилища. Непосредственно перед началом сброса
воды из водохранилища, указанные лица, органы и организации оповещаются о
предстоящем промыве.
22. В случае значительного заиления водохранилища
удаление наносов осуществляется механическим способом (земснарядами,
землечерпалками).
23. Защита берегов водохранилища от размыва и разрушений
при сезонных колебаниях уровня воды и волновых воздействиях, а также
предотвращений эрозии почв и развития овражной системы на территории,
прилегающей к водохранилищу, осуществляется уполномоченными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации следующими методами:
уполаживание откосов, засев откосов специальными
травами или одерновка поверхности естественным дерном;
укрепление склонов вяжущими материалами с пропиткой
грунта битумной эмульсией с применением цемента, битумов, латексов, различных
битумных эмульсий;
покрытие берега хворостяной выстилкой или плетнями,
фашинами, деревянными креплениями;
отсыпка каменной наброски без подготовки ее
основания и возведения дополнительных креплений на стыке ее с прибрежной
отмелью;
отсыпка песчано-гравийной смеси с уклоном от 1,5 до
2° в сочетании с поперечными бунами из негабаритного камня;
намыв пологих песчаных пляжей;
планировка откосов высокого абразивного берега и
укладка бетонных плит без подготовки основания;
укрепление откосов габионной кладкой;
облицовка разрушаемого места бетоном или
железобетоном;
устройство специальных подпорных стенок;
систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и
промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;
содержания и охраны существующих лесных насаждений и
кустарников на склонах и прилегающих к водохранилищу территориях;
посадки специальных пород деревьев и кустарников;
засев разрушаемой территории укрепляющими травами;
систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и
промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;
устройство на склонах специальных
водоперехватывающих нагорных валов и каналов;
устройство в оврагах специальных сооружений (запруд,
ступенчатых перепадов, быстротоков и т.д.).
24. Границы водоохраной зоны и прибрежной защитной
полосы водохранилища устанавливаются посредством специальных информационных
знаков в порядке, установленном постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 января 2009 г. №
17 "Об утверждении Правил установления на местности границ
водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос"*(11).
25. Защита дна и берегов в нижнем бьефе от размывов
обеспечивается собственниками гидротехнических сооружений или эксплуатирующими
ГТС организациями подъемом затворов водосбросных отверстий с интервалом, не
допускающим образования в нижнем бьефе высоких волн.
26. Собственник гидротехнического сооружения или
эксплуатирующая организация обеспечивает наличие документов, содержащих
сведения о водохранилище, гидроузле и мерах по обеспечению безопасности
гидротехнического сооружения, а также осуществляет ведение и хранение
документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за
режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений,
расположенных на водохранилище и о работах, проводимых при эксплуатации
водохранилища. Примерный перечень указанной документации приведен в Приложении
1.
27. Образцы документации, содержащей данные об
основных параметрах водохранилища, характеристике водотока, приведены в Приложении
2.
Образцы документации, в которую заносится информация
о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и
гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище, а также о работах,
проводимых при эксплуатации водохранилища приведены в Приложении
3.
27.1 В Журнале наблюдений уровней воды водохранилища
фиксируются результаты наблюдений за уровнями воды в водохранилище. Положение
уровня воды измеряется ежедневно по состоянию на 8 часов утра с точностью до
0,5 см. К журналу прикладываются графики колебаний уровней воды в
водохранилище, построенные на основе данных наблюдений.
27.2 В Журнал наблюдений за состоянием
гидротехнических сооружений водохранилища заносятся данные об обнаруженных при
проведении осмотров дефектов и нарушений, а также сведения о принятых мерах по
устранению указанных нарушений.
_____________________
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, № 18 (ч. 2), ст. 2247.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, № 8, ст. 1032.
*(3) Распоряжение Правительства Российской Федерации от
31 декабря 2008 г. №
2054-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 2, ст.
335).
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, № 23, ст. 2381; № 50, ст. 5279; 2007, № 26, ст. 3075; 2008, № 29 (ч. 1),
ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 52 (1 ч.), ст. 6441.
*(5) Пункт 1 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской
Федерации.
*(6) Статья 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ
"О введении в действие Водного кодекса Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 23, ст.
2380, 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418).
*(7) Часть 1 статьи 62 Водного кодекса Российской
Федерации.
*(8) Часть 2 статьи 62 Водного кодекса Российской
Федерации.
*(9) Часть 2 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря
2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 52
(часть 1), ст. 5270; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 52 (1 ч.), ст. 5498;
2007, № 1 (1 ч.), ст. 23; № 17, ст. 1933; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст.
5748).
*(10) Пункт 3 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской
Федерации.
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации,
2009, № 3, ст. 415.
Приложение 1
В службу эксплуатации должна передаваться на
хранение и использование следующая документация для гидротехнических
сооружений, построенных по рабочим проектам:
1) полный комплект проекта водохранилища и его
сооружений, а также всех рабочих чертежей, выданных в период строительства;
2) исполнительные чертежи по всем сооружениям, а
также акты на скрытые работы и промежуточную приемку отдельных сооружений;
3) акты приемки, пусковых испытаний отдельных
сооружений и видов оборудования;
4) акт государственной комиссии о приемке
водохранилища в постоянную эксплуатацию;
5) ситуационный план с нанесенными границами
территории гидротехнического сооружения, охранной зоны в масштабе 1:25000,
генеральный план гидроузла в масштабе 1:5000, планы и разрезы по сооружениям
напорного фронта, ограждающим и защитным дамбам, план водохранилища,
характерные продольные и поперченные разрезы гидротехнических сооружений и их
оснований в масштабе 1:25000;
6) кривые зависимости его объемов и площадей,
сбросных расходов и уровней воды в верхнем бьефе;
7) основные параметры водохранилища и характеристики
водотока;
8) инструкция по эксплуатации водохранилища в целом
и по каждому сооружению в отдельности;
9) паспорта всех сооружений, оборудований;
10) план территории гидротехнического сооружения с
прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва
напорного фронта, - в масштабе и детализации, допустимого для открытого
пользования;
11) производственные и должностные инструкции
работников эксплуатирующей организации;
12) сведения об обучении работников эксплуатирующей
организации безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой
помощи пострадавшим на производстве, о проведении инструктажа по охране труда,
о стажировке на рабочем месте, о проверке знаний требований охраны труда.
Все вышеперечисленные документы должны содержаться в
полном порядке, иметь описи и храниться в специальных шкафах.
Службой эксплуатации должна вестись следующая
обязательная документация:
требования охраны труда и безопасности производства;
журнал учета дежурств;
журнал распоряжений;
журнал инструктажа по технике безопасности;
журнал учета ремонтных работ по поддержанию или
реконструкции сооружений;
журнал наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений;
журнал наблюдений за уровнями воды.
Приложение 2
Основные параметры водохранилища и характеристики
водотока
______________________________________________________________
(наименование водохранилища)
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
№
|
Наименование
параметра
|
Значение
|
1
|
Наименование
водотока, на котором расположено водохранилище и речного бассейна, на
территории которого расположен водоток
|
|
2
|
Местоположение створа плотины (расстояние от
устья или истока водотока, географические координаты)
|
|
3
|
Площадь водосбора в створе плотины, км2
|
|
4
|
Среднемноголетний сток, млн. м3
|
|
5
|
Объем годового стока, млн. м3
75 % обеспеченности
50 % обеспеченности
|
|
6
|
Объем весеннего половодья, млн. м3
1 % обеспеченности
50 % обеспеченности
|
|
7
|
Нормальный уровень верхнего бьефа (НПУ), м
|
|
8
|
Форсированный уровень верхнего бьефа (ФПУ), м
|
|
9
|
Отметка уровня мертвого объема, м абс.
|
|
10
|
Площадь акватории водохранилища при НПУ, км2
|
|
11
|
Объем полный, млн. м3
|
|
12
|
Объем полезный, млн. м3
|
|
13
|
Длина водохранилища, км
|
|
13
|
Ширина, км
максимальная
средняя
|
|
14
|
Глубина, м
максимальная (при НПУ)
средняя
|
|
15
|
Длина береговой линии, км
|
|
Приложение 3
Журнал наблюдений уровней воды
водохранилища
Дата
и время наблюдения
|
№
поста
|
№
рейки
|
Отсчеты
по рейке
|
Подпись
наблюдателя
|
минимум
|
максимум
|
средний
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Журнал наблюдений за состоянием
гидротехнических сооружений водохранилища
Дата
|
Местоположение
обнаруженных дефектов и нарушений
|
Описание,
эскиз, характеристика, причина обнаруженных нарушений
|
Принятые
меры, дата и подпись ответственного лица
|
|
|
|
|
|
|
|
|