НАРЕЗКА ПАЗОВ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ
В ЗАТВЕРДЕВШЕМ ЦЕМЕНТОБЕТОННОМ ПОКРЫТИИ
АЭРОДРОМОВ, УСТРАИВАЕМЫХ КОМПЛЕКТОМ
БЕТОНОУКЛАДОЧНЫХ МАШИН «АВТОЕРЕЙД»
ИЛИ ДС-100
СОДЕРЖАНИЕ
Технологическая карта предназначена для использования при разработке
проектов производства работ и организации работ и труда на объектах
строительства.
В основу технологической карты положены следующие исходные данные:
- в цементобетонном покрытии ряда шириной 7,5 м и толщиной 28 см
пазы поперечных швов сжатия нарезают через 6 м;
- швы расширения устраивают в конце смены;
- продольный шов устраивают между смежными рядами покрытия;
- алмазные диски охлаждают смазывающе-охлаждающей жидкостью (СОЖ);
- сменная производительность звена рабочих в составе 12 чел. - 600 м цементобетонного
покрытия ряда (4500 м2).
Нарезку пазов деформационных швов в затвердевшем бетоне производят при
достижении бетоном прочности не менее 100 кг/см2.
Ориентировочно время, необходимое для набора
бетоном указанной прочности в зависимости от температуры воздуха, составляет:
Время в часах
|
6 - 8
|
10 - 12
|
15 - 20
|
24 - 30
|
Средняя температура воздуха, °С
|
25 - 30
|
15 - 25
|
5 - 15
|
5
|
Расстояния между поперечными швами сжатия и швами
расширения назначают согласно проекту.
Пазы швов нарезают ступенчатого сечения глубиной не менее 1/4
- 1/3 толщины покрытия.
При нарезке пазов швов алмазные диски рекомендуется охлаждать
смазывающе-охлаждающей жидкостью СОЖ следующего состава: в 1 м3
воды растворяют 10 кг гудрона от хлопкового масла и 0,35 кг каустической
соды.
В качестве СОЖ можно также применять водно-мыльный раствор с содержанием
стирального порошка «Лотос», «Кристалл», «Донбасс», «Мылолит» в количестве от
0,3 до 0,5 %.
Стиральный порошок вводят в расходную емкость с водой охлаждения на
рабочей площадке.
Применение СОЖ сокращает расход алмазных дисков и воды, позволяет
увеличить производительность нарезчиков.
В цементобетонном покрытии аэродромов нарезают пазы швов сжатия, швов
расширения, продольных швов.
Нарезка пазов швов сжатия
В затвердевшем бетоне пазы швов сжатия нарезают в такой
последовательности: первый паз нарезают посредине плиты между швами расширения
и далее к краям через 18 - 25 м друг от друга, а затем нарезают
остальные швы.
Для нарезки пазов применяют двухдисковый самоходный нарезчик швов
конструкции ПКБ Главстроймеханизации, представляющий собой навесное
оборудование 5669-00000-00А, смонтированное на самоходном шасси одной из машин
бетоноукладочного комплекта Д-375/376. Самоходное шасси устанавливают на
пневмоколесный ход.
Оборудование, выпускаемое серийно Пушкинским заводом треста
«Трансстройпром», включает направляющую (навесную) балку с двумя самоходными
каретками режущих дисков, оснащенную по концам гидроцилиндрами и механизмами
наводки балки в плане. В комплект оборудования входят гидравлическая
насосная станция, электродвигатель, система водоснабжения с баком емкостью 4 м3.
Перед нарезкой пазов на бетонном покрытии делают разбивку и разметку
швов.
На шпиндели двух кареток (режущих головок) ставят пакет из двух или трех
алмазных дисков разного диаметра (например, диски диаметром 250 + 320 + 250 мм).
Нарезку пазов швов производят следующим образом. Нарезчик устанавливают в
рабочее положение около линии шва так, чтобы засечка намеченного шва находилась
в одной плоскости с режущими дисками. С помощью механизма наводки выправляют в
плане положение балки с каретками и опускают ее к поверхности бетонного
покрытия. Включают механизм вращения дисков, одновременно открывают вентиль
подачи СОЖ (или воды). Заглубляют диски в бетон и включают механизм подачи
кареток с режущими дисками. Паз поперечного шва нарезают одновременно двумя
каретками, связанными между собой тягой: алмазными дисками одной каретки
нарезают шов от края бетонного покрытия до середины, а дисками другой каретки -
от середины до противоположного края покрытия.
Заглубление режущих дисков контролируют визуально.
По окончании нарезки паза шва отключают механизм подачи кареток и
вращения режущих дисков, перекрывают подачу СОЖ и поднимают навесную балку с
каретками в транспортное положение. Включают механизм передвижения нарезчика и
одновременно включают механизм обратного хода кареток.
На месте нарезки очередного паза все операции по нарезке повторяют.
В условиях континентального климата поперечные швы сжатия устраивают
только комбинированным способом в два приема:
- в свежеуложенном бетоне нарезчиком швов ДНШС-60-3М нарезают паз с
одновременной закладкой в него изоловой или полиэтиленовой прокладки толщиной
0,2 - 2 мм (см. технологическую
карту «Нарезка поперечных швов сжатия в свежеуложенном бетонном покрытии
аэродромов модернизированным нарезчиком швов ДНШС-60-3М». М., Оргтрансстрой,
1976);
- после затвердения бетона и набора им прочности не менее 100 кг/см2
по заложенной прокладке нарезают паз верхней части шва нарезчиками с алмазными
дисками. Для этого используют нарезчик швов Д-432АМ, на шпиндель которого
ставят пакет из 2 - 3 алмазных дисков одного диаметра.
При нарезке паза в покрытии промежуточного ряда нарезчик устанавливают в
начале шва так, чтобы алмазные диски находились строго над линией шва. Включают
механизм вращения дисков. Одновременно включают подачу СОЖ (воды), заглубляют
алмазные диски в бетон и включают механизм подачи нарезчика вперед. В процессе
нарезки управляют нарезчиком, чтобы он не отклонялся от курса и чтобы диски
резали паз точно по заложенной прокладке.
По окончании нарезки шва режущие диски поднимают, отключают механизм
вращения режущих дисков, перекрывают подачу СОЖ и нарезчик вручную перемещают к
следующему шву. Колеса нарезчика перемещаются по поверхности бетона.
Поперечные швы маячных рядов нарезчиком Д-432АМ нарезают за два приема:
нарезчик устанавливают у кромки покрытия и нарезают паз до противоположной
кромки.
Затем нарезчик с поднятыми в транспортное положение дисками разворачивают
на 180° и дорезают оставшуюся часть шва (занятую прежде нарезчиком).
При работе двух нарезчиков их подключают к цистерне с СОЖ емкостью 3 - 4 м3 и к электростанции
мощностью 60 квт. Цистерну и электростанцию по мере передвижения нарезчиков
перемещают вдоль участка работ автомобилем.
Если в условиях континентального климата или в условиях резкого суточного
перепада температуры швы в свежеуложенном бетоне предварительно не нарезали, то
для предохранения бетона от температурных трещин применяют следующий способ.
На ранней стадии твердения, когда прочность бетона достигнет 50 - 70 кг/см2,
в бетонном покрытии делают прорези на глубину 1/4
- 1/3 толщины покрытия. Для этого применяют самоходный
нарезчик конструкции ПКБ Главстроймеханизации, в конструкцию которого
рекомендуется внести следующие усовершенствования:
1. Устанавливают вариатор, позволяющий увеличивать скорость вращения
режущих дисков с 3260 до 4500 об/мин.
2. Устанавливают вариатор в цепи привода кареток, позволяющий
увеличивать скорость подачи кареток с режущими дисками в пределах от 0,3 до 1,2
м/мин.
Для нарезки прорезей на шпиндели режущих головок нарезчика ставят по
одному алмазному диску и увеличивают скорость вращения режущих дисков и
скорость подачи кареток.
Прорези делают в таком порядке: первую прорезь делают посредине плиты, а
затем в обе стороны от нее через 18 - 25 м.
После того как бетон наберет прочность не менее 100 кг/см2,
в обычном порядке нарезают пазы швов сжатия, в том числе и на прорезях. Для
нарезки пазов швов сжатия применяют самоходные двухдисковые нарезчики швов
конструкции ПКБ Главстроймеханизации, для нарезки верхней части пазов швов
сжатия по прорезям используют нарезчики Д-432АМ.
Нарезка
пазов швов расширения
Паз шва расширения нарезают точно над заложенной в бетон доской. При этом
ширину паза делают на 2 мм больше толщины доски.
Нарезку паза производят одним из следующих способов:
- над доской делают две параллельные прорези двумя алмазными дисками, между которыми ставят металлическую
прокладку;
- прорези делают одним диском поочередно с одной стороны доски, а потом
со второй стороны.
В обоих случаях бетонный гребень между прорезями выкалывают до доски
зубилом.
Для нарезки паза шва расширения рекомендуется использовать нарезчик
Д-432АМ.
Нарезка
паза продольного шва
Продольный шов устраивают между смежными рядами покрытия способом нарезки
паза верхней части шва. Паз продольного шва нарезают нарезчиком Д-903 (ДС-510),
при этом на передний шпиндель нарезчика ставят пакет карборундовых дисков
одного диаметра для зачистки кромок покрытия, а на второй шпиндель - пакет из
двух-трех алмазных дисков одного диаметра.
Нарезчик устанавливают на шов так, чтобы указатели, расположенные на
поворотном круге, совпали с линией шва. Затем нарезчик поднимают на поворотном
круге и при помощи выдвижной рукоятки разворачивают на такой угол, чтобы
указатель продольной симметрии совпал с линией шва. После этого нарезчик
опускают на ходовые колеса, включают подачу СОЖ, включают в работу диски с
постепенным заглублением в бетон.
С помощью регулятора скорости (дросселя гидродвигателя) включают
минимальную подачу и постепенно увеличивают ее до оптимальной величины.
Контроль за заглублением дисков производят визуально по сегменту
заглубления диска. При нарезке шва необходимо следить за охлаждением дисков и
при появлении пара или искр уменьшить скорость резания.
После окончания нарезки алмазные диски снимают, моют и сдают в охраняемую
кладовую, а нарезчик очищают, ставят в транспортное положение и перемещают на
место стоянки.
Нарезчик подключают к цистерне емкостью 3 - 4 м3 на
прицепе с СОЖ (или водой охлаждения).
По мере передвижения нарезчика прицеп с цистерной перемещают автомобилем.
Указания
по технике безопасности
До начала работы необходимо осмотреть все узлы и крепления нарезчиков и недостатки
устранить.
Запрещается во время работы нарезчиков производить смазку, регулировку,
какие-либо исправления или смену дисков. Категорически запрещается работа при
открытой крышке кожуха режущих дисков. Нарезать шов разрешается только в
защитных очках.
Работать при незафиксированном положении дисков запрещается.
Каждый режущий диск должен быть установлен строго вертикально и при
вращении касаться стенки шва всей плоскостью.
Если на месте работы нарезчика Д-903 нет песка, то на прицеп с водой
устанавливают ящик с песком на случай воспламенения топлива.
Участок работ ограждают знаками, запрещающими проезд.
Электростанцию обязательно заземляют. При уходе на перерыв электростанцию
выключают.
При нарезке швов в затвердевшем цементобетонном покрытии следует
руководствоваться «Указаниями по производству и приемке аэродромно-строительных
работ» СН 121-73,
М., Стройиздат, 1974; «Техническими указаниями по устройству деформационных швов
в цементобетонных дорожных покрытиях , М., Оргтрансстрой, 1969; «Правилами техники безопасности при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., «Транспорт», 1969.
Для успешного выполнения работ на участок заранее должны быть доставлены все
необходимые материалы и инструменты. Запасные алмазные диски должны храниться в
специальных сейфах или ящиках.
Работу нарезчиков по нарезке пазов деформационных швов в затвердевшем цементобетонном
покрытии организуют в две смены.
Для нарезки пазов швов на сменной захватке
цементобетонного покрытия длиной 600 м организуют три звена: одно нарезает
пазы поперечных швов сжатия, в том числе и прорези пазов через 18 - 25 м в
бетоне ранней стадии твердения, второе дорезает верхнюю часть пазов швов сжатия
по прорезям и третье нарезает пазы продольных швов.
Нарезка пазов и прорезей пазов поперечных швов
сжатия
Для нарезки пазов и прорезей пазов швов сжатия организуют
звено из 6 чел. следующего состава:
Машинисты нарезчиков 4 разр. - 3
Помощники машинистов 3 » - 3
За звеном закрепляют три самоходных двухдисковых нарезчика
швов конструкции ПКБ Главстроймеханизации.
Сменную захватку длиной 600 м делят на три равных участка для
одновременной нарезки швов тремя нарезчиками.
Каждым нарезчиком на своем участке вначале одним алмазным диском нарезают
в соответствующем порядке прорези пазов швов сжатия, а затем пакетом алмазных
дисков разного диаметра нарезают пазы швов сжатия.
Основные обязанности в звене распределяют следующим образом: машинисты
нарезчиков вместе с помощниками готовят машины к работе, устанавливают режущие
алмазные диски, настраивают нарезчики для выполнения работ.
В процессе работы машинист управляет работой нарезчика.
Помощник машиниста следует около нарезчика, следит за качеством
нарезаемых швов, с помощью механизма наводки выправляет положение навесной
балки с каретками в плане, открывает вентили подачи СОЖ, подает машинисту
сигнал для включения механизма вращения дисков.
Дорезание верхней части пазов швов сжатия
по прорезям
Для дорезания верхней части пазов швов сжатия
организуют звено из 2 чел. следующего состава:
Машинист нарезчика 4 разр. - 1
Машинист электростанции 4 » - 1
За звеном закрепляют модернизированный нарезчик швов
Д-432АМ, электростанцию ПЭС-30 и емкость для СОЖ на прицепе.
Перед началом работы машинист проверяет правильность и надежность
крепления дисков на валу шпинделя (допустимый радиальный зазор под гайкой не
более 0,5 мм), перпендикулярность режущего диска поверхности покрытия
(регулируется изменением положения левого колеса по высоте), работу водяного
насоса и штуцера (струя воды должна равномерно охлаждать обе стороны диска),
натяжение ремней клиноременной передачи (регулируется изменением расстояния
между валами шпинделя и промежуточного ролика).
Машинист электростанции следит за бесперебойным питанием нарезчиков
электроэнергией и состоянием кабелей. Он помогает машинисту нарезчика в
передвижении нарезчика по участку работ и в приготовлении СОЖ.
Нарезка
пазов продольных швов
Для нарезки
пазов продольных швов организуют звено из 4 чел. в следующем составе:
Машинисты нарезчиков 4 разр. - 2
Дорожные рабочие 1
» - 2
За звеном закрепляют два нарезчика Д-903 (ДС-510) и две
емкости для СОЖ на тележках.
Сменную захватку длиной 600 м делят на два одинаковых участка для
одновременного ведения работ.
Основные обязанности в звене распределяют следующим образом: машинисты
нарезчиков готовят машины к работе, устанавливают алмазные и карборундовые
диски. До начала нарезки швов все рукоятки управления золотниками машинисты
ставят в нейтральное положение, а рукоятки управления дросселями - в положение
минимальной подачи. В процессе работы машинисты управляют работой нарезчиков.
Дорожные рабочие подсоединяют к нарезчикам шланги подачи СОЖ, готовят СОЖ
и по мере перемещения нарезчиков подтаскивают шланги. В процессе нарезки швов
дорожные рабочие периодически контролируют положение указателя курса нарезчика.
ЦИКЛОГРАММА НАРЕЗКИ
ПРОРЕЗЕЙ И ПАЗОВ ПОПЕРЕЧНЫХ ШВОВ СЖАТИЯ ДЛИНОЙ 7,5 м САМОХОДНЫМ ДВУХДИСКОВЫМ
НАРЕЗЧИКОМ ШВОВ КОНСТРУКЦИИ ПКБ ГЛАВСТРОЙМЕХАНИЗАЦИИ
Производительность нарезчика за 1 час работы м швов
Возможная производительность за 8-часовую смену при коэффициенте
использования нарезчика по времени в течение смены Кв = 0,78
составляет 250 м швов
ЦИКЛОГРАММА НАРЕЗКИ
ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ПОПЕРЕЧНЫХ ШВОВ СЖАТИЯ ПО УЗКИМ ПРОРЕЗЯМ МОДЕРНИЗИРОВАННЫМ
НАРЕЗЧИКОМ Д-432АМ
Производительность нарезчика Д-432АМ за 1 час работы м швов
При коэффициенте использования по
времени в течение смены Кв = 0,83 производительность нарезчика за
6-часовую смену составляет 37,5 ×
В × 0,83 = 249 м швов.
Всего на захватку длиной 600 м, чел-ч 96,0
на 1000 м швов 8,89 чел-дн (71,11 чел-ч)
на 1000 м2 покрытия 2,66 чел-дн (21,33 чел-ч)
Примечания. 1. Отдых рабочих в размере 10 % включен в трудоемкость
работ.
2. Цифра над линией - количество рабочих, занятых в
операции, цифра под линией - продолжительность операции, млн.
Трудоемкость работ на 1000 м2
покрытия, чел-дн.................................. 2,66
То же на 1000 м швов, чел-дн....................................................................
8,89
Средний разряд
рабочих............................................................................
3,3
Выработка на одного рабочего в смену, м швов.....................................
112,5
Коэффициент использования нарезчиков по времени в течение смены, Кв:
а) самоходных
двухдисковых нарезчиков швов
конструкции ПКБ
Главстроймеханизации................................. 0,78
б) модернизированного нарезчика
Д-432АМ................................. 0,83
в) нарезчиков Д-903
(ДС-510).......................................................... 0,76
А. Основные материалы
Наименование
материалов
|
Марка, ГОСТ
|
Единица
измерения
|
Количество
|
на сменную
захватку 600 м покрытия (4500 м2)
|
на 1000 м2
|
Алмазные диски
|
ГОСТ
16115-70
|
шт.
|
10,5
|
2,4
|
Карборундовые диски
КЧ24СТЗБ
|
ГОСТ 4785-64
|
»
|
18
|
4
|
Жидкость СОЖ
|
-
|
м3
|
43
|
9,6
|
Б.
Машины, оборудование, инвентарь
Наименование, марка
Количество
Самоходные двухдисковые
нарезчики швов с навесным оборудованием
5969-00000-00А....................................................................................................
3
Модернизированный
нарезчик швов Д-432АМ..................................................... 1
Нарезчики швов Д-903
(ДС-510).............................................................................
2
Электростанция
ПЭС-30..........................................................................................
1
Емкости для воды 3 - 4 м3
(на прицепе)................................................................. 3
Шланги резиновые
диаметром 25 мм длиной по 60 м (ГОСТ 2432-50)............. 3
Рейки для разметки
швов.........................................................................................
6
Наборы слесарных
инструментов............................................................................
6