Технологии с использованием
монолитного железобетона
Все большее место в российской строительной отрасли
отводится технологиям с использованием монолитного железобетона. В последние
десятилетия темпы и объемы монолитного строительства возросли многократно.
Крупнопанельное строительство сильно сдало свои некогда лидирующие позиции
монолитному. Монолитная технология возведения жилья, на сегодняшний день, одна
из самых надежных, практичных и быстрых. К бесспорным достоинствам монолитного
строительства относятся:
· широкие возможности использования различных, в т.ч.
весьма оригинальных архитектурно-планировочных решений;
· максимально безболезненное «вживление» возводимых
объектов в существующую застройку -монолитные дома можно строить в самых
стесненных условиях, например, в центрах городов, где панельное строительство
крайне затруднительно;
· монолитные здания на 15-20 % легче кирпичных; благодаря
«бесшовной» конструкции у них лучше показатели тепло- и звуконепроницаемости.
Основные проблемы, связанные с монолитным
строительством, лежат в плоскости поведения самого бетона в связи с опасностью
образования технологических трещин в монолитных конструкциях от
температурно-усадочных деформаций в процессе его твердения. Также ограничены возможности
эффективного контроля качества монолитных конструкций.
Активному продвижению монолитного строительства в
среднюю полосу России способствовало применение специальных добавок,
позволяющих обеспечить твердение бетона при температуре до-15 °С.
И, конечно, современные достижения монолитных
технологий были бы невозможны без наличия соответствующей технической базы,
основу которой составляют опалубочные системы (применение инвентарной опалубки
позволило существенно снизить материальные затраты, повысить производительность
труда и темпы строительства) и оборудование для бетонных работ.
Если раньше для подачи бетона на верхние ярусы
возводимых сооружений использовались башенные краны с бетонбадьями, то сейчас -
стационарные бетононасосы или автобетононасосы (рис. 1). Бетоноподающая техника
существенно облегчает решение самых сложных строительных задач, связанных с
монолитными работами. Использование бетононасоса намного выгодней и удобней,
нежели монтаж башенного крана.
Таким образом, один из эффективных путей снижения
стоимости и трудоемкости бетонных работ - это подача бетонной смеси по трубам с
помощью бетононасосов. Способ позволяет исключить ручной труд при приеме
бетонной смеси из транспортных средств, перемещении ее в горизонтальной и
вертикальной плоскостях в пределах строительной площадки и распределении по
бетонируемой поверхности.
Подача бетонной смеси по трубам даст возможность
работать в стесненных условиях и труднодоступных местах, т. е. там, где другие
способы подачи не могут быть использованы. Монтируя последовательно ряд
бетононасосных установок, можно подавать бетонную смесь на значительные длину и
высоту. Такой способ подачи сохраняет качество бетонной смеси (в трубах смесь
защищена от воздействия внешней среды) и сокращает потери смеси, связанные с ее
перегрузкой из одного транспортного средства в другое.
При возведении монолитных сооружений подача бетонной
смеси по трубам по сравнению с подачей ее ленточными конвейерами и кранами в
бадьях позволяет сократить число рабочих в 2¸3,5 раза, повысить
производительность труда и снизить себестоимость подачи.
Применение бетононасосов вводит жесткий ритм во все
процессы, связанные с бетонированием конструкций, что в свою очередь повышает
общий темп строительных работ. При этом требуется более четкая организация
работ по приготовлению и доставке на объект бетонной смеси, обслуживанию
бетонотранспортного оборудования и организации арматурных, опалубочных и
бетонных работ.
Так как бетонная смесь подается по трубам под
давлением, то повышается ее однородность, удобоукладываемость, частично
уменьшается объем пустот и улучшается обволакивание частиц заполнителя
цементной пленкой, что приводит к некоторому повышению прочности бетона.
Сегодня укладку значительного объема бетона
производят с помощью бетононасосов (в европейских странах до 25¸60
% от всего монолитного бетона). Появление современного бетонного оборудования
открыло перед строителями принципиально новые возможности как по высоте
доставки бетона, так и по дальности. При возведении небоскреба в столице
Малайзии Куала-Лумпуре высота подачи смеси составила более 400 метров. Мировой
рекорд перекачки бетона по горизонтали превышает 2000 метров.
Рис. 1.
Бетононасосы применяют для подачи бетонной смеси в конструкции,
куда затруднена подача бетонной смеси другими способами. Широко применяют
бетононасосы при бетонировании обделок туннелей, возведении сооружений в
скользящей опалубке при высотном домостроении и др.
Бетононасосы бывают с механическим и гидравлическим
приводом. Бетононасос с механическим приводом является горизонтальным
одноцилиндровым поршневым насосом одностороннего действия с двумя принудительно
действующими пробковыми клапанами. Бетонная смесь загружается в приемную
воронку, где непрерывно перемешивается лопастями смесителя для сохранения
однородности и предупреждения расслоения. Затем смесь с помощью побудителя
подается через открытый всасывающий клапан и цилиндр насоса. После наполнения
цилиндра смесь поршнем подается в бетоновод.
Бетоновод изготовляют из стальных труб диаметром в
свету от 90 до 250 мм. В его комплект входят прямые трубы одинакового диаметра
длиной 6; 3; 1,5; 0,9; 0,6; 0,3 м и колена, изогнутые под углом 90°, 45°,
22°30"и 11°15".
В бетононасосах с гидравлическим приводом поршень
движется с помощью жидкости, подаваемой насосом. Основное достоинство поршневых
насосов с гидравлическим приводом по сравнению с поршневыми насосами с
механическим приводом -незначительные динамические нагрузки на узлы и детали
насоса и бетоновода и гарантированное максимальное давление, превышение
которого исключается. Эти два обстоятельства способствуют надежной работе
насоса без поломок и аварий.
Кроме того, все бетононасосы делятся на два основных
подвида: стационарные бетононасосы и автобетононасосы.
Первый вид - это стационарный бетононасос. Основное
его отличие от автомобильного - невозможность самостоятельного передвижения и
отсутствие собственной гидравлически управляемой стрелы. Стационарный
бетононасос представляет собой 1¸2-осный прицеп-насос с приемным бункером для
выгрузки в него бетона и выпускным патрубком, предназначенным для коммутации со
сборной магистралью из труб-бетоноводов.
Главный минус стационарного бетононасоса в том, что
он способен работать исключительно с дополнительно привезенной магистралью. Это
накладывает определенные ограничения на мобильность и оперативность работы.
Сначала надо привезти насос и трубы, затем из труб собирать
магистраль-бетоновод. После прокачки в одно место опалубки, и при дальнейших
перемещениях части разбираются, промываются, перемонтируются, что, безусловно,
непросто и трудоемко. Сама бетонопроводящая магистраль может быть проложена
горизонтально, вертикально, с различными поворотами, уклонами и т.п.
Есть у стационарного бетононасоса и неоспоримые преимущества.
Только стационарный бетононасос может перекачивать бетонную смесь на большую
высоту - выше двухсот метров и на сильно удаленные участки - больше пятисот
метров по горизонтальной магистрали. Такие уникальные технические возможности
делают стационарный бетоно-насос незаменимым в современном высотном
строительстве, например, если речь идет о подаче бетона или раствора на
тридцатый этаж возводимого здания. Такие бетононасосы и применяют, в основном,
при сооружении высотных конструкций и при бетонировании огромных бетонных
массивов.
Второй вид бетононососов - автобетононасос. Он более
мобилен и удобен в эксплуатации. Автобетононасос (рис. 2) - это спецтехника,
смонтированная на шасси грузовика, имеющая свою автономную стрелу с
контролируемыми параметрами перемещения. На стреле смонтирована
труба-бетоновод, представляющаяся из себя раскладывающуюся конструкцию из
нескольких колен. Гидравлическое управление приводами стрелы автобетононасоса
делает процесс бетонирования легким и удобным.
Рис. 2.
Автобетононасос приезжает на объект, расставляет
лапы опор, раскладывает стрелу. Из подвозящих бетон бетоносмесителей смесь
постепенно сгружается в приемный бункер автобетононасоса. Далее бетон,
нагнетаемый насосом, по трубе прокачивается в необходимую точку заливки. Для
удобства бетонирования, на хвостовике стрелы автобетононасоса смонтирован
резиновый четырехметровый шланг. При заливке им манипулируют, как хоботом.
Длина стрелы у автобетононасосов может быть от 18 до 64 метров. Обычно
производительность автобетононасоса намного выше возможностей принимающей бетон
бригады строителей.
Во время транспортирования бетонной смеси по трубам
потери теплоты незначительны и бетононасосы можно использовать и при
отрицательной температуре.
Для бетонирования массивных малоармирован-ных
фундаментов с объемом бетона в сооружениях до 10 000 м3
целесообразно применять стационарные бетононасосы с объемной подачей 40 м3/ч
и более и диаметром бетоновода 203 мм. В процессе возведения железобетонных
густоармированных и тонкостенных конструкций при объеме укладываемой бетонной
смеси 1000¸2000
м3 следует использовать стационарные бетононасосы с объемной подачей
20 м3/ч; при объеме до 500¸1000 м3 -
стационарные и передвижные бетононасосы с объемной подачей 10¸20
м3/ч, при объеме до 500 м3 - передвижные бетононасосы с
объемной подачей 10¸20
м3/ч. В этих случаях наиболее эффективны бетоноводы диаметром 100¸125
мм.
Журнал «Ценообразование и
сметное нормирование в строительстве», ноябрь 2010 г. № 11