Приказ Государственной корпорации по атомной энергии
от 10 ноября 2010 г. N 1/418-П
О
функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях
(на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации
"Росатом"
В целях обеспечения деятельности системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций Государственной корпорации по атомной энергии
"Росатом" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной
подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на
объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Госкорпорации "Росатом".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить
на заместителя генерального директора Госкорпорации "Росатом" Е.В. Евстратова.
И. о. генерального
директора
|
A.M. Локшин
|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2010
г.
Регистрационный
N 19154
Приложение
Положение
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности
Госкорпорации "Росатом"
1. Настоящее Положение разработано во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121;
2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст.
1429, N 29, ст. 3688).
2. Положение определяет организацию и порядок
деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу
деятельности Госкорпорации "Росатом" (далее - ОСЧС) и распространяется
на учреждения и акционерные общества Госкорпорации "Росатом", их дочерние
и зависимые общества, а также подведомственные федеральные государственные унитарные
предприятия и подведомственные федеральные государственные учреждения Госкорпорации
"Росатом".
3. ОСЧС осуществляет свою деятельность в целях
выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст.
5284, N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274,
N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192), Федеральным законом от 21
ноября 1995 г. N 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002,
N 1 (ч. 1), ст. 2, N 13, ст. 1180; 2003, N 46 (ч. 1), ст. 4436; 2004, N 35, ст.
3607; 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834, N 49, ст. 6079; 2008, N 29
(ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 52 (1 ч.), ст. 6450),
Федеральным законом от 01 декабря 2007 г. N 317-ФЗ
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078; 2009, N 29, ст. 3642;
2010, N 23, ст. 2789), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Основными задачами ОСЧС являются:
планирование мероприятий, организация и проведение
в пределах своей компетенции работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том
числе в области обеспечения пожарной безопасности и аварийного реагирования;
совершенствование системы мер и технологий
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями при осуществлении
деятельности в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;
разработка, ведение и совершенствование нормативной
правовой, организационной и методической базы функционирования ОСЧС;
обеспечение необходимого уровня профессиональной
подготовки и готовности к действиям в аварийной обстановке руководителей организаций,
органов управления, сил и средств ОСЧС;
создание финансовых и материальных ресурсов,
совершенствование систем связи, оповещения и информационного обеспечения ОСЧС;
сбор, обработка, анализ, учет и обмен информацией
о состоянии деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, оценка
достаточности и эффективности проводимых мероприятий;
совершенствование системы научно-технической
поддержки принятия решений в условиях ликвидации аварии и чрезвычайных ситуаций;
совершенствование организационно-штатной структуры
аварийно-спасательной службы и аварийно-спасательных формирований, их оснащение
специальной техникой и оборудованием на основе последних достижений науки и техники,
в том числе средствами робототехники;
выполнение обязательств Российской Федерации
в соответствии с международными договорами в области готовности и реагирования на
ядерные и радиационные аварии (аварийные ситуации) по вопросам, входящим в компетенцию
Корпорации.
5. ОСЧС объединяет координационные органы,
органы управления, силы и средства Госкорпорации "Росатом" (далее - Корпорации),
учреждений и акционерных обществ Корпорации, их дочерних и зависимых обществ, а
также подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и подведомственных
федеральных государственных учреждений (далее - организации Корпорации) и действует
на федеральном и на объектовом уровне.
6. Общее руководство деятельностью ОСЧС на
федеральном уровне осуществляет генеральный директор Корпорации.
Координация функционирования ОСЧС в рамках
своей компетенции возлагается на заместителей генерального директора Корпорации.
Общее методическое обеспечение деятельности
ОСЧС осуществляет структурное подразделение Корпорации, специально уполномоченное
на решение задач в области защиты населения (работников) и территорий от чрезвычайных
ситуаций и (или) гражданской обороны.
Методическое руководство и обеспечение функционирования
ОСЧС объектового уровня, возлагается на акционерные общества Корпорации, их дочерние
и зависимые общества, а также на структурные подразделения Корпорации, осуществляющие
координацию производственно-хозяйственной деятельности подведомственных федеральных
государственных унитарных предприятий и подведомственных федеральных государственных
учреждений.
7. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций объектового уровня создается в организациях Корпорации, эксплуатирующих
потенциально опасные объекты (ядерно и радиационно опасные, химически опасные, пожаровзрывоопасные,
техногенно опасные), возникновение чрезвычайных ситуаций на территории которых может
привести к человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде,
повлечь значительные материальные потери, нарушить безопасность и устойчивость функционирования
организаций (объектов).
Общее руководство деятельностью ОСЧС объектового
уровня (СЧСО) осуществляют руководители организаций Корпорации.
8. ОСЧС включает координационные органы, постоянно
действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства,
резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного
обеспечения.
9. Координационными органами ОСЧС являются:
на федеральном уровне - комиссия по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Корпорации
(далее - ОКЧС);
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций
Корпорации (далее - КЧСО).
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяется в положениях
о них.
10. Постоянно действующими органами управления
ОСЧС и СЧСО соответственно являются структурное подразделение Корпорации (федеральный
уровень) и структурные подразделения организаций Корпораций (объектовый уровень),
уполномоченные на решение задач в области защиты населения (работников) и территорий
от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органами повседневного управления ОСЧС соответственно
являются центр управления в кризисных ситуациях Корпорации (федеральный уровень),
кризисные центры или дежурно-диспетчерские службы организаций Корпорации (объектовый
уровень).
Компетенция и полномочия постоянно действующих
органов управления и органов повседневного управления ОСЧС федерального и объектового
уровней определяется соответствующими положениями о них.
11. Силами ОСЧС являются специально подготовленные
штатные и нештатные подразделения, укомплектованные необходимыми средствами и предназначенные
для предупреждения чрезвычайных ситуаций, ликвидации аварий и их последствий.
В состав сил ОСЧС входят:
силы предупреждения - силы наблюдения и контроля,
осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и
обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
силы аварийного реагирования - штатные и нештатные
аварийно-спасательные формирования, предназначенные для оперативного реагирования
и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Организационная структура, состав сил ОСЧС
и их оснащение определяются руководством Корпорации и организаций Корпорации исходя
из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
12. Силы аварийного реагирования ОСЧС состоят
из сил постоянной готовности федерального уровня, штатных и нештатных аварийно-спасательных
формирований объектовых систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы аварийного реагирования обеспечивают
проведение первоочередных мероприятий при возникновении аварий, ликвидацию аварий
и их последствий при производственной деятельности организаций, включая возможные
аварии при транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий
из них.
Привлечение сил аварийного реагирования Корпорации
к ликвидации аварий и их последствий осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при
ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению руководства Корпорации и руководителей
организаций Корпорации, осуществляющих руководство деятельностью указанных сил аварийного
реагирования.
13. Подготовка специалистов органов управления
и сил ОСЧС осуществляется в установленном порядке.
В целях повышения практической готовности
органов управления и сил ОСЧС ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки
в соответствии с Методическими рекомендациями Корпорации по проведению учений и
тренировок.
14. При отсутствии аварии (аварийной ситуации)
и угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы ОСЧС федерального
и объектового уровней функционируют в режиме повседневной деятельности.
В режиме повседневной деятельности органами
управления и силами ОСЧС проводятся следующие основные мероприятия:
реализация мер по обеспечению ядерной, радиационной,
пожарной, промышленной и экологической безопасности, безопасности гидротехнических
сооружений;
контроль выполнения мер и мероприятий по обеспечению
безопасности потенциально опасных объектов, мониторинг состояния объектов, радиационной
и экологической обстановки;
сбор, обработка и обмен информацией о состоянии
ядерно и радиационно опасных установок и объектов, повышение их ядерной и радиационной
безопасности;
планирование действий органов управления и
сил, обучение спасателей и работников организаций, обеспечение постоянной готовности
к действиям в условиях аварий и чрезвычайных ситуаций, проведение учений и тренировок;
планирование эвакуационных мероприятий;
создание, размещение и хранение резервов материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление в пределах своих полномочий
необходимых видов страхования.
15. При возникновении аварии (аварийной ситуации)
и угрозе возникновения чрезвычайной ситуации решением генерального директора Корпорации,
решениями руководителей организаций Корпорации устанавливается режим повышенной
готовности или режим чрезвычайной ситуации функционирования органов управления и
сил ОСЧС с проведением следующих основных мероприятий:
а) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за развитием обстановки
и состоянием окружающей среды, прогнозирование развития аварии и возможности возникновения
чрезвычайной ситуации;
введение (при необходимости) круглосуточного
дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ОСЧС федерального
и объектового уровней;
организация работ по локализации и ликвидации
аварии (аварийной ситуации);
проведение при необходимости эвакуационных
мероприятий;
непрерывный сбор, обработка и передача органам
управления и силам ОСЧС данных о развитии обстановки;
принятие оперативных мер по предупреждению
возникновения аварий, снижению размеров ущерба и потерь, а также повышению безопасности,
устойчивости управления и функционирования организаций;
уточнение планов действий (взаимодействия)
по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
проверка и восполнение при необходимости резервов
материальных средств и ресурсов;
осуществление информационного обмена между
органами управления ОСЧС;
прогнозирование развития аварии и возможности
воздействия на работников (персонал) и население.
б) в режиме чрезвычайной ситуации (аварии):
организация работ по локализации и ликвидации
аварии, обеспечение действий сил и средств ОСЧС;
непрерывный контроль за состоянием окружающей
среды и развитием обстановки, прогнозирование воздействия на население и окружающую
среду с выдачей рекомендаций органам местного самоуправления по защите населения,
в том числе с проведением эвакуационных мероприятий;
наращивание при необходимости сил реагирования
в районе аварии;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией
об обстановке в зоне аварии (чрезвычайной ситуации);
организация оповещения руководителей заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организация взаимодействия
с функциональными и территориальными подсистемами предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций единой государственной системы.
При устранении обстоятельств, послуживших
основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации,
установленные режимы функционирования органов управления и сил ОСЧС отменяются.
16. Информация о введении соответствующих
режимов функционирования органов управления и сил ОСЧС федерального и объектового
уровней, мерах по обеспечению безопасности работников организаций и населения доводится
через средства массовой информации и по иным каналам связи.
17. Ликвидация аварий и их последствий в организациях
Корпорации осуществляется силами и средствами ОСЧС объектового уровня. При необходимости
решением генерального директора Корпорации привлекаются дополнительные силы и средства
ОСЧС.
Руководство силами и средствами, привлекаемыми
к ликвидации аварии (чрезвычайной ситуации), осуществляет руководитель работ по
ликвидации аварии (чрезвычайной ситуации), назначаемый руководителем организации
Корпорации, а в случае крайней необходимости генеральным директором Корпорации.
Руководители аварийно-спасательных формирований
Корпорации, прибывшие в зону аварии (чрезвычайной ситуации) первыми, принимают на
себя и исполняют обязанности руководителя работ по ликвидации последствий аварии
(чрезвычайной ситуации) до прибытия должностного лица, к полномочиям которого отнесена
ликвидация аварии (чрезвычайной ситуации).
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
устанавливают границы зоны аварии (чрезвычайной ситуации), порядок и особенности
действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных
и других неотложных работ.
Заместитель генерального
директора
Государственной корпорации
по атомной энергии "Росатом"
|
Е.В. Евстратов
|
Согласовано
Статс-секретарь
- заместитель Министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
|
В.А. Пучков
|