ГОСТ Р 51248-99
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ НАЗЕМНЫЕ
РЕЛЬСОВЫЕ
КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
ГОССТРОЙ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный научно-исследовательский
и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической
помощи строительству» и Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376)
«Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»
2 СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России
3 ВНЕСЕН Управлением механизации,
инженерного оборудования и лизинга Госстроя России
4 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.
5 ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1
Область применения
2
Нормативные ссылки
3
Общие положения
4 Требования к устройству
рельсовых путей
5 Требования к эксплуатации
Введение
Настоящий
стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для
исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с
проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.
При разработке
требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники,
передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных
стандартов по рельсовым крановым путям.
Основными
отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на
обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и
обслуживанием грузоподъемной техники.
В стандарте
содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых
путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.
Средства и
способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание
конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в
разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации
наземных рельсовых крановых путей.
Настоящий
стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМПТ (ответственный исполнитель - Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по
стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель - Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного
оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П.
Добжинский).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
TRACKS OVERLAND RAIL CRANE
Principal specifications
1 Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения
грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их
проектированию, устройству и эксплуатации.
Требования
стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5;
4.3.1; 4.3.7;
4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный
характер.
Стандарт может
применяться для сертификации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования
безопасности
ГОСТ
12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ
23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков
производства строительно-монтажных работ. Технические условия
Международный
стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний
ПБ
10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
(Госгортехнадзор России)
Правила
устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)
Правила
технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).
3 Общие положения
3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны
осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в
соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической
документации на проектные работы.
3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию
и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь
лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя
России и Госгортехнадзора России.
3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее
строения, путевое
оборудование.
3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути
входят: земляное полотно и водоотводное устройство.
3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма,
подрельсовые опорные элементы,
рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.
3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые
упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения,
ограждение, заземление и предупреждающие знаки.
3.4 Комплект документов должен содержать:
проектную и конструкторскую документацию;
паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы),
входящие в состав рельсового пути;
акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в
эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути);
разрешение на пуск в работу рельсового пути.
3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:
выкопировка из стройгенплана;
проект рельсового пути;
проект производства работ на устройство рельсового пути;
требования по эксплуатации рельсового пути.
3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать:
план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки
крана в нерабочем положении;
конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый
опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых
скреплений, материал и размеры балластного слоя);
конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение
и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);
допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации;
конструкцию тупиковых
упоров, схему заземления рельсового пути;
конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта
(при необходимости);
указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;
__________
* Обкатку рельсового пути
следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно
паспортной характеристике.
пояснительную записку с
расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.
3.5.2 Проект производства работ (ППР) по
устройству рельсового пути должен содержать:
состав и способы производства работ;
методы контроля;
браковочные требования на элементы рельсового пути;
способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной
плоскости от нормативных значений;
периодичность
обследования и технического обслуживания.
4 Требования к устройству рельсовых путей
4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны
на рисунке
1.
1
- рельсовый путь; 2 - башенный кран; 3 - водоотводное устройство;
4 - ограждение; 5 - возводимое здание
Контролируемые
параметры:
А - ширина земляного полотна;
Б = (R - 0,5 K) +
0,7 м - минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси
рельса;
В - база крана;
К - колея пути;
R - наибольший радиус поворотной части крана;
I = (hу/К) - поперечный уклон пути;
hб - толщина балласта;
S - отклонение от прямолинейности рельсового пути;
L* -
расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера «Б»).
Рисунок 1 - Общий вид и основные
контролируемые параметры
наземных рельсовых крановых путей
4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие
требования:
4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть
выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.
Подземные коммуникации, расположенные в зоне
крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при
необходимости, защитить от деформации и разрушения.
4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;
поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008 -
0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;
земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта,
допускается выполнять горизонтальным.
4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна
быть в пределах 1,55 - 1,75 г/см3 коэффициент
уплотнения насыпного грунта земляного полотна - не менее 0,95. Способы
уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.
4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.
4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период
должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с
учетом специфики климатических зон.
При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время
нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без
предварительного уплотнения грунтового основания.
4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются
следующие требования:
4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться
как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.
В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные
полушпалы, брусья или железобетонные балки.
4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании
расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания,
материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.
Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического
обоснования проекта) приведена в таблице 1.
4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует
располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами - над их стыками.
4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление
затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).
4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм.
Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте
3 мм.
4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1
м в каждую сторону.
4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных
элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных
элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.
4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного
значения при их устройстве приведены в таблице
2.
4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей
грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ
10-14-92и ГОСТ
12.3.009-76
4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют
следующие требования:
4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны
быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной
скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в
аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма
передвижения крана.
Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры
был одновременным.
Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы
(стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а
в промежутке - не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25
м.
Таблица 1
В миллиметрах
Таблица 2
Параметры
|
Предельная величина отклонения при
|
устройстве
|
эксплуатации
|
Продольный и поперечный уклоны рельсового
пути*
|
Не более 0,004
|
Не более 0,01
|
Колея рельсового пути
|
± 10мм от номинального размера
|
± 15 мм от номинального размера
|
Прямолинейность рельсового пути на участке
длиной 10 м для кранов:
|
|
|
с жесткими ходовыми рамами
|
Не более 15 мм
|
Не более 20 мм
|
с балансирными тележками
|
Не более 20 мм
|
Не более 25 мм
|
Упругая просадка рельсового пути при
максимальной нагрузке на колесо крана и конструкции верхнего строения:
|
|
|
из деревянных полушпалах
|
Не более 7 мм
|
Не более 7 мм
|
на железобетонных балках
|
Не более 5 мм
|
Не более 5 мм
|
* На участке пути, равном
по длине двум базам крана (2 В), поперечные знакопеременные уклоны в
указанных значениях не допускаются.
|
4.5.2 Ограничители передвижения должны
быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма
передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до
тупикового упора.
4.5.3
Устройство заземления пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями
Правил устройства электроустановок.
4.5.4
Знаки безопасности выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76
Ограждение
рельсового пути следует выполнять по ГОСТ
23407-78 На рельсовом пути участок стоянки крана в нерабочем состоянии
должен быть обозначен табличкой «Место стоянки крана».
4.5.5
Ограничители передвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии
с требованиями ГОСТ
12.4.026-76 .
Металлические
детали должны быть предохранены от коррозии.
4.6
Кроме общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует руководствоваться
также условиями на укладку рельсового пути, которые должны содержаться в
паспорте крана, соответствующем требованиям международного стандарта ИСО 4310.
4.7 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка
пути производится не менее 10 раз краном без груза и не менее 5 раз с
максимальным рабочим грузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.
4.8
Готовность рельсового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки
пути по форме в соответствии с приложением 8 ПБ
10-14-92 или актом комплексного обследования крановых путей (5.3).
4.9
Разрешение на эксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническим
работником но надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных
грузозахватных приспособлений и тары, назначенным согласно требованиям ст.
7.4.2 ПБ
10-14-92 на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования
крановых путей.
5 Требования к эксплуатации
5.1
Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной
проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту.
5.2
Проверка состояния рельсового пути включает:
ежесменный
осмотр;
плановую
или внеочередную проверку.
5.2.1
Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме,
предусмотренном производственной инструкцией.
В
случае обнаружения неисправностей в известность ставится лицо, ответственное за
безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.
5.2.2
Плановая проверка состояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен
работы крана и осуществляется под руководством инженерно-технического
работника, ответственного по ст. 7.4.5 ПБ
10-14-92
Плановая
проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей
требованиям настоящего стандарта, проектной и конструкторской документации, и
подтверждает, что состояние верхнего строения и путевого оборудования
обеспечивают безопасную работу крана.
Результаты
плановых проверок заносятся в вахтенный журнал работы крановщика.
Внеочередную
проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационных
условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на
состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях
машиниста крана.
5.3 Периодическое комплексное обследование* рельсовых путей
проводится специализированными организациями, имеющими государственную лицензию
на этот вид деятельности, и включает выполнение следующего комплекса работ:
проверку
наличия и состояния эксплуатационной службы и службы надзора за качеством
рельсовых путей;
проверку
наличия проектной и эксплуатационной документации;
поэлементное
обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния и
остаточного ресурса основных элементов верхнего строения рельсового пути;
подготовку
результатов комплексного обследования: инструментальные замеры, данные упругой
просадки, ведомость дефектов и др.
Результаты
комплексного обследования оформляются актом.
Периодичность
комплексного обследования рельсовых путей определяется проектом, но должна
проводиться не реже 1 раза в 3 года**.
_________
* Порядок и процедура комплексного обследования рельсовых
путей регламентируются соответствующими нормативными документами.
**
Допускается по согласованию с органами Госгортехнадзора периодичность
комплексного обследования увеличивать до 5 лет для редко используемых кранов
(не более 500 маш.-ч/год).
5.4
По результатам плановых или внеочередных проверок и комплексного обследования
рельсовых путей проводятся работы по их техническому обслуживанию и устранению
выявленных дефектов, включая:
восстановление
земляного полотна и балластной призмы до проектных значений;
рихтовку
и выправку пути по уровню;
подтяжку
ослабленных болтовых и винтовых соединений, а также креплений с помощью
костылей;
регулировку
зазоров в стыках рельсов и выключающих линеек;
восстановление
поврежденных участков верхнего строения и контуров заземления;
замену
дефектных элементов верхнего строения и путевого оборудования рельсового пути;
очистку
водоотводящего устройства.
5.5
Не допускается эксплуатация рельсового пути при следующих дефектах:
5.5.1
На рабочих поверхностях имеются вмятины, лыски и волнистость более 5 мм.
5.5.2
В болтовых соединениях рельсового пути отсутствуют исправные стопорные детали
(пружинные шайбы, шплинты и т.п.) или они затянуты с нарушением момента затяжки,
указанного в конструкторской документации.
5.5.3
Наличие трещин в рельсах, в тупиковых упорах, в том числе в сварных швах.
5.5.4
Коррозия деталей рельсового пути в глубину более 4 мм.
5.5.5
Уменьшение площади опирания нижней поверхности подрельсовых опорных элементов -
полушпал и балок рельсового пути на площади более 10 %.
5.5.6
В железобетонных подрельсовых элементах имеются обнажения и обрывы арматуры,
сплошные опоясывающие и продольные длиной более 300 мм трещины с раскрытием
более 0,3 мм, сколы бетона более 100 мм для полушпал и 250 мм для балок.
5.5.7
В деревянных полушпалах имеются: излом, поперечные трещины длиной по торцу
более его половины, продольные трещины глубиной более 50 мм и длиной более 300
мм, поверхностная гниль более 20 мм под подкладками и более 60 мм на остальных
поверхностях деревянных элементов.
5.6
Эксплуатация и контроль за устройствами заземления должны осуществляться в
соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок.
5.7
Предельные значения отклонений элементов верхнего строения и тупикового
оборудования, при которых дальнейшая эксплуатация рельсового пути не
допускается, указаны в таблице 2.
5.8 При установке на рельсовых путях грузоподъемных кранов,
изготовленных за рубежом, представляется заключение специализированных
организаций, имеющих право комплексного обследования крановых путей
грузоподъемных машин.
Ключевые слова: крановый
путь, нижнее и верхнее строение рельсового пути, путевое оборудование,
тупиковые упоры, балластная призма, земляное полотно, контролируемые параметры,
допуски, уклон, просадка