ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
(Госстрой России)
Рекомендации
ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
МДС 11-2.99
Москва 1999
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ
ПОЛИТИКЕ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
117987, ГСП-1, Москва, ул. Строителей, 8,
корп. 2
10.06.99 № ЛБ-1992/5
На № ________________________________
Об утверждении
Рекомендаций по деятельности Управляющего проектом при разработке и
реализации проектной и рабочей документации на строительство предприятий,
зданий и сооружений
|
|
Министерства и ведомства
Российской Федерации, территориальные органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, акционерные общества
(ассоциации, корпорации и компании), проектные и изыскательские организации,
строительные организации (по списку)
|
Госстрой России рекомендует
для применения разработанные Российским обществом
инженеров строительства (РОИС) и Государственным
предприятием - Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительство Госстроя России (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект») и
подготовленные к утверждению Управлением науки и ПИР Госстроя России
«Рекомендации по деятельности управляющего проектом
при разработке и реализации проектной и рабочей документации на строительство
предприятий, зданий и сооружений».
Рекомендации содержат
принципиальные, обобщенные подходы и требования по деятельности Управляющего
проекта, предназначено для инвесторов, заказчиков, специалистов, проектных и
инжиниринговых фирм, органов управления местных администраций и
государственного надзора.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
(Госстрой России)
Согласовано:
Заместителем председателя РОИС
_________________ В.А.
Алексеев
20 мая 1999 г.
|
Утверждаю:
Зам. председателя
Госстроя России
_________________ Л.С.
Баринова
21 мая 1999 г.
|
Рекомендации
ПО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
МДС 11-2.99
Москва 1999
Рекомендации по деятельности
Управляющего проектом основываются на действующем законодательстве и учитывают
отечественный и зарубежный опыт управления проектами.
В Рекомендациях приводится
оптимальный порядок организации работы Управляющего проектом.
Рекомендации разработаны
Российским обществом инженеров строительства (РОИС)
и Государственным предприятием - Центр научно-методического обеспечения
инженерного сопровождения инвестиций в строительстве (ГП
«ЦЕНТРИНВЕСТпроект») Госстроя России, подготовлены
к утверждению Управлением науки и ПИР Госстроя России.
В международной практике под
понятием «Управление проектом» понимается выполнение уполномоченными лицами
координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла
проекта путем применения системы современных методов и техники управления для
достижения определенных результатов по составу и объему работ, стоимости,
времени, качеству и удовлетворению интересов
заказчика (участников проекта).
Управление проектом может
быть поручено заказчиком (инвестором) на основании договора юридическому или
физическому лицу. При управлении проектом юридическим лицом, оно назначает
Управляющего проектом.
Методы и техника управления
проектами определяются в зависимости от:
- видов проектов (в т.ч. на
строительство предприятий, зданий и сооружений различного назначения);
- масштаба (размера) и
сложности проекта;
- сроков реализации проекта;
- ограниченности ресурсов;
- требований заказчика по
качеству проекта и т.д.
В отечественной практике
реализация проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений осуществляется
по следующим этапам:
- формирование
инвестиционного замысла (целей инвестирования)1);
1) См.
Рекомендации
по формированию инвестиционного замысла (целей инвестирования), РОИС, ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»,
М., 1997 г.
- разработки Ходатайства
(Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и
сооружений2);
2)
См. Типовое положение по разработке и составу
Ходатайства
(декларации)
о намерениях
инвестирования в строительство
предприятий,
зданий и
сооружений, утвержденное Минстроем России 7 марта 1997
г.
- обоснование инвестиций в
строительство предприятий, зданий и сооружений3);
перевооружение,
реконструкция и ликвидация).
3) См.
СП
11-101-95 «Порядок
разработки, согласования, утверждения
и состав
обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений».
- разработки проектной и
рабочей документации4);
4) См.
СНиП
11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования,
утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».
- осуществление
строительства объекта и приемка его в эксплуатацию5);
5) См.
СНиП
3.01.01-85 «Организация строительного
производства»; СНиП
3.01.04-87 «Приемка
в эксплуатацию законченных
строительных
объектов. Основные положения».
- эксплуатация объекта (в
т.ч. текущие и капитальные ремонты, его техническое перевооружение,
реконструкция и ликвидация).
Особая роль в реализации
проекта принадлежит Управляющему (Руководителю) проекта. Управляющий проектом -
это ответственное лицо, которому заказчик (инвестор) делегирует полномочия по
руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников
проекта, распоряжению финансовыми средствами. Конкретный состав полномочий
Управляющего проектом определяется договором (контрактом) с заказчиком
(инвестором).
Управляющий проектом
представляет интересы заказчика, наделяется соответствующими полномочиями и
несет ответственность за конечные результаты в соответствии с договором
(контрактом), степень и условия контроля со стороны заказчика (инвестора) за
деятельностью управляющего определяются договором.
Управляющий проектом может
привлекаться заказчиком из специализированных в области управления фирм или
физических лиц, имеющих соответствующий сертификат (лицензию).
Главной задачей Управляющего
проектом является обеспечение оптимальных вариантов реализации проекта, в
соответствии с требованиями и интересами заказчика, координация работ всех
участников инвестиционного процесса на основе современных методов и способов
организации работ.
1.1. В настоящих Рекомендациях рассматривается деятельность Управляющего
проектом при разработке и реализации проектной и рабочей документации для
строительства предприятий, зданий и сооружений от момента подготовки задания на
проектирование строительного объекта до сдачи его в эксплуатацию.
1.2. Настоящие Рекомендации определяют основные задачи и обязанности, а
также права и ответственность Управляющего проекта и предназначены для
применения заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями,
объединениями, органами государственного надзора, иными юридическими и
физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.
1.3. Управляющий проектом - специально уполномоченное лицо, которому
заказчик (инвестор) делегирует полномочия по
руководству при разработке и реализации проектной и рабочей документации для
строительства.
Состав функций и полномочий
управляющего проектом определяются договором (контрактом).
1.4. Настоящие Рекомендации содержат унифицированные подходы по
деятельности Управляющего проектом, его основные функции и задачи.
Конкретизация требований и рекомендаций, связанных с местной и отраслевой
спецификой, а также сложностью создаваемых объектов должна быть отражена в
соответствующих отраслевых и территориальных организационно-методических документах, комментариях, пособиях и
других материалах, раскрывающих и развивающих положения данного документа.
1.5. Управляющий проектом в своей деятельности руководствуется
законодательными и нормативными актами Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, а также иными документами, регулирующими инвестиционную
деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов.
1.6. Управляющий проектом несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на него полномочий в соответствии с
заключенным договором (контрактом) и действующим законодательством.
1.7. Управляющий проектом должен иметь лицензию (сертификат) на
соответствующий вид деятельности (в качестве физического лица), необходимую
инженерную подготовку и опыт работы, высокие деловые качества и экономические
знания, он должен уметь взаимодействовать со всеми службами и специалистами
различного уровня, профиля и квалификации.
1.8. Управляющий проектом формирует свою службу (команду) специалистов в
соответствии с принятой системой и организационной структурой управления
проектом. Состав и функции службы (команды) зависят от объемов и сложности
проекта. Примерный состав команды приведен в Приложении 1.
1.9. Взаимодействие Управляющего проектом и его службы с другими
участниками реализации инвестиционно-строительной деятельности осуществляется на основе установленных ему
заказчиком (инвестором) полномочий, документированных в виде распоряжений,
инструкций и других организационных форм и методов.
1.10. Решения, принятые Управляющим проектом в пределах своих полномочий и
компетенции, могут быть отменены или изменены (уточнены) только заказчиком
(инвестором).
К основным задачам,
обязанностям и функциям Управляющего проектом1) относятся:
1) Основные
обязанности
и функции Управляющего проектом обеспечиваются как непосредственно Управляющим проектом, там
и членами
его команды
(по его поручению).
2.1. На этапе разработки, согласования и утверждения проектной документации
и выполнения рабочей документации на строительство предприятий, зданий и
сооружений:
2.1.1. Выбор (участие в выборе) генпроектировщика
и других участников разработки проекта на строительство объекта.
2.1.2. Участие в подготовке, в необходимых случаях, документов для
проведения подрядных торгов на проектирование, договора заказчика с
разработчиками проектной документации, в том числе задания на проектирование
объектов строительства.
2.1.3. Планирование и координация проектных и изыскательских работ по проекту
на основе отобранных стратегических решений по его выполнению.
2.1.4. Контроль и оценка промежуточных этапов разработки проектной
документации с использованием таких видов анализа, как: технического,
финансового, экономического, коммерческого, экологического и организационного.
2.1.5. Подготовка отчетности о ходе проектирования, своевременное
информирование заказчика в случае отклонения от установленных условий
проектирования.
2.1.6. Рассмотрение разногласий при выполнении разработчиками проектной документации
и обеспечение взаимоприемлемых решений.
2.1.7. Контроль за факторами, условиями и документами, которые могут
увеличить стоимость работ.
2.1.8. Обеспечение выбора предпочтительных материалов, изделий, конструкций,
оборудования и тому подобное.
2.1.9. Осуществление контроля за патентной чистотой впервые примененных или
разработанных в проекте технологических процессов, оборудования, конструкций,
материалов и изделий.
2.1.10. Согласование проектной документации в соответствии с установленным
законодательством требованиями и техническими условиями, а также в случаях
обоснованных отступлений от требований нормативных документов (с органами,
которые утверждали и ввели в действие эти документы).
2.1.11. Защита проектных решений в органах экспертизы и при утверждении
документации заказчиком.
2.1.12. Подготовка документов по предъявлению заказчиком экономических
санкций к исполнителям проектной продукции за ненадлежащее выполнение
договорных обязательств или качества работ.
2.1.13. Контроль за разработкой рабочей документации (в том числе ППР) в соответствии с утвержденной проектной
документации.
2.1.14. Организация и контроль за составлением заявок на размещение заказов
на поставку оборудования, конструкций и материалов, необходимых для
строительства и эксплуатации объекта.
2.1.15. Организация подготовки заключения договоров поставки оборудования.
2.2. На этапе строительства объекта:
2.2.1. Выбор (участие в выборе) генподрядчика, генпоставщика,
в том числе на основе торгов подряда (конкурсов), других участников
строительства, подготовка и заключение (участие в подготовке заключении)
договоров подряда.
2.2.2. Организация работ по получению документации для подготовки
строительного производства (документов на право пользования землей, разрешений
на выполнение строительно-монтажных работ, технической документации на
геодезическую разбивочную основу для строительства,
решений об отводе мест для складирования излишнего грунта и плодородного слоя
почвы, необходимых для рекультивации земель и т.п.).
2.2.3. Контроль за сроками получения оборудования и материалов, организаций
приемки, представление и рассмотрение претензий к изготовителям и поставщикам,
а также участие в арбитражном обсуждении (в случае необходимости).
2.2.4. Обеспечение организации и координация деятельности авторского,
технического надзора и других служб участников инвестиционно-строительной
деятельности. Мониторинг хода работ при строительстве, своевременное решение
вопросов, возникающих в процессе строительства.
2.2.5. Рассмотрение и принятие решений по предложениям о внесении изменений
в рабочую документацию, связанных с введением в действие новых нормативных
документов, уточнение ранее выданных проектных решений с учетом фактического
состояния строительства.
2.2.6. Участие в разработке сетевых графиков и календарных планов,
наблюдение за ходом работ, контроль за их выполнением и подготовка предложений
по необходимым изменениям.
Принципиальная схема управления проектом приведена в Приложении 2.
2.2.7. Контроль за монтажом оборудования, а также участие в опробовании
установленного оборудования.
2.2.8. Рассмотрение и регулирование спорных вопросов по выполнению условий
договора (контракта) строительного подряда с генеральной подрядной организацией
и другими участниками строительства.
2.2.9. Контроль и оценка выполнения договорных обязательств, включая
авансовые платежи, оплату отдельных этапов работы и пр.
2.2.10. Контроль за качеством строительно-монтажных работ, в т.ч.
поставляемого оборудования, конструкций изделий и материалов, а также поэтапная
оценка состояния выполненных работ.
2.2.11. Подготовка отчетности о ходе строительства и выполнения графиков и
календарных планов. Своевременное информирование заказчика в случае отклонения
от сроков реализации проекта.
2.2.12. Рассмотрение выполненных работ и оформление актов сдачи и приемки
работ.
2.2.13. Контроль за пуско-наладочными работами и
организация подготовки к сдаче объекта в эксплуатацию.
2.2.14. Участие в приемке объекта в эксплуатацию (этапов, очередей
строительства), а также в согласовании сроков устранения
строительных дефектов, обнаруженных в период гарантийного периода.
2.2.15. Подготовка и представление Заказчику отчета о выполнении договорных
обязательств.
3.1. Управляющий проектом имеет
право:
3.1.1. Представлять заказчика (инвестора) в учреждениях, организациях и на
предприятиях по вопросам своей компетенции, определенной договором (контрактом)
между заказчиком (инвестором) и Управляющим проектом.
3.1.2. Принимать участие в выборе участников разработки и реализации
проекта, представлять свои предложения.
3.1.3. Иметь доступ ко всей организационной и исполнительной документации,
имеющей отношение к разработке и реализации проекта, ко всем участникам
инвестиционного процесса и их службам на строительной площадке.
3.1.4. Принимать решения, в рамках своих полномочий и компетенции, по всем
вопросам разработки, согласования и утверждения проектной документации,
обеспечению, организации и осуществлению строительного производства.
3.1.5. Осуществлять выборочный контроль за качеством строительно-монтажных
работ, поставляемого оборудования, конструкций, изделий и материалов.
3.1.6. При необходимости приостанавливать работу по реализации проекта, в
том числе производство отдельных видов строительно-монтажных работ.
3.1.7. Участвовать самому или через своего ответственного представителя при
рассмотрении производственных вопросов и споров между участниками разработки и
реализации проекта.
3.1.8. Требовать в установленные сроки утвержденными планами работ отчеты,
информацию, а также получать материалы и документы по возникающим оперативным
вопросам.
3.1.9. Вносить предложения заказчику о наложении в установленном порядке
взысканий и других мер административного воздействия на виновных в
несвоевременном или некачественном выполнении работ, заданий и поручений
Управляющего проектом.
Член коллегии Госстроя
России,
начальник Управления
|
В.П. Абарыков
|
1. КООРДИНАТОР ПРОЕКТА
|
¨
Осуществляет координацию работ по проекту на всех его
этапах и стадиях. Устанавливает взаимосвязь между элементами проекта,
обеспечивает соблюдение всеми участниками реализации проекта
установленных стандартов и требований договора (контракта).
|
2. РУКОВОДИТЕЛЬ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
|
¨
Координирует выполнение работ по проектированию в
рамках проекта. Контролирует соответствие выполняемых рабочих документов
проектных работ - ранее утвержденной предпроектной
и проектной документации.
|
3. РУКОВОДИТЕЛЬ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
|
¨
Координирует все виды работ, выполняемые на
строительной площадке. Контролирует выполнение работ в соответствии с рабочей
документацией и нормами.
|
4. РУКОВОДИТЕЛЬ ПО
ЗАКУПКАМ И ПОСТАВКАМ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ
|
¨
Координирует все виды закупок и поставок на этапах
осуществления проекта.
|
5. КООРДИНАТОР РАБОТ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
|
¨
Отвечает за организацию и проведение эксплуатационных
испытаний, и подготовку объекта к эксплуатации.
|
6. АДМИНИСТРАТОР ПРОЕКТА - РУКОВОДИТЕЛЬ ФИНАНСОВО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ГРУППЫ
|
¨
Несет ответственность за все расходы, по проекту
включая обязательность налоговых выплат, осуществляет контроль за выполнением
договоров (контрактов), тесно взаимодействует с подрядчиками
(субподрядчиками), отвечает за соблюдением процедур по изменению договоров
(контрактов)
|
7. РУКОВОДИТЕЛЬ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
|
¨
Несет ответственность за машинную обработку
информации, установление и соблюдение процедур использования и доступа к ЭВМ.
|
8. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
ПОМОЩНИК
|
¨
Координирует вспомогательную
деятельность, обеспечивает необходимые условия для работы команды управления
проектом.
|
Примечание:
Указанные специалисты возглавляют группы работников, которые по составу
и численности
определяются, исходя из объемов, сложности объекта и этапов реализации проекта.
СОДЕРЖАНИЕ