ГОСТ
4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ШИНЫ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ
КАРЬЕРНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ,
СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
НОМЕНКЛАТУРА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТАМ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом крупногабаритных шин
(НИИКГШ).
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации,
метрологии и сертификации.
2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по
стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94).
За принятие проголосовали:
Наименование
государства
|
Наименование национального органа стандартизации
|
Азербайджанская Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика Белоруссия
|
Белстандарт
|
Республика Грузия
|
Грузстандарт
|
Республика Казахстан
|
Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизская Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская Федерация
|
Госстандарт России
|
Республика Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт Украины
|
3. Постановлением
Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и
сертификации от 4 сентября 1996 г. № 560 межгосударственный стандарт ГОСТ
4.494-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного
стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
ГОСТ
4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система показателей
качества продукции
ШИНЫ
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
ТРАКТОРОВ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Номенклатура показателей
Product-quality index system. Tyres
for of the road trucks, tractors, building, road, loading, mining and
agricultural machinery. Nomenclature of indices
Дата введения 1997-01-01
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей
качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных,
дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин.
Стандарт определяет показатели, которые используют в
технической документации, включая нормативную. В этих же документах
устанавливают количественные значения показателей.
Установленные стандартом показатели качества шин используют
при разработке и постановке продукции на производство, при оценке технического
уровня и качества шин, их конкурентоспособности и сертификации.
1.
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
1.1. Номенклатура показателей качества,
обозначения показателей и характеризуемые ими свойства приведены в таблице 1.
1.2. Алфавитный перечень показателей
качества приведен в приложении 1.
Пояснения к показателям и их определениям приведены в
приложении 2.
Эти показатели в таблице 1 обозначены ссылками 1 - 10.
Таблица 1
Наименование
показателя качества
|
Обозначение показателя качества
|
Наименование характеризуемого свойства
|
1.
ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ1)
|
1.1.
Koнструктивные
показатели
|
|
|
1.1.1. Наружный диаметр новой шины, мм
|
D
|
Соответствие размерам транспортного средства,
скоростные свойства
|
1.1.2. Наружный диаметр шины, максимальный в
эксплуатации, мм
|
-
|
Соответствие размерам транспортного средства,
скоростные свойства
|
1.1.3. Ширина профиля новой шины, мм
|
S
|
То же
|
1.1.4. Ширина профиля шины, максимальная в эксплуатации,
мм
|
-
|
«
|
1.1.5. Ширина профиля шины под нагрузкой, мм
|
Sн
|
«
|
1.1.6. Масса шины, кг
|
М
|
Материалоемкость, скоростные свойства, топливная экономичность
|
1.1.7. Статический радиус шины, мм
|
Rст
|
Соответствие размерам транспортного средства,
скоростные свойства
|
1.1.8. Динамический радиус шины, мм
|
rд
|
То же
|
1.1.9. Радиус качения шины, мм
|
rк
|
«
|
1.2.
Показатели функциональные и технической эффективности
|
|
|
1.2.1. Нагрузка нa шину, максимальная допускаемая, кг
|
Q
|
Грузоподъемность
|
1.2.2. Нагрузка на шину средняя, кг
|
-
|
То же
|
1.2.3. Скорость максимальная, м/с (км/ч)
|
V
|
Скоростные свойства
|
1.2.4. Скорость средняя эксплуатационная, м/с (км/ч)
|
-
|
То же
|
1.2.5. Внутреннее давление в шине, соответствующее
нормальной нагрузке на шину, МПа
|
Р
|
Работоспособность, безопасность
|
1.2.6. Расстояние транспортирования груза (плечо
перевозки), км
|
l
|
То же
|
1.2.7. Контурная площадь контакта, м2
|
Fк
|
Взаимодействие с опорной поверхностью
|
1.2.8. Площадь контакта по выступам рисунка протектора, м2
|
Fв
|
То же
|
1.2.9. Нормальный прогиб шины, мм
|
h
|
Работоспособность
|
1.2.10. Коэффициент сопротивления качению шины2)
|
f
|
Топливная экономичность
|
1.2.11. Коэффициент угловой жесткости шины
|
С0
|
Управляемость
|
1.2.12. Коэффициент статической нормальной жесткости,
кН/м*3)
|
Сz ст
|
Плавность хода
|
1.2.13. Коэффициент динамической жесткости, кН/м3
|
Сz дин
|
То же
|
1.2.14. Коэффициент тангенциальной эластичности шины, 1/Н
|
l
|
Скоростные свойства, топливная экономичность
|
1.2.15. Коэффициент нормального демпфирования шины3)
|
Кz
|
Плавность хода, топливная экономичность
|
1.2.16. Коэффициент нагруженности шины, кг/мм2 4)
|
К
|
Уровень нагруженности
|
1.2.17. Коэффициент запаса прочности нитей корда4)
|
nк
|
Прочность шины
|
1.2.18. Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки4)
|
nб
|
То же
|
1.2.19. Коэффициент запаса прочности связи корд-резина4)
|
nс
|
«
|
1.2.20. Сосредоточенная разрушающая нагрузка, кН4)
|
Qразр.
|
Прочность каркаса и брекера
|
1.2.21. Работа разрушения при воздействии сосредоточенной
нормальной нагрузки, кН/м4)
|
Аразр.
|
Прочность каркаса и брекера
|
1.2.22 Разрушающее внутреннее давление, МПа4)
|
Рразр.
|
Прочность основных элементов шины
|
1.2.23. Ресурс шины при стендовых испытаниях, км4)
|
-
|
Общая работоспособность шины
|
1.2.24 Ресурс борта шины при стендовых испытаниях, км4)
|
-
|
Усталостная прочность борта
|
1.2.25. Максимальная эксплуатационная производительность
шины, Т × км/ч
|
Q × V
|
Работоспособность шины
|
1.2.26. Температура внешней среды при эксплуатации, °С5)
|
-
|
Температурный диапазон работоспособности шины
|
2. ПОКАЗАТЕЛИ
НАДЕЖНОСТИ
|
2.1. Показатели сохраняемости
|
-
|
Сохраняемость
|
2.1.1. Средний срок сохраняемости (ГОСТ 27.002), мес., год
|
|
|
2.2.
Показатели долговечности
|
|
|
2.2.1. Средний ресурс (ГОСТ 27.002), км, ч6)
|
Тср.
|
Долговечность
|
2.2.2. Гамма-процентный ресурс (ГОСТ 27.002), ч
|
Тg
|
То же
|
2.2.3. Средний срок службы (ГОСТ 27.002), мес., год
|
-
|
»
|
2.2.4. Интенсивность износа протектора, мм/1000 км,
мм/100 ч
|
i
|
»
|
2.2.5. Физико-механические показатели шины 7)
|
-
|
»
|
2.3. Показатели ремонтопригодности8)
|
|
|
2.3.1. Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт
|
K0
|
Ремонтопригодность
|
2.3.2. Коэффициент пригодности шин к восстановительному
ремонту
|
К1
|
Ремонтопригодность
|
2.3.3. Относительный послеремонтный ресурс, км × ч
|
К2
|
Ремонтопригодность и долговечность
|
3.
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
3.1.
Трудоемкость монтажно-демонтажных работ, чел × ч
|
-
|
Соответствие конструкции силовым возможностям
человека
|
4.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
4.1.
Показатели внешнего вида9)
|
-
|
Внешний вид, совершенство производственного
исполнения
|
5. ПОКАЗАТЕЛИ
ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
|
5.1.
Удельная материалоемкость
|
Муд
|
Расход материальных ресурсов
|
6.
ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ
|
6.1.
Коэффициент стандартизации деталей, %
|
-
|
-
|
6.2.
Коэффициент унификации деталей, %
|
-
|
-
|
7.
ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ1010)
|
7.1.
Показатель патентной защиты
|
Пз
|
-
|
7.2.
Показатель патентной чистоты
|
Пч
|
-
|
8.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
8.1.
Среднее давление шины по выступам рисунка протектора, МПа
|
Рв
|
Агротехнические свойства
|
8.2.
Среднее давление шины в контакте, МПа
|
Рк
|
Агротехнические свойства
|
9.
ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ
|
9.1.
Коэффициент продольного сцепления шины
|
j
|
Скоростные свойства, управляемость
|
9.2.
Коэффициент бокового сцепления шины
|
jу
|
Управляемость, устойчивость
|
9.3.
Коэффициент сопротивления боковому уводу, кг/град
|
Ку
|
Управляемость, устойчивость транспортного средства,
топливная экономичность
|
9.4.
Сопротивление проворачиванию шины на ободе, кН × м
|
Мпр
|
Прочность посадки на обод
|
9.5.
Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода
|
Рсдв
|
То же
|
9.6.
Герметичность камеры или бескамерной шины
|
-
|
Безопасность, долговечность
|
9.7
Монтажное давление в шине, МПа
|
-
|
Безопасность
|
2.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ ШИН
2.1. Показатели качества, установленные
настоящим стандартом, распространяются на следующие классификационные
группировки шин:
1) шины для внедорожных карьерных
автомобилей;
2) шины для строительных, дорожных,
подъемно-транспортных и рудничных машин;
3) шины для тракторов и
сельскохозяйственных машин.
3.
ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ШИН
3.1. Перечень основных показателей
качества:
- наружный диаметр шины (новой, максимальный в эксплуатации)
(1.1.1,
1.1.2);
- ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) (1.1.3, 1.1.4);
- масса шины (1.1.6);
- нагрузка на шину максимальная допускаемая (1.2.1);
- скорость максимальная (1.2.3);
- внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной
нагрузке на шину (1.2.5).
3.2. Применение показателей качества для
различных классификационных группировок приведено в таблице 2.
Нумерация групп дана по разделу 2.
Применение показателей качества шин для внедорожных карьерных
автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных,
рудничных и сельскохозяйственных машин, включаемых в исходные требования
заказчика (ИТ), прилагаемые к заявке на разработку и освоение продукции, в
техническое задание (ТЗ), в стандарты на продукцию (ДСТ, ГОСТ), в технические
условия на продукцию (ТУ), в карту технического уровня и качества продукции
(КУ), в пояснительную записку (ПЗ), в программы и методики испытаний (ПМ),
обозначено знаками:
«+» - показатель применяется;
«±»
- показатель применяется по усмотрению разработчика;
«-» - показатель не применяется.
3.3. Стандарт не препятствует расширению
показателей качества шин.
Таблица 2
Номер показателя по табл. 1
|
Классификационные
группировки шин
|
Область
применения показателя качества
|
1
|
2
|
3
|
ИТ
|
ТЗ
|
ДСТУ, ГОСТ
|
ТУ
|
КУ
|
ПЗ
|
ПМ
|
1.1.1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.5
|
-
|
±
|
-
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
1.1.6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.7
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.8
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.1.9
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.2
|
±
|
-
|
-
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.3
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.4
|
±
|
-
|
-
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.6
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.7
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
1.2.8
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
1.2.9
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
1.2.10
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.11
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.12
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.13
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.14
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.15
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.16
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
1.2.17
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.18
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1.2.19
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.20
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.21
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
- .
|
±
|
±
|
1.2.22
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.23
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
1.2.24
|
-
|
-
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.25
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
1.2.26
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.1.1
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.2.1
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.2.2
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.2.3
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.2.4
|
±
|
±
|
±
|
-
|
±
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
2.2.5
|
±
|
±
|
±
|
-
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
2.3.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
2.3.2
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
2.3.3
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
3.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
4.1
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
6.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
6.2
|
±
|
±
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
7.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
7.2
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
-
|
8.1
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
8.2
|
±
|
±
|
±
|
±
|
±
|
+
|
±
|
±
|
±
|
±
|
9.1
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.2
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.3
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.4
|
-
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.5
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
9.6
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9.7
|
±
|
±
|
±
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
±
|
±
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1. В случае
неприменения показателя качества для какой-либо классификационной группировки шин
в документах (ИТ, ТЗ, ДСТ, ГОСТ, ТУ, КУ, ПЗ, ПМ) на эти шины он также не
применяется.
2. Взамен
показателей 1.1.2 и 1.1.4 для шин 3
классификационной группировки допускается применение разнашиваемости (общее
увеличение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации),
выраженной в процентах и определяющей изменение ширины профиля и (или)
наружного диаметра шины в эксплуатации по отношению к новой.
4.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
4.1. Термины, применяемые в стандарте, и
пояснения к ним приведены в табл. 3.
Таблица 3
Наименование показателя
качества
|
Номер
показателя по табл. 1
|
Пояснение
|
1.
Герметичность камеры или бескамерной шины
|
9.6
|
Отсутствие потери давления из внутренней полости камеры
или бескамерной шины после принятия шиной конфигурации поверхности,
соответствующей заданному давлению за определенный нормативно-техническим
документом промежуток времени
|
2.
Давление внутреннее разрушающее
|
1.2.22
|
Давление в шине, при достижении которого наступает
ее отказ
|
3.
Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину
|
1.2.5
|
Давление воздуха в камере шины, смонтированной на
ободе, или во внутренней полости бескамерной шины, смонтированной на ободе,
установленное нормативно-техническим документом при нормальном нагружающем
усилии, воздействующем на колесо в процессе работы
|
4.
Давление в шине монтажное
|
9.7
|
Давление сжатого воздуха, обеспечивающее полную
посадку бортов шины на посадочные полки обода и определяющееся в процессе
монтажа шины на обод
|
5.
Давление шины по выступам рисунка протектора среднее
|
8.1
|
Отношение нормальной реакции опорной поверхности к
площади контакта по выступам рисунка протектора
|
6.
Давление шины в контакте среднее
|
8.2
|
Отношение нормальной реакции опорной поверхности к
контурной площади контакта
|
7.
Диаметр наружный шины (новой, максимальный в эксплуатации)
|
1.1.1
1.1.2
|
Диаметр наибольшего сечения пневматической шины
плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта с опорной поверхностью
|
8.
Интенсивность износа протектора
|
2.2.4
|
Отношение изменения толщины беговой дорожки
протектора за счет износа в процессе эксплуатации к наработке шины
|
9.
Коэффициент бокового сцепления шины
|
9.2
|
Отношение максимальной боковой силы в ведомом режиме
к нормальной нагрузке на колесо
|
10.
Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки
|
1.2.18
|
Отношение временного сопротивления проволоки при
разрыве к допустимому напряжению в проволоке бортовых колец
|
11.
Коэффициент запаса прочности нитей корда
|
1.2.17
|
Отношение статического разрывного усилия для нити
корда к максимальному усилию, возникающему в нити при давлении,
соответствующем максимальному допускаемому
|
12.
Коэффициент запаса прочности связи корд-резина
|
1.2.19
|
Средняя работа отделения обкладочной резины от нитей
корда
|
13.
Коэффициент нагруженности шины
|
1.2.16
|
Отношение максимальной допускаемой нагрузки на шину
к квадрату ширины профиля типы
|
14.
Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт
|
2.3.1
|
Отношение количества шин, отобранных в качестве
пригодных к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии
|
15.
Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту
|
2.3.2
|
Отношение количества шин, определенных пригодными к
восстановительному ремонту после проведения технологических операций по
подготовке к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии
|
16.
Коэффициент продольного сцепления шины
|
9.1
|
Отношение максимальной продольной силы в тормозном
режиме, при отсутствии боковых сил, к нормальной нагрузке на колесо
|
17.
Коэффициент сопротивления боковому уводу
|
9.3
|
Первая производная боковой силы колеса по углу
бокового увода
|
18.
Коэффициент сопротивления качению шины
|
1.2.10
|
Отношение силы сопротивления качению колеса к его
нормальной нагрузке
|
19.
Коэффициент статической нормальной жесткости шины
|
1.2.12
|
Первая производная нормальной статической нагрузки
на колесо по нормальному прогибу шины
|
20.
Коэффициент тангенциальной эластичности шины
|
1.2.14
|
Первая производная радиуса качения колеса с шиной
без скольжения по крутящему моменту
|
21.
Коэффициент угловой жесткости шины
|
1.2.11
|
Первая производная поворачивающего момента колеса по
угловому упругому смещению колеса
|
22.
Масса шины
|
1.1.6
|
Масса шины в килограммах
|
23.
Материалоемкость удельная
|
5.1
|
Отношение количества затраченных на изготовление
шины материалов к основному техническому параметру, определяемому конструкцией
шины и ее назначением
|
24.
Нагрузка на шину максимальная допускаемая
|
1.2.1
|
Максимальная допускаемая нормальная нагрузка на
отдельную шину, смонтированную на ободе, установленная нормативно-техническим
документом
|
25.
Нагрузка на шину средняя
|
1.2.2
|
Средняя нормальная нагрузка, воздействующая на
колесо транспортного средства (нагруженного и пустого) за один рейс
|
26.
Нагрузка разрушающая сосредоточенная
|
1.2.20
|
Предел возможного сопротивления шины воздействию
сосредоточенной нормальной нагрузки
|
27.
Площадь контакта контурная
|
1.2.7
|
Площадь, ограниченная внешней огибающей участков
контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с
опорной поверхностью
|
28.
Площадь контакта контурная по выступам рисунка протектора
|
1.2.8
|
Сумма площадей контакта наружных поверхностей
выступов рисунка протектора с опорной поверхностью;
|
29.
Прогиб шины нормальный
|
1.2.9
|
Разница между свободным и статическим радиусами
колеса в момент достижения равновесия между нормальным нагружающим усилием,
воздействующим на колесо, и нормальной реакцией опорной поверхности в зоне
контакта
|
30.
Производительность шины максимальная эксплуатационная
|
1.2.25
|
Условная количественная характеристика, имеющая
размерность, мощности, численно равная произведению нормальной нагрузки на
скорость качения, при воздействии которых температура элементов шины
достигает предельного допускаемого значения
|
31.
Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки
|
1.2.21
|
Работа, затрачиваемая на преодоление сопротивления шины
воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки при ее продавливании
|
32.
Радиус качения шины
|
1.1.9
|
Отношение продольной составляющей поступательной
скорости колеса к его угловой скорости
|
33.
Радиус шины динамический
|
1.1.8
|
Расстояние от центра катящегося колеса до опорной
поверхности при максимальной допустимой нагрузке и соответствующем внутреннем
давлении воздуха при средней постоянной скорости с учетом проскальзывания и
деформации шины
|
34.
Радиус шины статический
|
1.1.7
|
Расстояние от центра неподвижного нагруженного
нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности
|
35.
Расстояние транспортирования груза (плечо перевозок)
|
1.2.6
|
Путь, проходимый транспортным средством в одном
направлении за один циклический рейс
|
36.
Ресурс борта шины при стендовых испытаниях
|
1.2.24
|
Наработка шины от начала испытания до перехода борта
в предельное состояние
|
37.
Ресурс гамма-процентный
|
2.2.2
|
Суммарная наработка, на протяжении которой шины не
достигают предельного состояния с заданной вероятностью, выраженной в
процентах
|
38.
Ресурс относительный послеремонтный
|
2.3.3
|
Отношение среднего ресурса отремонтированных шин к
среднему ресурсу новых шин
|
39.
Ресурс средний
|
2.2.1
|
Математическое ожидание ресурса
|
40.
Ресурс шины при стендовых испытаниях
|
1.2.23
|
Наработка шины от начала испытания до перехода в
предельное состояние
|
41.
Скорость максимальная
|
1.2.3
|
Максимальная допускаемая скорость, установленная
нормативно-техническим документом для этой шины
|
42.
Скорость средняя эксплуатационная
|
1.2.4
|
Усредненная по рабочему дню скорость, показывающая среднее
время циклических рейсов в день Средняя эксплуатационная скорость
рассчитывается по формуле
где
Vc.c.
- средняя эксплуатационная скорость, км/ч;
l - плечо
перевозки груза, км;
n - количество циклических
рейсов за смену (рабочий день);
t - общая продолжительность смены
(рабочего дня)
|
43.
Сопротивление проворачиванию шины на ободе
|
9.4
|
Предельный момент трения между бортом шины и
посадочной полкой обода, при превышении которого борт проворачивается
относительно обода
|
44.
Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода
|
9.5
|
Способность шины противостоять воздействию внешнего усилия,
приложенного к боковине шины в осевом направлении
|
45.
Срок службы средний
|
2.2.3
|
Математическое ожидание срока службы
|
46.
Срок сохраняемости средний
|
2.1.1
|
Математическое ожидание срока сохраняемости шины с
момента изготовления до начала эксплуатации
|
47.
Трудоемкость монтажно-демонтажных работ
|
3.1
|
Фактические затраты рабочего времени в виде норм
времени или норм выработки на выполнение монтажно-демонтажных операций
|
48.
Ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации)
|
1.1.3
1.1.4
|
Расстояние между двумя плоскостями вращения колеса,
касающимися внешних поверхностей боковины пневматической шины
|
Ширина профиля шины под нагрузкой
|
1.1.5
|
Ширина профиля пневматической шины в месте
наибольшей деформации боковой стенки после нагружения колеса нормальной
нагрузкой
|
(справочное)
|
Номер
показателя по табл. 1
|
Герметичность камеры или бескамерной шины
|
9.6
|
Давление внутреннее разрушающее
|
1.2.22
|
Давление в шине внутреннее, соответствующее
нормальной нагрузке на шину
|
1.2.5
|
Давление монтажное
|
9.7
|
Давление шины в контакте среднее
|
8.2
|
Давление шины по выступам рисунка протектора среднее
|
8.1
|
Диаметр наружный новой шины
|
1.1.1
|
Диаметр наружный шины максимальный в эксплуатации
|
1.1.2
|
Интенсивность износа протектора
|
2.2.4
|
Коэффициент бокового сцепления шины
|
9.2
|
Коэффициент динамической нормальной жесткости
|
1.2.13
|
Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки
|
1.2.18
|
Коэффициент запаса прочности нитей корда
|
1.2.17
|
Коэффициент запаса прочности связи корд-резина
|
1.2 19
|
Коэффициент нагруженности шины
|
1.2.16
|
Коэффициент нормального демпфирования шины
|
1.2.15
|
Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт
|
2.3.1
|
Коэффициент пригодности шин к восстановительному
ремонту
|
2.3.2
|
Коэффициент продольного сцепления шины
|
9.1
|
Коэффициент сопротивления боковому уводу
|
9.3
|
Коэффициент сопротивления качению
|
1.2.10
|
Коэффициент стандартизации
|
6.1
|
Коэффициент статической нормальной жесткости шины
|
1.2.12
|
Коэффициент тангенциальной эластичности шины
|
1.2.14
|
Коэффициент унификации
|
6.2
|
Масса шины
|
1.1.6
|
Материалоемкость удельная
|
5.1
|
Нагрузка на шину максимальная допускаемая
|
1.2.1
|
Нагрузка на шину средняя
|
1.2.2
|
Нагрузка разрушающая сосредоточенная
|
1.2.20
|
Площадь контакта контурная
|
1.2.7
|
Площадь контакта по выступам рисунка протектора
|
1.2.8
|
Показатели внешнего вида
|
4.1
|
Показатели патентной защиты
|
7.1
|
Показатели патентной чистоты
|
7.2
|
Прогиб шины нормальный
|
1.29
|
Производительность шины, максимальная
эксплуатационная
|
1.2.25
|
Работа разрушения при воздействии сосредоточенной
нормальной нагрузки
|
1.2.21
|
Радиус качения шины
|
1.1.9
|
Радиус шины динамический
|
1.1.8
|
Радиус шины статический
|
1.1.7
|
Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки)
|
1.2.6
|
Ресурс борта шины при стендовых испытаниях
|
1.2.24
|
Ресурс гамма-процентный
|
2.2.2
|
Ресурс послеремонтный относительный
|
2.3.3
|
Ресурс средний
|
2.2.1
|
Ресурс шины при стендовых испытаниях
|
1.2.23
|
Скорость максимальная
|
1.2.3
|
Скорость средняя эксплуатационная
|
1.2.4
|
Сопротивление проворачиванию шины на ободе
|
9.4
|
Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки
обода
|
9.5
|
Срок сохраняемости средний
|
2.1.1
|
Температура внешней среды при эксплуатации шины
|
1.2.26
|
Трудоемкость монтажно-демонтажных работ
|
3.1
|
Ширина профиля новой шины
|
1.1.3
|
Ширина профиля шины максимальная в эксплуатации
|
1.1.4
|
Ширина профиля шины под нагрузкой
|
1.1.5
|
(справочное)
1) В раздел показателей назначения
(конструктивные показатели, показатели функциональные и технической
эффективности) входят основные характеристики шины, которые определяют, или от
которых существенно зависят эксплуатационные свойства автотранспортного
средства. Поэтому в графе «Наименование характеризуемого свойства» приведены
для большинства показателей наименования соответствующих свойств транспортного
средства.
2) Вклад шины в топливную экономичность
определяется величиной мощности сопротивления качению шины (ГОСТ 17697). Коэффициент сопротивления качению, измеряемый
при качении шины в ведомом режиме с постоянной скоростью по гладкой опорной
поверхности, не может полностью определить потери на качение в реальных режимах
движения.
Дополнительно должны учитываться следующие показатели:
- коэффициент сопротивления боковому уводу шины - 9.3 (движение по
криволинейной траектории);
- коэффициент тангенциальной эластичности шины - 1.2.14
(движение с переменной скоростью, подъемы, спуски);
- коэффициент нормального демпфирования шины - 1.2.15
(движение по неровной дороге).
3) Коэффициент динамической нормальной
жесткости (1.2.13) и нормального демпфирования шины (1.2.15)
определяются общепринятыми методами при гармонических радиальных (нормальных)
колебаниях нагруженного и катящегося по плоской опорной поверхности или
поверхности барабана колеса с пневматической шиной. Показатели характеризуют
низкочастотные свойства шины (до 10 - 20 Гц).
4) Определения показателей,
характеризующих нагруженность и прочность шины, их особенности и методы
применения имеются в технической литературе по пневматическим шинам (например:
Бидерман В.Л. и др. «Автомобильные шины», Госхимиздат, 1963 г.; Цукерберг С.М.
и др. «Пневматические шины», Химия, 1973 г. и т.п.).
Показатели, характеризующие нагруженность и прочность шины,
позволяют дать оценку надежности на стадии проектирования расчетными методами и
на основе стендовых испытаний. Определение показателей надежности (2.1 - 2.3)
невозможно без проведения эксплуатационных испытаний шин и обобщения опыта
эксплуатации серийной продукции.
5) Температура внешней среды при
эксплуатации шин устанавливается в соответствии с ГОСТ 15150. В заданном диапазоне температур внешней среды
шины при эксплуатации должны сохранять свои параметры в пределах норм,
установленных техническими заданиями, стандартами или техническими условиями на
шины.
6) Средний ресурс шины исчисляется от
начала эксплуатации до отказа или до снятия по достижению предельного
состояния.
7) Физико-механические показатели шин и
методы их определения устанавливаются для группы шин или конкретной шины в
нормативно-технической документации на шины.
8) Показатели ремонтопригодности не
применяются для шин сезонных, стационарных и других машин, за срок службы
которых шины не достигают предельного состояния по износу рисунка протектора
или не подлежат восстановлению согласно нормативной документации на приемку в
ремонт из-за старения вследствие длительной эксплуатации.
9) Показатели внешнего вида шин и методы
их определения для различных классификационных групп устанавливаются
соответствующей нормативно-технической документацией.
10) Патентопригодными называются такие
устройства, способы, вещества, которые могут быть признаны изобретениями в
одной или нескольких странах, а также устройства (изделия), которые могут быть
признаны полезными моделями или промышленными образцами в странах, где
предусмотрена охрана этих видов промышленной собственности.
Патентная частота - это юридическое свойство объекта,
заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без
опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного
права, принадлежащих третьим лицам.
Объектом, обладающим патентной чистотой в отношении
какой-либо страны, называют такие объекты, которые не попадают под действие
патентов на изобретение, полезные модели или промышленные образцы, выданных
уполномоченными патентным ведомством и имеющих силу на территории данной
страны.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ В СТАНДАРТЕ
ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ
Ключевые слова: шины, внедорожные карьерные автомобили,
тракторы строительные, дорожные, подъемно-транспортные, рудничные,
сельскохозяйственные машины, номенклатура показателей
СОДЕРЖАНИЕ