Система
нормативных документов в строительстве
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ
ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ТСН 12-303-99
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
регистрация Госстроя России ТСН
12-306-99
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
Администрация
Пермской области
Пермь
1999
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработаны управлением государственного архнтектурно-строительного
надзора администрации области (государственные строительные инспекторы
Российской Федерации Дьячков О.Л., Сыромятников Н.Л.).
2. Внесены управлением государственного архитектурно-строительного
надзора администрации области
3. Приняты и введены в действие указом
губернатора Пермской области от 05.11.99 № 157
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Положение о
техническом надзоре за строительством предприятий, зданий и сооружений вводится
для обеспечения возможности осуществления нового строительства или
реконструкции зданий н сооружений физическими и юридическими лицами любой формы
собственности, как имеющими, так и не имеющими службы технического надзора за
строительством, а также в целях защиты прав и охраняемых законом интересов
граждан, общества и государства.
Главная цель
Положения - установление порядка организации деятельности технического надзора,
определение его задач, функций, обязанностей, прав и ответственности на
территории Пермской области.
Положение основано на законодательных и
нормативных документах Российской Федерации и Пермской области.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Дата введения 05.11.99
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящее
Положение распространяется на новое строительство, расширение, реконструкцию,
техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений (в
дальнейшем - строительство предприятий, зданий и сооружений) на территории
Пермской области независимо от источников финансирования.
1.2 Положение
является рекомендуемым для органов управления и надзора, юридических и
физических лиц, осуществляющих технический надзор за строительством
предприятий, зданий и сооружений независимо от форм собственности и
принадлежности.
Положение
становиться обязательным для применения, если в договоре (контракте) или
распорядительном документе на выполнение работ предусмотрены соответствующие
указания со ссылкой на Положение.
2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Настоящее
Положение определяет задачи, функции, обязанности, права и ответственность
организаций и их работников, а также индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих технический надзор за строительством предприятий, зданий и
сооружений, как при функционировании в составе службы заказчика, так и
выполнении инжиниринговых услуг инженерными организациями и индивидуальными
предпринимателями на условиях договора с заказчиком.
2.2 Служба
технического надзора в своей работе должна руководствоваться действующим
законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации и
губернатора области, требованиями проекта и нормативных документов, а также
указаниями государственных надзорных органов по вопросам соблюдения организационно-правового
порядка строительства объекта, качества строительно-монтажных работ (далее СМР)
и их приемки.
2.3 Наличие
технического надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений не
снимает ответственности с подрядных организаций за обеспечение качества
строительства и готовности объектов к приемке в эксплуатацию.
2.4 Указания службы технического надзора по
достижению надлежащего качества строительства, выдаваемые в пределах
установленной настоящим Положением компетенции, должны фиксироваться в общем
журнале работ и являются
обязательными для исполнения проектными и подрядными организациями.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
НАДЗОРА
3.1
Технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений
организуется для обеспечения соответствия строящихся объектов предусмотренным в
утвержденных проектах технологическим, архитектурно-строительным и
инженерно-техническим решениям, технико-экономическим показателям, а также
требованиям нормативных документов.
3.2
Технический надзор следует осуществлять весь период строительства, приемки и
ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Начало и окончание
работы по осуществлению технического надзора регламентируются началом
выполнения комплекса работ по подготовке к строительству объекта и вводом
объекта в эксплуатацию.
3.3 Инженерная
организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие технический надзор
в порядке выполнения инжиниринговых услуг, свои отношения с заказчиком строят
на договорной основе, являются его представителем в период строительства
объекта и действуют в пределах своей компетенции, установленной настоящим
Положением и договором, который не должен противоречить настоящему Положению.
3.4 Для
осуществления технического надзора могут привлекаться юридические лица и индивидуальные
предприниматели, имеющие соответствующую лицензию на осуществление строительной
деятельности, квалифицированные кадры строительного профиля,
нормативно-техническую и инструментальную базу для ведения контроля за
качеством строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий,
конструкций и оборудования.
3.5
Ответственными за технический надзор могут быть специалисты строительного
профиля со стажем практической работы в строительстве не менее 3 лет - для лиц
с высшим образованием и не менее 5 лет - для лиц со средне специальным
образованием, прошедшие аттестацию в уполномоченных на это органах, которая
проводится не реже 1 раза в 3 года. По объектам, строящимся в особо сложных
условиях (карсты, просадочность грунтов, гравитационные процессы, оползни) к
специалистам технического надзора дополнительно предъявляется требование о
наличии опыта работы по строительству объектов в этих условиях не менее 1 года.
3.6 Не
допускается выполнение функций технического надзора за строительством лицом, ответственным
за производство СМР или за осуществление авторского надзора на поднадзорном
объекте.
4 ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Основные задачи службы технического надзора
заключаются в обеспечении ею в пределах своей компетенции совместно с другими
участниками строительства:
4.1 Требуемого
качества выполняемых СМР, применяемых строительных материалов, деталей,
конструкций и оборудования, соблюдения проектных решений.
4.2
Соответствия объемов строительства утвержденному в установленном порядке проекту
и соблюдения договорных сроков строительства.
4.3 Соблюдения
установленного порядка приемки отдельных видов работ и завершенных
строительством объектов.
5 ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В соответствии
с возложенными задачами служба технического надзора выполняет следующие
основные функции:
По
обеспечению требуемого качества и соблюдения проектных решений:
5.1
Организует и контролирует
выполнение в соответствии с требованиями законодательных и нормативных
документов комплекса работ по подготовке к началу строительства объекта,
включающего в себя:
входной
контроль проектной документации и внесение изменений по результатам контроля в
установленном порядке;
контроль
наличия подготовленных подрядными организациями проектов производства работ,
общего и специальных журналов работ,
контроль за
получением подрядчиками в органах местного самоуправления и надзорных органах
необходимых разрешений.
5.2
Осуществляет контроль за
соответствием выполняемых СМР утвержденной проектно-сметной документации, за
соблюдением требований нормативных документов, технологии выполнения
общестроительных, монтажных и специальных работ, за качеством используемых
строительных материалов, изделий, конструкций н оборудования.
5.3
Добивается своевременного и
качественного выполнения участниками строительства требований и указаний
работников технического и авторского надзора, органов государственного надзора,
изложенных соответственно в общем и специальном журналах работ, журнале
авторского надзора, в предписаниях надзорных органов, относящихся к вопросам
организационно-правового порядка, качества выполняемых СМР и применяемых
конструкций, изделий, материалов и оборудования.
5.4
Обеспечивает проведение
возложенных нормативными документами на заказчика геодезических работ,
предусмотренных проектом, а также контролирует своевременность и качество
выполнения геодезических работ, возложенных нормативными документами на
подрядчиков.
По
обеспечению завершения строительства в полном объеме и в договорные сроки:
5.5
Контролирует соответствие
утвержденной проектно-сметной документации выполненных и предъявленных к оплате
объемов СМР.
5.6 Контролирует соблюдение установленных договором сроков выполнения СМР.
По
обеспечению установленного порядка приемки:
5.7
Проводит приемку отдельных видов
работ с оформлением требуемых документов.
5.8
Участвует в приемке
заказчиком от подрядчика завершенного строительством объекта.
6 ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО
НАДЗОРА
Служба
технического надзора обязана:
При
выполнении изложенных в п. 5.1 функций:
6.1 Проводить
входной контроль проектно-сметной документации с установлением ее комплектности
и достаточности для обеспечения качественного строительства.
6.2 Принимать
своевременные меры по пересмотру проектно-сметной документации (в случае
необходимости), контролировать устранение выявленных дефектов в проектах, не
допускать ухудшения проектных решений и необоснованного увеличения сметной
стоимости строительства.
6.3
Обеспечивать своевременное и полное внесение в проектную документацию автором
проекта согласованных изменений.
При
выполнении изложенных в п. 5.2 функций:
6.4
Контролировать правильное проведение подрядными организациями и поставщиками
входного контроля строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования и
другой получаемой продукции (далее - продукции), используемой при строительстве
объекта, а также предотвращение использования для строительства объекта
продукции, не прошедшей входной контроль.
В этих целях
служба технического надзора обязана контролировать:
наличие у
потребителей продукции регламентирующей эту продукцию документации, средств
измерений и контрольно-измерительных приборов, необходимых для проведения
инструментального входного контроля продукции, а также их соответствие
требованиям метрологии, классу точности и методам измерения;
организацию и
осуществление потребителями продукции входного контроля как непосредственно на
объектах, так и на стадах временного хранения;
своевременное
оформление соответствующей документации по результатам входного контроля
продукции;
устранение
представителями предприятий - поставщиков выявленных входным контролем дефектов
в продукции;
применение в
производстве работ продукции, только соответствующей требованиям проектной и
нормативно-технической документации;
своевременность
применения в производстве работ продукции с ограниченным сроком хранения;
организацию учета и хранения продукции на
складах и площадках для хранения, соблюдение при этом требований
нормативно-технической документации к условиям хранения;
своевременность
проведения отбора проб продукции для испытаний в условиях строительной
лаборатории;
изолированность
на приобъектных складах и строительных площадках забракованной продукции или
продукции с истекшим сроком хранения;
соответствие
требованиям государственных стандартов и технических условий клеймения и
маркировки продукции, поставляемой на строительство объекта;
наличие
правильно заполненных ярлыков, этикеток и сопроводительных документов
(паспортов, сертификатов), результатов лабораторных испытаний, замеров и т.д.,
удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий,
материалов и оборудования, обеспечение их регистрации в установленном порядке и
сохранности до передачи заказчику;
проведение
более детального входного контроля вновь применяемых или вновь освоенных
предприятиями - поставщиками видов продукции;
выполнение
документирования результатов входного контроля и маркировки прошедшей входной
контроль продукции, подтверждающей пригодность продукции к применению в
производство работ.
6.5 В ходе
проверки качества СМР осуществлять контроль соблюдения технологии строительного
производства, эффективности производственного контроля с учетом структуры и
характера строительного производства, включающей в себя проверку:
наличия и
состояния на объекте технической и технологической документации на производство
работ;
обеспеченности
подрядчика необходимым мерительным инструментом и испытательным оборудованием,
его полного наличия и рабочего состояния, соблюдением метрологических правил по
использованию мерительного инструмента и испытательного оборудования;
технологической
оснащенности строительства оборудованием, оснасткой, средствами измерений и
испытаний, обеспечивающими необходимую точность выполнения работ, а также
контроля со стороны подрядчика за их состоянием;
соблюдения
исполнителями работ технологического процесса строительства, проведения
операционного контроля;
выполнения
подрядными организациями принятых совместно с заказчиком решений и мероприятий,
а также предписаний технического надзора, выданных в ходе строительства;
правильности и
полноты проведения индивидуальных испытаний и комплектности опробованного
оборудования;
своевременности
устранения недостатков в производстве работ, выявленных при проверках
надзорными органами всех уровней.
6.6 Постоянно
проводить контроль качества СМР с учетом выполняемых этапов и наличия скрытых
работ, подлежащих освидетельствованию. При этом не допускать перерывов в
контроле, влекущих снижение качества строительства подконтрольного объекта.
При
выполнении изложенных в п. 5.3 функций:
6.7
Контролировать своевременное и правильное ведение общего и специальных журналов
работ, оформления другой производственной и исполнительной документации,
предусмотренной строительными нормами и правилами.
6.8
Контролировать своевременное устранение дефектов и недоделок, выявленных при
приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и
объекта в целом.
6.9
Участвовать в проверках, проводимых органами государственного надзора,
финансирующими строительство банками, ведомственными комиссиями и инспекциями.
6.10 Доводить
до сведения генерального подрядчика выявленные нарушения технологии
строительства для принятия мер по устранению этих нарушений. При неоднократных
нарушениях технологии строительства и производственного контроля, ставить в
известность вышестоящие инстанции генерального подрядчика и органы государственного
надзора по их компетенции.
6.11 Извещать
органы Госархстройнадзора о всех случаях аварийного состояния на объектах
строительства и объемах работ по ликвидации аварий: о выявленном браке на
объекте, который не устраняется подрядчиком, несмотря на письменные требования
заказчика; о выполнении подрядчиком последующих работ вопреки отказу
технического надзора в приемке предшествующих работ.
При
выполнении изложенных в п. 5.4 функций:
6.12.
Контролировать выполнение геодезических работ в процессе строительства и
своевременное оыформление результатов геодезического контроля. Проводить
контрольные геодезические съемки.
6.13
Контролировать выполнение предусмотренных проектом и нормативными документами
геодезических измерений деформаций оснований зданий и сооружений.
При
выполнении изложенных в п. 5.5 функций:
6.14 Проводить
визуальное и инструментальное освидетельствование выполненных СМР.
6.15 Вести
учет объемов принятых от подрядчика и оплаченных заказчиком СМР.
При
выполнении изложенных в п. 5.6 функций:
6.16 Сверять
соответствие выполненных объемом СМР объемам, подлежащим выполнению к
установленному договором сроку.
6.17. При
выявлении отставания в выполнении объемов СМР от установленных договором сроков
давать предложения подрядчику об устранении отставания и информировать об этом
заказчика.
6.18
Контролировать исполнение подрядчиком управляющих решений заказчика по объемам
и срокам выполнения СМР.
При
выполнении изложенных в п. 5.7 функций:
6.19 В
соответствии с указанным в проекте перечнем обязательного контроля и приемки
отдельных видов СМР осуществлять приемку этих работ с обеспечением оформления
актов освидетельствования, подтверждающих техническую возможность выполнения
последующих работ. При отказе подрядчику в приемку некачественно выполненных
СМР запрещать производство последующих работ до устранения дефектов и
оформления актов освидетельствования скрытых работ.
6.20
Фиксировать в журнале работ результаты приемки отдельных операций сложных видов
СМР.
6.21 Совместно
с генподрядной, специализированной (монтажной) и проектной организациями
своевременно проводить промежуточную приемку ответственных конструкций.
6.22
Участвовать в освидетельствовании объектов, зданий и сооружении, подлежащих
консервации, и в оформлении документации на консервацию или временное
прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке
технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным
организациям для продолжения работ.
При
выполнении изложенных в п. 5.8 функций:
6.23 В ходе
приемки законченного строительством объекта от подрядчика проводить приемку
производственной и исполнительной документации, участвовать в оформлении
документа, подтверждающего приемку объекта заказчиком от подрядчика.
6.24
Участвовать в подготовке к вводу в эксплуатацию принятого заказчиком от
подрядчика завершенного строительством объекта, контролируя при этом выполнение
пуско-наладочных работ, комплексного опробования оборудования с выпуском
пробной продукции.
6.25
Комплектовать документацию, подлежащую представлению заказчиком приемочной
комиссии, согласно установленного правилами приемки перечня документации,
представляемой для назначения приемочной комиссии и прилагаемой к акту приемки
законченного строительством объекта.
7 ПРАВА СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
При осуществлении
своих обязанностей служба технического надзора имеет право:
7.1 Давать
подрядчикам и предприятиям-поставщикам обязательные для выполнения указания о
переделке некачественно выполненных работ, приостановке строительства,
выполняемого с нарушением требований проекта и нормативных документов, об
устранении и исправлении дефектов, замене некачественных строительных
материалов, конструкций, изделий и оборудования.
7.2 Запрещать использование средств измерений
и испытаний, не прошедших требуемые поверку и их калибровку в установленном
порядке.
7.3 Требовать
в необходимых случаях проведение дополнительных проверок, испытаний, анализов,
съемок и замеров.
7.4 Обращаться
в соответствующие органы государственного надзора, а также привлекать
специализированные организации для оценки качества конкретных видов работ и
готовности объекта к приемке в эксплуатацию при возникновении разногласий по
этим вопросам с подрядной организацией.
7.5 Вносить
предложения заказчику о необходимости обращения в компетентные органы для
привлечения организаций, должностных и физических лиц, допустивших
некачественное выполнение СМР или изготовление некачественных строительных
материалов, конструкций, изделий и оборудования, к установленной действующим
законодательством ответственности.
7.6 Вносить
предложения проектной и подрядной организациям о применении новых материалов и
конструкций, внедрении прогрессивных методов производства работ, обеспечивающих
повышение качества, снижение стоимости и сокращение сроков строительства.
7.7 При
появлении деформаций, вызывающих угрозу разрушения конструкций возводимого
здания или сооружения, приостанавливать строительство и требовать от
строительной и проектной организаций принятия необходимых мер для
предотвращения аварии, немедленно сообщать об этом руководству заказчика,
подрядной организации и органу Государственного архитектурно-строительного
надзора области.
7.8 Выходить к
заказчику с инициативой о расторжении договора с подрядной организацией или
предприятием-поставщиком, которые систематически нарушают требования проекта,
строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий и
других нормативных документов.
7.9 Отклонять
от приемки выполненные некачественно, с нарушениями требований проекта и
нормативных документов, предъявленные без надлежащего оформления
соответствующими актами работы и конструкции до их переделки или устранения
дефектов.
8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Независимо от
организационной формы технического надзора за ненадлежащее исполнение своих
функций и обязанностей служба технического надзора несет ответственность перед
заказчиком.
8.1 При
осуществлении технического надзора за строительством самим заказчиком
ответственность определяется действующим законодательством в области строительства
и Положением о службе технического надзора, утвержденным руководством
заказчика.
8.2 При
осуществлении технического надзора в порядке оказания инжиниринговых услуг на
основании договора сторонней организацией ответственность последней
определяется действующим законодательством в области строительства и условиями
договора с заказчиком, не противоречащими законодательству.
8.3 Служба
технического надзора несет ответственность перед заказчиком в следующих
случаях:
приемка от
подрядчика отдельных видов работ, выполненных с нарушением утвержденного
проекта, строительных норм и правил и других нормативных документов;
невыполнение
обязанностей по своевременному извещению органов Госархстройнадзора и заказчика
о случаях аварийного состояния на объектах, о не устранении подрядчиком брака,
выявленного в процессе промежуточной приемки ответственных конструкций и
приемки отдельных видов работ;
согласие с
применением в производстве СМР недоброкачественных строительных материалов,
конструкций, изделий и оборудования либо без соответствующих сопроводительных
документов, подтверждающих его качество;
участие в
оформлении не соответствующих действительности актов освидетельствования
скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций и других
документов по подконтрольному объекту строительства;
отсутствие
контроля за устранением подрядчиком нарушений требований проекта и нормативных
документов, указанных в документах надзорных органов всех уровней;
приемка от
подрядчика не завершенного строительством объекта и предъявление его для
приемки приемочной комиссии;
некомплектность
документации, представляемой инвестору для назначения приемочной комиссии и
прилагаемой к акту приемки законченного строительством объекта;
подтверждение
оплаты подрядной организации недоброкачественных работ, завышенных объемов
выполненных работ;
другие
нарушения требований Положения о службе технического надзора или условий
договора с заказчиком.
8.4 Исполнение меры ответственности не
освобождает виновную службу или организацию от исправления нарушений и
возмещения ущерба.