ОБЩЕСОЮЗНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО
ГИДРОМЕТЕОРОГИИ И КОНТРОЛЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ (ГОСКОМГИДРОМЕТ)
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ВОЗДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И
ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПО ПРОЕКТНЫМ
РЕШЕНИЯМ
ОНД
1-84
ГОСКОМГИДРОМЕТ
Утверждена
Председателем
Государственного
комитета
СССР по гидрометеорологии
и
контролю природной среды
от
23 апреля 1984 г.
Согласована
Госстроем
СССР
19
апреля 1984 г. № ВА-1878-20
МОСКВА ГИДРОМЕТЕОИЗДАТ -
1984
Устанавливает
требования в части:
согласования
и экспертизы мероприятий по охране атмосферного воздуха, разрабатываемых в
соответствии со статьей 13 Закона СССР об охране атмосферного воздуха при
размещении, проектировании, строительстве новых и реконструируемых предприятий,
сооружений и других объектов, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
выдачи
разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям на
строительство и реконструкцию предприятий и сооружений.
Предназначена
для органов, осуществляющих экспертизу и согласование воздухоохранных
мероприятий, предприятий-заказчиков, проектных, строительных и других
организаций, связанных с размещением и проектированием предприятий и
сооружений.
Инструкция разработана ордена Трудового Красного Знамени
Главной геофизической обсерваторией имени А. И. Воейкова и Управлением
нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета при
участии Госстроя СССР.
Редакторы
– И. М Эражевский, Р. Н. Кузнецов (ГГО имени А. И. Воейкова); Ю. С. Цатуров,
В. П. Антонов, А. П. Поздняков (Госкогидромет); Е. В. Михайлин, Ю. Л.
Максименко (Госстрой СССР).
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И
СОГЛАСОВАНИЯ ВО3ДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ ВОЗДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ
РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПО ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 материалы,
представляемые в органы госкомгидромета при рассмотрении и согласовании схем
(проектов) районной планировки, генеральных планов городов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МАТЕРИАЛЫ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ В ОРГАНЫ ГОСКОМГИДРОМЕТА ПРИ РАССМОТРЕНИИ И СОГЛАСОВАНИИ СХЕМ
ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРОМУЗЛОВ, УПОРЯДОЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЗАСТРОЙКИ в
промрАйонах городов и других населенных пунктах, РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМЫХ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОМРАЙОНАХ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МАТЕРИАЛЫ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ в ОРГАНЫ ГОСКОМГИДРОМЕТА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ СОГЛАСОВАНИИ ВЫБОРА
ПЛОЩАДКИ (ТРАССЫ) СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ВОЗДУХООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАМЕЧАЕМЫХ ПРИ ИХ РЕКОНСТРУКЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНОВ
ГОСКОМГИДРОМЕТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РАССМОТРЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗУ
ВОЗДУХООХрАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ВЫДАЧУ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ОХРАНЕ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 СОСТАВ КНИГИ ИЛИ
МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА (РАБОЧЕГО ПРОЕКТА) ПРЕДПРИЯТИЯ «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ»
Приложение 7 Разрешение НА ВЫБРОС
ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ СТАЦОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
|
I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция содержит указания,
регламентирующие порядок рассмотрения и согласования органами Госкомгидромета материалов,
связанных с размещением и проектированием новых, расширением и реконструкцией
действующих предприятий, сооружений и других объектов1 в части
намечаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения. В Инструкции
приведены указания о проведении экспертизы проектных решений по охране
атмосферы от загрязнения, разработанных в проектах на строительство и
реконструкцию предприятий, утверждаемых Советом Министров СССР, а также,
предусмотрен порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в
атмосферу по проектным решениям.
__________________
1 Предприятия, сооружения и другие объекты,
имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в дальнейшем в Инструкции
именуются «предприятия». Также в Инструкции под «реконструкцией»
понимается расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих
предприятий, и строительство отдельных объектов на действующих предприятиях.
1.2. Инструкция разработана
в соответствии с основными положениями «Инструкции о составе, порядке
разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на
строительство предприятий, зданий и сооружений» (СН 202-81*) и предусматривает
необходимую детализацию отдельных ее положений в части, касающейся
согласования воздухоохранных мероприятий. Она также определяет объем требований
к материалам по охране атмосферного воздуха от загрязнения, которые должны быть
представлены в органы Госкомгидромета на согласование и экспертизу на различных
стадиях проектирования.
Внесена
Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду
Госкомгидромета
|
Утверждена
Председателем Госкомгидромета
23 апреля 1984 г.
|
Срок
введения в действие
с1 января 1985 г.
|
1.3. Министерства и ведомства СССР, их
проектные и научно-исследовательские организации при разработке предпроектной и
проектной документации промышленных предприятий, а органы Гискомгидромета при
осуществлении функций государственного контроля за охраной атмосферного воздуха
должны обеспечивать:
а) меры по улавливанию загрязняющих веществ или полному
исключению их выбросов в атмосферу (использование рассеивающих свойств
атмосферы допускается только после применения наиболее эффективных
технологий производств и средств, обеспечивающих максимальную степень очистки
отходящих газов) с целью соблюдения норм предельно допустимых концентраций
(ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере;
6) разработку предложений по предельно допустимым
выбросам (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу в проектах реконструкции
действующих предприятий и строительства новых объектов. При этом не допускается
увеличение объемов выбросов тех загрязняющих веществ (по сравнению с
существующими или согласованными и предпроектной документации объемами), по
которым в зоне действия выбросов рассматриваемого предприятия превышаются ПДК
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
в) разработку мероприятий в предпроектной документации (см.
пп. 2.1 а - ж) по снижению валовых объемов
выбросов (в сравнении с существующими объемами) тех загрязняющих веществ, по
которым на рассматриваемой территории превышаются предельно допустимые
концентрации. При увеличении на каком-либо из рассматриваемых предприятий объемов
выбросов таких веществ должны быть разработаны и согласованы с
заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятия (с их
технико-экономическим обоснованием) по соответствующему снижению в
зоне действия данного предприятия объемов аналогичных выбросов на производствах
других предприятий (включая, в случае необходимости, их перепрофилирование или
закрытие);
г) возможность осуществления действенного контроля за
эффективностью работы пылегазоочистного оборудования и количеством выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу.
1.4. Представители органов Госкомгидромета осуществляют
выборочную проверку соблюдения проектными организациями при проектировании
предприятий требований нормативных документов и государственных стандартов по
охране атмосферного воздуха от загрязнения по графикам, согласованным с
Госстроем СССР или госстроями союзных республик.
2.1. Рассмотрению и
согласованию с органами Госкомгидромета подлежат:
а) территориальные комплексные схемы охраны
природы;
б) схемы (проекты) районной планировки;
в) генеральные планы городов и других населенных
пунктов;
г) схемы генеральных планов групп предприятий с
общими объектами (промышленных узлов);
д) схемы размещения проектируемых промышленных
предприятий в промрайонах городов и других населенных пунктах;
е) схемы упорядочения существующей застройки промрайонов
городов и населенных мест;
ж) проектные решения и обосновывающие расчеты,
разработанные проектной организацией - генеральным проектировщиком, для выбора
площадки (трассы) строительства предприятий;
з) проектные решения по охране атмосферного
воздуха от загрязнения, намечаемые при реконструкции и техническом
перевооружении действующих предприятий, если проектируемые или реконструируемые
источники не предусмотрены в ранее выданном разрешении на выброс
загрязняющих веществ в атмосферу или если реконструкцией предусматривается
изменение установленных разрешением характеристик выбросов загрязняющих
веществ;
Примечание. Намечаемые
решения должны быть согласованы до утверждения задания на проектирование.
и) проектные решения в части охраны атмосферного
воздуха от загрязнения, на которые отсутствуют нормы, правила и государственные
стандарты;
к) проектные решения; разработанные с частичными
обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и государственных
стандартов по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
2.2. Предпроектные и проектные материалы по охране
атмосферного, воздуха от загрязнения должны разрабатываться на основе исходных
данных (фоновых концентраций), выдаваемых по запросам заинтересованных
организаций органами Госкомгидромета по согласованию с органами Минздрава СССР.
2.3. На рассмотрение и согласование в органы
Госкомгидромета документация должна представляться в виде отдельной книги
«Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения» или в составе
материалов проекта (рабочего проекта) предприятия «Мероприятия по охране
окружающей природной среды», разработанная:
а) в территориальных комплексных схемах охраны
природы в соответствии с «Методическими указаниями по составлению
территориальных комплексных схем охраны природы»;
б) в схемах (проектах) районной планировки и
генеральных, планов городов в соответствии с приложением
1;
в) в схемах:
размещения проектируемых промышленных предприятий в
промрайонах городов и других населенных пунктах;
генеральных планов групп предприятий с общими объектами
(промышленных узлов);
упорядочения существующей застройки городов и населенных мест;
в соответствии с приложением
2;
г) в материалах и расчетах, обосновывающих
воздухоохранные мероприятия при выборе площадки (трассы) строительства или реконструкции
действующих предприятий, в соответствии с СН 202-81* и приложением
3 к настоящей Инструкции;
д) в проектах (рабочих проектах) реконструкции и
технического перевооружения действующих предприятий, а также в проектных
решениях, выполненных в составе проекта (рабочего проекта) предприятия с
частичными обоснованными отступлениями от действующих норм, правил
государственных стандартов по охране атмосферного воздуха от загрязнения, в
соответствии с СН 202- 81* и настоящей Инструкцией.
2.4. Рассмотрение и согласование представляемых
материалов по охране атмосферного воздуха от загрязнения производится в одной инстанции
Госкомгидромета в срок до 15 дней1 в следующем порядке:
_______________
1 По особо крупным объектам допускается в
отдельных случаях увеличивать срок рассмотрения материалов до 30 дней.
Главная
геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова (ГГО) рассматривает и
согласовывает предпроектные материалы и проектную документацию, разработанные в
составе указанных в п. 2.3 документов, если они охватывают территорию,
обслуживаемую двумя или более управлениями по гидрометеорологии и контролю
природной среды (УГКС), и решения, принимаемые в типовых проектах с частичным
отступлением от действующих норм, правил и государственных стандартов по охране
атмосферного воздуха от загрязнения;
республиканские и территориальные УГКС или их органы
рассматривают и согласовывают предпроектные и проектные материалы, кроме тех,
которые согласовывает ГГО. Перечень УГКС и обслуживаемые ими территории
приведены в приложении
4.
2.5. Разногласия между организацией,
представившей материалы на согласование, и органом Госкомгидромета должны быть
урегулированы Госкомгидрометом и соответствующим министерством (ведомством).
Окончательное решение по оставшимся разногласиям между Госкомгидрометом и
министерством (ведомством) принимается в установленном порядке.
3.1. Проектные решения по охране атмосферного воздуха от
загрязнения, разработанные в составе проектов предприятий, утверждаемых Советом
Министров СССР, подлежат экспертизе в Госкомгидромете.
3.2.Проектные материалы по охране атмосферного
воздуха от загрязнения, представляемые на экспертизу в Госкомгидромет, должны
быть оформлены в виде отдельной книги «Мероприятия по охране атмосферного
воздуха от загрязнения» или в составе материалов проекта (рабочего проекта)
предприятия «Мероприятия по охране окружающей природной среды», выполненных в
соответствии с требованиями СН 202-81* и ГОСТа
17.2.3.02-78.
3.3. Экспертизу проектных решений в Госкомгидромете
осуществляет экспертный совет (группа) в составе представителей подразделений и
научно-исследовательских институтов Госкомгидромета, а также, по согласованию с
соответствующими министерствами (ведомствами), специалистов министерств и
ведомств СССР, научно-исследовательских и проектных организаций, предприятий и
органов государственного надзора. Вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
проектных решений, изложены в приложении
5.
3.4. Заключение по экспертизе проектных решений в части
охраны атмосферного воздуха от загрязнения направляется Госкомгидрометом в
министерство (ведомство) - заказчику проекта предприятия.
4.1.Разрешение на выброс загрязняющих веществ в
атмосферу должно быть получено на все проектируемые и реконструируемые
источники загрязнения атмосферного воздуха по законченным проектным решениям до
утверждения проекта (рабочего проекта) предприятия по форме, приведенной в приложении
7.
4.2. Для получения разрешения на выброс
загрязняющих веществ в атмосферу должны быть представлены проектные материалы,
оформленные в виде книги «Мероприятия по охране атмосферного воздуха от
загрязнения» или материалов проекта (рабочего проекта) предприятия «Мероприятия
по охране окружающей природной среды», выполненных в соответствии с приложением
6.
4.3. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в
атмосферу источниками, проектируемыми в составе предприятий, выдаются:
Государственной инспекцией по охране
атмосферного воздуха при Госкомгидромете по проектам, которые утверждаются
Советом Министров СССР, а также в случаях, когда размещение строительства
осуществляется на территории, обслуживаемой двумя и более УГКС;
республиканскими и региональными
государственными инспекциями по охране атмосферного воздуха по другим проектным
решениям, перечень которых и контролируемые ими регионы приведены в приложении
4.
Разрешения выдаются на основании заключения экспертных
органов Госкомгидромета.
4.4. Регистрационный номер разрешения и печать
органа, его выдавшего, ставятся на титульном листе книги «Мероприятия по охране
атмосферного воздуха от загрязнения» или материалов проекта (рабочего проекта)
предприятия «Мероприятия по охране окружающей природной среды». Один экземпляр
этой книги хранится в органах Госкомгидромета и рассматривается как
неотъемлемая часть разрешения.
4.5. Утверждение проекта предприятия,
стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха которого не
соответствуют разрешению на выброс
загрязняющих веществ в атмосферу, не допускается.
(обязательное)
При
рассмотрении и согласовании схем (проектов) районной планировки и генеральных
планов городов в части охраны атмосферного воздуха от загрязнения в органы
Госкомгидромета должны быть представлены:
1. Краткая характеристика физико-географических
и метеорологических условий на рассматриваемой территории, общая оценка условий
рассеяния примесей и потенциала загрязнения атмосферы.
2. Уровень загрязнения
атмосферного воздуха, создаваемый существующими на территории промузлами,
промрайонами, крупнейшими промышленными предприятиями и аграрно-промышленными
комплексами.
3. Прогноз изменения состояния воздушного
бассейна в соответствии с принятым масштабом развития народнохозяйственного
комплекса на рассматриваемой территории. Приоритетность предлагаемых
воздухоохранных мероприятий.
4. Решения и предложения по выводу наиболее
загрязняющих атмосферный воздух предприятий за пределы города.
5. Графические и табличные материалы с указанием
наиболее крупных источников загрязнения воздуха (промузлы, промрайоны,
крупнейшие промышленные, коммунальные и сельскохозяйственные предприятия и их
санитарно-защитные зоны) прогнозируемых валовых выбросов и уровней загрязнения
атмосферного воздуха.
(обязательное)
При
рассмотрении и согласовании схем в части охраны атмосферного воздуха от
загрязнения в органы Госкомгидромета должны быть представлены:
1.
Краткая характеристика физико-географических и метеорологических условий
района. Обоснование выбора района размещения предприятий дли строительства с
учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха и условий рассеивания примесей
в атмосфере.
2.
Ситуационный план района размещения предприятий; характеристика существующих и
проектируемых предприятий в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
3.
Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для
проектируемых и расширяемых предприятий, сроки ввода новых и вывода
существующих источников загрязнения атмосферного воздуха.
4.
Данные по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.
5.
Расчеты изменения загрязнения атмосферного воздуха в связи с вводом в
эксплуатацию проектируемых предприятий.
Примечание. На
I очередь
строительства расчеты проводятся в соответствии
с СН 369-74. На более длительную перспективу приводятся результаты прогнозных
оценок уровней загрязнения атмосферы, основанные на тенденции
изменения валовых выбросов.
6.
Нормативы предельно допустимых концентраций на загрязняющие вещества, выбрасываемые
в атмосферный воздух.
7.
Предложения по организации санитарно-защитных зон.
(обязательное)
Представляемые
на заключение в органы Госкомгидромета материалы по выбору площадки (трассы)
строительства предприятия должны содержать:
1.
Краткие сведения по обоснованию выбора района размещения предприятия и площадки
для строительства с учетом физико-географических и метеорологических факторов,
а также полученных от органов Госкомгидромета исходных данных, характеризующих
существующие уровни загрязнения атмосферы.
2. Краткую характеристику предприятия в части выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу, ситуационный план района размещения предприятия с указанием
размера санитарно-защитной зоны.
3. Намечаемые принципиальные решения по очистке
и утилизации загрязняющих веществ.
4. Упрощенные (в соответствии с СН 369-74)
расчеты загрязнения атмосферного воздуха.
5. Обоснование данных о возможных аварийных и
залповых выбросах.
6. Нормативы предельно допустимых концентраций
загрязняющих веществ, которые будут выбрасываться в атмосферу.
При
согласовании воздухоохранных мероприятий, намечаемых при реконструкции
предприятий, сведения по пунктам 2-6 приводятся в сравнении с существующим
положением и положением, которое будет после реконструкции.
(справочное)
ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНОВ ГОСКОМГИДРОМЕТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РАССМОТРЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗУ
ВОЗДУХООХрАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ВЫДАЧУ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ
№ п/п
|
Учреждение Госкомгидромета
|
Обслуживаемая
территория
|
Телефон
|
1
|
Госкомгидромет, Москва:
|
|
252 38 43
|
|
а) Управление
нормирования и надзора за выбросами в природную среду (УПВ)
|
|
|
|
б)
Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха
|
|
252 24 29
255 50 07
|
2
|
Главная
геофизическая обсерватория им.
А И. Воейкова (ГГО), Ленинград
|
|
245 93 80
|
3
|
Украинское
УГКС, г. Киев, Госинспекция по
охране атмосферного воздуха по Украинской
ССР
|
Украинская ССР
|
21 93 75
21 93 33
|
4
|
Белорусское
УГКС, г. Минск, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Белорусской
ССР
|
Белорусская ССР
|
23 56 63
64 70 05
|
5
|
Узбекское
УГКС, г. Ташкент, Госинспекция по
охране атмосферного воздуха по Узбекской ССР
|
Узбекская ССР
|
33 78 21
35 40 22
|
6
|
Казахское
УГКС, г. Алма-Ата, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Казахской
ССР
|
Казахская ССР
|
62 39 80
62 49 33
|
7
|
Грузинское
УГКС, г. Тбилиси, Госинспекция по
охране атмосферного воздуха по Грузинской ССР
|
Грузинская ССР
|
95 02 53
96 31 82
|
8
|
Азербайджанское
УГКС, г. Баку, Госинспекция по
охране атмосферного воздуха по Азербайджанской ССР
|
Азербайджанская ССР
Дагестанская АССР
|
93 59 41
93 21 94
|
9
|
Литовское
УГКС, г. Вильнюс, Госинспекция
по охране атмосферного воздуха по Литовской ССР
|
Литовская ССР, Калининградская обл.
|
62 46 39
61 41 31
|
10
|
Молдавское
УГКС, г. Кишинев, Госинспекция по
охране атмосферного воздуха по Молдавской ССР
|
Молдавская ССР
|
23 45 52
52 71 74
|
11
|
Латвийское
УГКС, г. Рига, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Латвийской ССР
|
Латвийская
ССР
|
33 23 63
33 28 29
|
12
|
Киргизское
УГКС, г. Фрунзе, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Киргизской
ССР
|
Киргизская ССР
|
22 57 32
22 46 68
|
13
|
Таджикское
УГКС, г. Душанбе, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Таджикской
ССР
|
Таджикская
ССР
|
22 23 32
27 83 93
|
14
|
Армянское
УГКС, г. Ереван, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Армянской ССР
|
Армянская
ССР
|
56 14 61
58 05 71
|
15
|
Туркменское
УГКС, г. Ашхабад, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Туркменской
ССР
|
Туркменская
ССР
|
5 15 48
5 33 54
|
16
|
Эстонское
УГКС, г. Таллин, Госинспекция по охране атмосферного воздуха по Эстонской ССР
|
Эстонская
ССР
|
44 50 24
53 83 94
|
17
|
Верхне-Волжское
УГКС, г. Горький, Верхне-Волжская региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Горьковская,
Владимирская, Ивановская, Костромская, Кировская, Рязанская, Ярославская
области; Марийская, Удмуртская, Мордовская, Чувашская АССР
|
65 69 62
65 72 41
|
18
|
Дальневосточное
УГКС, г. Хабаровск, Дальневосточная региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Хабаровский
край, Амурская область
|
33 26 88
33 74 43
|
19
|
Забайкальское
УГКС, г. Чита, Забайкальская региональная госинспекция по охране атмосферного
воздуха
|
Читинская
область. Бурятская АССР
|
3 43 56
2 20 50
|
20
|
Западно-Сибирское
УГКС, г. Новосибирск, Западно-Сибирская региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Новосибирская,
Кемеровская, Томская области; Алтайский край
|
22 63 47
22 23 85
|
21
|
Иркутское
УГКС, г. Иркутск, Иркутская региональная госинспекция по охране атмосферного
воздуха
|
Иркутская
область
|
3 17 28
3 15 27
|
22
|
Камчатское
УГКС, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатская региональная госинспекция по
охране атмосферного воздуха
|
Камчатская
область
|
2 05 37
3 14 42
|
23
|
Колымское
УГКС, г. Магадан, Колымская региональная госинспекция по охране атмосферного
воздуха
|
Магаданская
область
|
2 30 06
2 73 55
|
24
|
Красноярское
УГКС, г. Красноярск, Красноярская региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Красноярский
край
|
27 29 75
27 45 19
|
25
|
Мурманское
УГКС, г. Мурманск, Мурманская региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Мурманская область
|
7 53 77
7 20 28
|
26
|
Омское
УГКС, г. Омск, Омская госинспекция по охране атмосферного воздуха
|
Омская и Тюменская области
|
31 84 87
31 78 72
|
27
|
Приморское
УГКС, г. Владивосток, Приморская региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Приморский
край
|
2 33 10
2 67 72
|
28
|
Приволжское
УГКС, г. Куйбышев, Приволжская региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Куйбышевская,
Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области.
Татарская
АССР
|
32 33 82
32 33 84
|
29
|
Сахалинское
УГКС, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Сахалинская
область
|
3 15 73
3 15 91
|
30
|
Северное
УГКС, г. Архангельск, Северная региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Архангельская,
Вологодская области, Коми АССР
|
2 12 93
6 85 58
|
31
|
Ceвepo-Западное
УГКС, г. Ленинград, Северо-западная региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Ленинградская,
Калининская, Новгородская, Псковская, Смоленская области.
Карельская
АССР
|
218 17 54
213 66 19
|
32
|
Северо-Кавказское
УГКС, г. Ростов-на-Дону, Северо-Кавказская региональная госинспекция по
охране атмосферного воздуха
|
Ростовская,
Астраханская, Волгоградская области; Краснодарский и Ставропольский края; Калмыцкая,
Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская АССР
|
31 03 33
31 06 43
|
33
|
Уральское
УГКС, г. Свердловск, Уральская региональная госинспекция по охране
атмосферного воздуха
|
Свердловская, Курганская,
Пермская, Челябинская области,
Башкирская
АССР
|
24 16 42
24 21 25
|
34
|
УГКС
Центрально-Черноземных областей, г. Курск, Региональная госинспекция по
охране атмосферного воздуха Центрально-черноземных областей
|
Курская,
Брянская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Тамбовская,
Калужская и Тульская области
|
2 26 46
2 33 93
|
35
|
Якутское
УГКС, г. Якутск, Якутская региональная госинспекция по охране атмосферного
воздуха
|
Якутская АССР
|
2 02 69
2 79 14
|
36
|
Центральная
высотная гидрометеорологическая обсерватория (ЦВГМО), Москва, Московская
региональная госинспекция по охране атмосферного воздуха
|
Москва и
Московская область
|
282 15 48
281 93 96
|
(обязательное)
При
экспертизе проектных решений по охране атмосферного воздуха от загрязнения
проверяются:
1. Обоснованность выбора района размещения предприятия
и площадки (трассы) для строительства с учетом фонового загрязнения воздуха,
физико-географических и метеорологических факторов.
2. Прогрессивность принимаемых технологических
решений с целью уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ и
сравнение этих решений с лучшими отечественными и зарубежными аналогами.
3. Прогрессивность технических решений и
эксплуатационные характеристики оборудования по улавливанию, утилизации и
обезвреживанию загрязняющих веществ.
4. Обоснованность и достоверность данных по
выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.
5. Правильность выполненных расчетов изменения
загрязнения атмосферного воздуха.
6. Наличие нормативов предельно допустимых
концентраций на загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух.
7 Правильность выбора средств контроля
эффективности работы пылегазоочистного оборудования, а также правильность
расчетов количества и состава выбрасываемых загрязняющих веществ.
8. Наличие в проекте мероприятий по снижению выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических
условий.
9. Обоснованность предложений по организации
санитарно-защитной зоны.
10. Экономическая эффективность
предусматриваемых воздухоохранных мероприятий.
11. Правильность предложений по предельно
допустимым выбросам (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу.
(обязательное)
1. Состав книги «Мероприятия по охране
атмосферного воздуха от загрязнения» определяется степенью воздействия проектируемого
предприятия на загрязнение атмосферного воздуха, которая характеризуется
значением параметра П. Если для получения разрешения на выброс
загрязняющих веществ в атмосферу необходимо учесть источники
загрязнения, для которых нет обоснованных данных для расчета параметра П, то
степень воздействия предприятия на загрязнение атмосферного воздуха
характеризуется значением параметра Ф.
Состав книги «Мероприятия по охране атмосферного
воздуха от загрязнения» в зависимости от значения параметров П и Ф приведен
в табл. 1 настоящего приложения.
2. Для определения параметра П для
каждого вещества i
и каждого источника j рассчитываются
значения требуемого потребления воздуха (ТПВ) и параметра R по
следующим формулам:
м3/с, (1)
(2)
где - количество вещества, выбрасываемого источником, г/с; ПДКi
- разовая предельно допустимая концентрация вещества для
населенных мест; Дj
- диаметр устья источника. Если устье источника не круглое,
то за Дj
принимается его наибольший размер; Hj
- высота источника над уровнем земли, м; - концентрация
вещества в устье источника.
При
для принимается значение,
равное 1.
Значение
параметра Пi
для
каждого вещества определяется по следующей формуле:
м3/с, (3)
где
тi
-
количество источников на предприятии, выбрасывающих одноименные вещества.
Для
групп веществ, обладающих суммацией вредного воздействия, рассчитывается
параметр Пе по формуле
м3/с, (4)
где
ni
-
количество веществ, входящих в группу суммации.
Из
всех значении Пi и
Пе выбирается максимальное
значение, которое и принимается за параметр П для данного предприятия.
3.
Параметр Фi для каждого выбрасываемого вещества
рассчитывается по формуле
м2/с, (5)
-
средняя высота выброса.
Для групп веществ, обладающих суммацией
вредного воздействия, параметр Фе
рассчитывается по формуле
м2/с. (6)
Из всех Фi и Фе выбирается максимальное значение,
которое и принимается за параметр Ф для данного предприятия.
Значения
параметров Пi, Пе, Фi и Фе для рассматриваемого в примере
случая приведены в табл. 2, 3 приложения 6. Так, для суммации
сернистого ангидрида и двуокиси
азота значения их составляют
м3/с,
м2/с,
что
соответствует представлению материалов в объеме графы 4 приложения 6 (табл. 1).