Научно-исследовательский
ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
|
Утверждены
приказом Госстроя России
от 15 августа 2000 г. № 182
Рекомендации
по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом
платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги
Москва, 2006 г.
Настоящие рекомендации предназначены для определения
нормативной численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей
от населения за жилищно-коммунальные услуги. Рекомендации позволяют рассчитать
нормативные затраты на оплату труда, установить оптимальную структуру,
произвести рациональную расстановку кадров.
Рекомендации разработаны ОАО «Научно-исследовательским центром муниципальной
экономики» (ранее ФГУП «ЦНИС») при участии Управления городского хозяйства г.
Дзержинский, Московской области; МУЛ «Информационно-аналитический центр», г.
Тамбов; МУП «МРИВЦ» г. Мурманск; Городской центр коммунальных платежей, г.
Волжский; Центр жилищных расчетов и субсидий, г. Сосногорск; ЦНП МУ «Служба заказчика»,
г. Выборг; МУ «Расчетно-кассовый центр по ЖКУ», г. Кострома.
Рекомендации по определению численности работников, занятых расчетом,
учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги,
утверждены приказом Госстроя России от 15 августа 2000 года № 182.
Содержание
1.1. Настоящие
рекомендации предназначены для определения нормативной численности работников,
занятых работами по расчету, учету и приему платежей от населения за
жилищно-коммунальные услуги (далее ЖКУ).
1.2.
Рекомендации позволяют рассчитать нормативные затраты на оплату труда,
установить оптимальную структуру, произвести рациональную расстановку кадров.
1.3. В сборник
включены нормативы численности, нормы времени и нормы обслуживания (далее
"нормы труда") на работы по расчету, учету и приему платежей от
населения за жилищно-коммунальные услуги.
1.4. Нормы
труда носят рекомендательный характер и могут являться основой для разработки и
утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления региональных нормативно-методических материалов.
1.5. Понятие "нормативы
численности" означает оптимальную численности работников конкретного
профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения объема
работ в определенных организационно-технических условиях.
Понятие "норма
времени" - величину затрат рабочего времени, устанавливаемую для
выполнения единицы объема работы работником соответствующей квалификации в
определенных организационно-технических условиях.
Понятие "норма
обслуживания" - количество документов, которые работник соответствующей
квалификации обязан обработать в течение единицы рабочего времени в
определенных организационно-технических условиях.
1.6. В основу
разработки сборника положены: действующие нормативно-правовые акты,
фотохронометражные наблюдения, результаты анализа организационно-технических
условий выполнения работ.
1.7.
Нормативами предусмотрена списочная численность работников.
1.8. Нормы
времени установлены в человеко-часах на единицу объема работ для исполнителей,
численный и квалификационный состав которых приведен в параграфах нормативной
части сборника, при обеспечении необходимыми средствами автоматизации,
материалами и приспособлениями.
1.9. Нормы
обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течении
рабочей смены при продолжительности рабочей смены 8 часов и соблюдении других
законодательных норм охраны труда при наиболее полном и рациональном
использовании рабочего времени.
1.10.
Нормативная численность работников, занятых работами по расчету, учету и приему
платежей за ЖКУ, установлена с учетом применения программно-технических
средств.
1.11. Нормы
труда по вводу информации установлены на работы, выполняемые вручную без
использования программно-технических средств.
1.12. Нормами
труда учтены затраты времени на подготовительно-заключительные работы,
обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности.
1.13. Нормы
труда, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее
распространенных организационно-технических условий выполнения работ по учету,
расчету и приему платежей от населения за ЖКУ.
1.14.
Наименование должностей руководителей, специалистов и служащих, а также
профессий рабочих устанавливаются в соответствии с Общероссийским
классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК
016-94 (ОКПДТР). При внесении изменений в ОКПДТР наименования должностей
(профессий рабочих) должны соответственно изменяться.
1.15
Администрация предприятия (руководитель структурного подразделения)
распределяет работающих по выполняемым функциям, исходя из производственной
необходимости с обеспечением их рациональной загрузки. Одновременно в каждом
отдельном случае решается вопрос о выполнении работниками дополнительных
функций с учетом экономической целесообразности и обеспечения качества работ.
1.16. На
работы не предусмотренные сборником, а также при внедрении на местах иной
организации труда, чем это предусмотрено сборником, рекомендуется разрабатывать
местные нормы труда.
1.17. Пример
расчета численности работников, занятых на работах по расчету, учету и приему
платежей за ЖКУ приведен в приложении 1.
2.1. Расчет и
учет платежей за ЖКУ осуществляется в соответствии с действующими
нормативно-правовыми документами.
2.2. Расчет и
учет платежей от населения за ЖКУ на основе договорных отношений может
осуществляться как предприятиями (далее РКЦ), так и специализированными
структурными подразделениями в рамках существующих систем управления
жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе в составе Служб Заказчика (далее
специализированными подразделениями).
2.3. Прием
платежей от населения может выполняться как РКЦ (специализированными
подразделениями), так и банками, учреждениями связи и т.д. На основе договоров
в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Все
работы, связанные с расчетом и учетом платежей от населения за ЖКУ выполняются
с использованием программно-технических средств (программное обеспечение,
компьютеры, принтеры, средства коммуникаций и т.д.), позволяющих сократить
время и затраты на проведение указанных операций.
2.5. Применение
программного обеспечения позволяет формировать, обрабатывать и анализировать
информацию по платежам населения непосредственно на рабочих местах.
2.6.
Программное обеспечение для автоматизации расчетов платежей населения за ЖКУ
позволяет вести учет по финансово-лицевым счетам, видам и поставщикам услуг,
учитывать предоставляемые льготы и субсидии, формировать отчетные документы,
оформлять счета-квитанции и т.д.
2.7.
Применяемое программное обеспечение должно быть интегрировано в
информационно-вычислительные системы населенного пункта с целью получения и
передачи необходимой информации.
Примерный состав работ.
Руководство всеми видами деятельности предприятия в соответствии с действующим
законодательством. Организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с
едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности на
территории РФ для организаций, являющихся юридическими лицами. Планирование
финансово-хозяйственной деятельности. Организация труда и заработной платы
работников предприятия. Обеспечение кадрами требуемой квалификации и
специальности, организация учебно-методической работы по необходимым видам и
формам подготовки и повышению квалификации работников предприятия. Заключение, перезаключение,
расторжение, юридическое оформление договоров, контроль за выполнением
договорных обязательств. Подготовка материалов для передачи их в арбитраж,
следственные и судебные органы, учет и хранение копий, находящихся в
производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Обеспечение
предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами,
прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей; контроль за их
использованием. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на
предприятии. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по
охране труда у работников предприятия. Документальное оформление управленческих
решений, действий, связей; организация документооборота; упорядочение и
хранение документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и
распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя предприятия.
Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами
производственной санитарии и пожарной безопасности.
Примерный
перечень должностей: руководитель и заместитель руководителя, главный
бухгалтер, главный инженер, заведующий складом, заведующий хозяйством,
начальник отдела, агент, бухгалтер, инспектор по кадрам, инженер, машинистка,
секретарь-машинистка, секретарь руководителя, экономист, экспедитор,
юрисконсульт.
Количество
финансово-лицевых счетов
|
До 50000
|
50001-100000
|
100001-150000
|
150001-200000
|
200001-300000
|
Нормативная численность,
чел.
|
4-6
|
6-8
|
8-10
|
10-12
|
12-15
|
Примечания. 1. Нормативная численность по указанной функции определяется только для
РКЦ, имеющих статус юридического лица.
2. Нормативная
численность по указанной функции для структурных подразделений, не имеющих
статуса юридического лица, определяется в соответствии с ниже приведенной
таблицей.
Количество
финансово-лицевых счетов
|
До 150000
|
150001-300000
|
Нормативная численность,
чел.
|
|
|
Примерный состав
работ. Определение размера платежей за ЖКУ с учетом права на льготы и
предоставленных субсидий. Оформление счетов-квитанций на оплату ЖКУ. Проведение
перерасчетов платежей за ЖКУ: при изменении тарифов, при временном отсутствии
потребителя, при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня,
при введении дополнительных льгот или их отмене, при изменении размера субсидий
и др. Формирование отчетных данных по итогам месяца и обновление без данных для
следующего расчетного периода. Подготовка и печать необходимой выходной
документации.
Примерный
перечень должностей: бухгалтер, экономист, инженер, оператор
электронно-вычислительных и вычислительных машин.
Количество
финансово-лицевых счетов
|
До 50000
|
50001-100000
|
100001-150000
|
150001-200000
|
200001-300000
|
Нормативная численность,
чел.
|
2 - 3
|
3 - 5
|
5 - 7
|
7 - 9
|
9 - 13
|
Примерный
состав работ. Получение у ответственных лиц для работы ключей от кассового
узла, ключей от контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) и денежного ящика,
разменной монеты и купюр в количестве, необходимом для расчетов с населением,
принадлежностей для работы и обслуживания ККМ. Проверка исправности ККМ,
включение ККМ, заправка чековой (контрольной) ленты, установка даты, печать
пробных чеков. Осуществление операции ввода сумм платежей в соответствии с
руководством по эксплуатации на используемый тип ККМ. Определение общей суммы
услуг по показанию индикатора ККМ или с помощью калькулятора и сообщение ее
плательщику. Получение от плательщиков денег за оказанные услуги. Оформление
подкладного платежного документа. Выдача сдачи плательщику. В случае ошибки -
составление необходимых документов. При возникновении неисправности ККМ -
выключение машины, вызов ответственных лиц. Оформление бухгалтерских документов
по участку работы.
Состав
исполнителей: кассир.
Норма времени
на 100 платежных документов - 2,00 чел.-час.
Примечание. Данные нормы не учитывают работы по инкассации денежных средств и
доставке платежных документов в пункт обработки.
Примерный состав работ.
Осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке первичных
документов, необходимых для осуществления расчетных операций за оказанные ЖКУ.
Подготовка к машинной обработке информации, контроль за правильностью
заполнения и наличия всех необходимых данных в документах. Ввод полученной
информации в базу данных.
Состав
исполнителей: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.
Норма времени на 100 платежных документов, чел.-час.
|
Норма обслуживания расчетных документов на одного оператора в смену
|
0,72
|
1100
|
Примерный
состав работ. Осуществление оперативного учета оплаты за ЖКУ. Проведение
последующего контроля за оплатой с применением штрафных санкций. Выдача
справок, восстановление утерянных счетов-квитанций и др. Составление
периодической отчетности по соответствующим формам в установленные сроки.
Проведение анализа и составление аналитических данных.
Примерный
перечень должностей: бухгалтер, экономист, инженер.
Количество финансово-лицевых
счетов
|
До 50000
|
50001-100000
|
100001-150000
|
150001-200000
|
200001-300000
|
Нормативная численность,
чел.
|
4 - 6
|
6 - 11
|
11 - 16
|
16 - 20
|
20 - 29
|
Примерный состав
работ. Осуществление работ по поиску, сортировке и выборке данных, необходимых
для расчетных операций за выполненные работы и оказанные услуги. Формирование
периодической отчетности по соответствующим формам в установленные сроки.
Проведение анализа и предоставление аналитических данных.
Примерный
перечень должностей: экономист, бухгалтер, инженер.
Количество договоров с
поставщиками ЖКУ, шт.
|
До 10
|
11 - 20
|
21 - 40
|
41 - 60
|
Более 60
|
Нормативная численность,
чел.
|
1
|
1 - 2
|
2 - 3
|
3 - 4
|
4 - 5
|
Примерный
состав работ. Ведение информационной базы данных по финансово-лицевым счетам
нанимателей и собственников жилья в жилищном фонде. Осуществление сервисного обслуживания
персональных электронно-вычислительных машин. Сопровождение программных
средств.
Примерный перечень
должностей: руководитель подразделения, инженер, оператор
электронно-вычислительных и вычислительных машин.
Количество
финансово-лицевых счетов, шт.
|
До 50000
|
50001-100000
|
100001-150000
|
150001-200000
|
200001-300000
|
Нормативная численность,
чел.
|
2
|
2 - 4
|
4 - 6
|
6 - 9
|
9 - 12
|
Примечания 1. Данными нормативами не предусмотрена численность работников, занятых
разработкой локальных программ и сервисным обслуживанием персональных
электронно-вычислительных машин.
2. Численность работников,
занятых сервисным обслуживанием персональных электронно-вычислительных машин,
устанавливается из расчета 1 человек на 40 ПЭВМ.
Исходные
данные:
1. Работы по
расчету и учету платежей за ЖКУ выполняет РКЦ, являющийся юридическим лицом.
2. Количество
финансово-лицевых счетов (ФЛС) - 130.000 шт.
3. Население
оплачивает ЖКУ по двум платежным документам ежемесячно.
4. Количество
обработанных платежных документов (в месяц) - 260.000 шт.
5. Количество
договоров, заключенных с поставщиками ЖКУ -15 шт.
6. Прием
платежей от населения производится подразделениями Сбербанка.
7. Количество
ПЭВМ - 42 шт.
Расчет:
1. Общее
руководство
Количество ФЛС
|
Нормативная численность, чел.
|
130.000
|
9
|
2. Расчет
платежей за ЖКУ
Количество ФЛС
|
Нормативная численность, чел.
|
130.000
|
6
|
3. Прием
платежей от населения за ЖКУ
По
данной функции нормативная численность не рассчитывается, т.к. прием платежей
от населения за ЖКУ осуществляется подразделениями Сбербанка.
4. Учет
платежей
4.1. Ввод
информации:
(260.000/100) ×
0,72 × 12)/1995 = 11 (чел.)
4.2. Учет
платежей по ФЛС:
Количество ФЛС
|
Нормативная численность, чел.
|
130.000
|
14
|
4.3. Учет
расчетов с поставщиками ЖКУ:
Количество договоров с поставщиками ЖКУ, шт.
|
Нормативная численность, чел.
|
15
|
2
|
5.
Информационное и методическое обеспечение
Количество ФЛС
|
Нормативная численность, чел.
|
130.000
|
5
|
Сервисное
обслуживание персональных электронно-вычислительных машин - 1 чел.
Итого:
нормативная численность работников РКЦ, занятых расчетом и учетом платежей от
населения за жилищно-коммунальные услуги:
9 + 6 + 11 +
14 + 2 + 5 + 1 = 48 человек.