Постановление
Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303
Об утверждении
Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений
(с изменениями от 30 декабря 2008 г.)
В соответствии
с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Положение о декларировании безопасности гидротехнических
сооружений.
Председатель Правительства
Российской Федерации Е. Примаков
Постановлением
Правительства РФ от 30 декабря 2008 г. N
1077 в настоящее Положение внесены изменения
Положение о декларировании
безопасности гидротехнических сооружений
1. Настоящее
Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О безопасности
гидротехнических сооружений", определяет содержание, порядок
составления декларации безопасности гидротехнических сооружений (далее
именуется - декларация безопасности) и осуществления ее государственной
экспертизы.
2.
Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут
привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их
проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из
эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления
или консервации.
3. Декларация
безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность
гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту,
действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и
масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной
эксплуатации.
4. Декларация
безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе
в эксплуатацию, выводе из эксплуатации,
а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или
консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а
проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений - юридическим лицом или
физическим лицом, выполняющим функции заказчика (далее именуются - декларанты).
5. Декларация
безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за
безопасностью гидротехнических сооружений (далее именуется - орган надзора).
6. При
составлении декларации безопасности должны учитываться следующие требования:
а) полнота и
достоверность данных о гидротехническом сооружении и его безопасности;
б)
всестороннее и полное выявление степени опасности и разработка сценариев
возможных аварий и повреждений;
в) обоснованность
применяемых методов анализа, достаточность выполненных оценок риска и уровня
безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;
г) полнота
учета всех факторов, влияющих на результаты оценки безопасности;
д)
эффективность и достаточность реализованных и планируемых мер по обеспечению
безопасности, соответствие содержания декларации безопасности законодательным и
другим нормативным правовым актам, правилам и нормам.
7. Составлению
декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию
после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также
эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование
гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей
организацией, с обязательным участием представителей органа надзора.
В случае если после
проведения обследования гидротехнического сооружения возникла аварийная (предаварийная)
ситуация или имели место опасные отклонения фактических показателей состояния и
условий эксплуатации гидротехнического сооружения от установленных критериев безопасности,
обследование гидротехнического сооружения должно быть проведено повторно.
8. Декларация
безопасности должна содержать:
а) общую
информацию, включающую данные о гидротехнических сооружениях и природных
условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности,
предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа
надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред,
который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений,
основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации;
б) анализ и
оценку безопасности гидротехнических сооружений, включая определение возможных
источников опасности;
в) сведения об
обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации
опасных повреждений и аварийных ситуаций;
г) порядок информирования
населения, органа надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших
на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях;
д) заключение,
включающее оценку уровня безопасности отдельных гидротехнических сооружений и
комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых
мероприятий по обеспечению безопасности;
е) другие
данные о безопасности гидротехнических сооружений.
Декларация
безопасности подписывается декларантом.
К декларации безопасности
гидротехнических сооружений прилагаются:
а) сведения о гидротехнических
сооружениях, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических
сооружений, предусмотренные законодательством Российской Федерации о безопасности
гидротехнических сооружений;
б) акт преддекларационного
обследования гидротехнических сооружений, составленный участниками обследования,
по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
в) заключение Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей
организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения
и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения.
9. Декларация безопасности
эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора
не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную
эксплуатацию.
По решению
органа надзора или по инициативе декларанта указанная декларация также
представляется:
при изменении
условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении
повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении
условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них
населения и территорий - в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности;
при изменении
нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности
гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если гидротехнические
сооружения не соответствуют требованиям указанных актов, правил и норм, - в
течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых
актов, правил и норм;
после
реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации
гидротехнических сооружений - до приемки соответствующих строительно-монтажных
работ.
10. Декларация
безопасности проектируемых гидротехнических сооружений включается в состав проектной
документации на строительство гидротехнических сооружений, подлежащей государственной
экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности.
11. Декларация
безопасности строящихся гидротехнических сооружений представляется в орган надзора
в срок не позднее 4 месяцев до начала эксплуатации гидротехнического сооружения.
12. Федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических
сооружений, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом
предложений органов надзора устанавливает:
а) дополнительные
требования к содержанию деклараций безопасности и методику их составления, учитывающие
особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов
в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных
требований к безопасности;
б) форму декларации
безопасности гидротехнических сооружений.
12.1. Орган надзора
по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает:
а) перечень объектов,
имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию;
б) график представления
деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
13. Орган
надзора организует проведение государственной экспертизы декларации
безопасности.
14. Целью
государственной экспертизы декларации безопасности является установление
полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части:
выявления
степени опасности на гидротехнических сооружениях;
достаточности
предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и
соответствия этих мер нормам и правилам.
15. Государственная
экспертиза декларации безопасности проводится экспертными центрами, определяемыми
органом надзора по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, и Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.
Экспертные
центры формируют экспертные комиссии, к участию в работе которых могут
привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.
16.
Государственная экспертиза декларации безопасности проводится за плату на
основании сметы расходов и счета, направляемых экспертным центром декларанту.
17. Срок
проведения государственной экспертизы декларации безопасности не должен
превышать 3 месяцев со дня оплаты декларантом счета за проведение экспертизы.
18. Порядок формирования
и регламент работы экспертных комиссий устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Квалификационные
требования к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий, устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических
сооружений, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
19. Экспертный
центр в установленный срок направляет заключение экспертной комиссии в орган
надзора. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения
государственной экспертизы декларации безопасности после его утверждения
органом надзора.
20. В случае
принятия экспертной комиссией отрицательного заключения декларант вправе
потребовать проведения повторной государственной экспертизы. Орган надзора
рассматривает соответствующее мотивированное заявление декларанта и сообщает
ему свое решение в 2-месячный срок со дня поступления заявления, за исключением
случаев, указанных в пункте 22 настоящего Положения.
21. Орган
надзора рассматривает декларацию безопасности и заключение экспертной комиссии
и выносит решение об их утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со
дня поступления этих документов в орган надзора. При утверждении декларации
безопасности орган надзора устанавливает срок ее действия, который не может
превышать 5 лет.
22. В случае
если при рассмотрении органом надзора декларации безопасности и заключения
экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении
уровня безопасности, орган надзора проводит инспекционную проверку
гидротехнических сооружений и рассматривает представленную декларацию
безопасности с учетом результатов проверки. При этом срок рассмотрения и
утверждения декларации безопасности может быть увеличен до 4 месяцев.
23. При
снижении уровня безопасности гидротехнических сооружений, а также невыполнении
мероприятий по обеспечению их безопасности орган надзора вправе сократить срок
действия декларации безопасности.
24. По одному экземпляру
утвержденной декларации безопасности хранится у декларанта и в органе надзора, утвердившем
эту декларацию безопасности. Ее копии представляются декларантом в орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находятся гидротехнические сооружения, и в соответствующий территориальный
орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
25. Декларация
безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная
в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии
с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются
основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических
сооружений и выдачи этим органом надзора разрешений на эксплуатацию, вывод из эксплуатации,
восстановление или консервацию гидротехнического сооружения. Указанные разрешения
выдаются органом надзора на срок действия декларации безопасности.
26. Орган
надзора формирует и ведет базу данных деклараций безопасности, контролирует
сроки представления деклараций безопасности.