ГОСУДАРТСВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЗАДВИЖКИ НА УСЛОВНОЕ
ДАВЛЕНИЕ
Pу£25 МПа (250 кгс/см2)
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
ГОСТ 5762-74
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
ГОСУДАРТСВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЗАДВИЖКИ НА
УСЛОВНОЕ ДАВЛЕНИЕ
Pу£25
МПа (250 кгс/см2)
Общие технические
условия
Qate vaives Pnom £ 25 MPa (250 kgf/sq×cm).
General technical requirements
|
ГОСТ
5762-74
|
Дата введения 01.01.75
Настоящий
стандарт распространяется на промышленную трубопроводную арматуру - задвижки
общепромышленного назначения на условное давление Ру £
25 МПа (250 кгс/см2), изготовляемые для нужд народного хозяйства, а
также для экспорта.
Стандарт не
распространяется на футерованные задвижки и задвижки для вакуума ниже 10-3
мм рт. ст.
Дополнительные
требования для экспорта, в том числе в страны с тропическим климатом, - по ГОСТ
26304-84.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Задвижки
должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта,
технических условий на конкретные задвижки по рабочим чертежам, утвержденным в
установленном порядке.
(Измененная
редакция, Изм. № 3, 5).
1.2.
Комплектующие изделия (приводы, отдельные узлы и детали) должны подвергаться
выборочному входному контролю и соответствовать требованиям нормативно-технической
документации, утвержденной в установленном порядке.
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 4).
1.3. Рабочее
положение задвижек и направление рабочей среды должны соответствовать указанным
в технических условиях или рабочих чертежах, утвержденных в установленном
порядке, на конкретные задвижки.
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 4, 5).
1.4. Закрытие
задвижек при ручном управлении должно производиться вращением органа ручного
управления по часовой стрелке.
1.2 - 1.4 (Измененная
редакция, Изм. № 1, 4).
1.5. Основные
параметры - по ГОСТ 9698-86.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
1.6. Условные,
пробные и рабочие давления - по ГОСТ 356-80.
1.7.
Строительные длины - по ГОСТ 3706-83 и (или) по рабочим чертежам, утвержденным
в установленном порядке.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
1.8а.
Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев - по
ГОСТ 12815-80 и (или) по рабочим чертежам, утвержденным в установленном
порядке.
(Введен
дополнительно, Изм. № 5).
1.8. Муфтовые
концы - по ГОСТ 6527-68.
Концы под
приварку - по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
1.9.
Отклонение от параллельности уплотнительных поверхностей присоединительных
фланцев задвижек на каждые 100 мм диаметра не должно превышать величин,
указанных в табл. 1.
Таблица 1
Размеры в мм
Ру
|
Dy
|
Отклонение от
параллельности
|
МПа
|
(кгс/см2)
|
До 1,6 вкл.
|
(16)
|
До 200 вкл.
|
0,20
|
Св. 200
|
|
2,5 и 4,0
|
(25 и 40)
|
Все размеры
|
0,20
|
6,4 и св.
|
(64)
|
До 200 вкл.
|
0,10
|
Св. 200
|
0,15
|
(Измененная
редакция, Изм. № 4).
1.10. Оси
резьб в муфтах задвижек должны составлять угол 180°, предельное отклонение -
не более 2°.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
1.11.
Предельные отклонения на размер "под ключ" для необработанных
шестигранных поверхностей отлитых в землю или кокиль деталей не должны
превышать указанных в табл. 2.
Таблица 2
Размер
"под ключ" в мм
Номинальные размеры
|
От 19 до 30
|
От 32 до 50
|
От 55 до 60
|
От 70 до 105
|
Предельные отклонения
|
-1,3
|
-2,0
|
-2,4
|
-2,8
|
1.12.
Неуказанные в конструкторской документации формы и расположения обработанных
поверхностей должны ограничиваться полем допуска на размер или расстояние между
поверхностями.
Отклонения
обрабатываемых угловых размеров, не ограниченных допусками, не должны превышать
по ГОСТ 8908-81.
Предельные
отклонения радиусов обрабатываемых поверхностей, не ограниченных допусками, -
по классу "очень грубый" ГОСТ 25670-83.
При отсутствии
на чертеже указаний о радиусах сопряжений одной поверхности с другой они должны
быть выполнены радиусами, равными естественному радиусу притупления
инструмента.
1.13.
Штампованные поковки - по ГОСТ 7505-89.
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 4).
1.14. Вмятины
и заусенцы на поверхности резьбы, препятствующие навинчиванию проходного
калибра, не допускаются. Для метрических резьб, выполняемых с полем допуска 8g и 7H, и трубных резьб, выполняемых по
классу точности В, рванины и выкрашивания на поверхности резьбы не допускаются,
если они по глубине выходят за пределы среднего диаметра резьбы и общая
протяженность рванин и выкрашивания по длине превышает половину витка.
На резьбовых
втулках, заготовки для которых изготавливаются литьем на последних витках
ходовых резьб, выполненных по классу точности В, допускается не более трех
раковин размером и глубиной не более 3 мм.
На метрических
резьбах, выполняемых с полем допуска 6g и 6H, и
трубных резьбах, выполняемых по классу точности А, на ходовых резьбах шпинделя
и сопряженных с ним деталях, на резьбах деталей из коррозионно-стойких и
жаростойких сталей, независимо от класса точности резьбы, вмятины, заусенцы,
рванины и выкрашивания не допускаются.
1.15. По
заказу потребителей допускается изготовление присоединительных фланцев без
отверстий под болты и шпильки.
1.16. Сварные
швы должны быть очищены от шлака и брызг. Переход от основного металла к
наплавленному должен быть плавным, без подрезов и наплывов. Ширина и высота
швов должны быть равномерными.
1.17. Методы и
объемы контроля сварных швов должны оговариваться в соответствующей
конструкторской документации.
1.16; 1.17. (Измененная
редакция, Изм. № 5).
1.18. Проверка
качества термообработки измерением твердости не должна вести к порче рабочих
поверхностей деталей.
При
невозможности определения твердости без повреждения рабочих поверхностей
допускается производить проверку на образце-свидетеле из того же материала.
Образцы-свидетели должны термически обрабатываться одновременно с деталями и
помещаться в печь в равных условиях.
Контроль твердости
- по ГОСТ 9012-59 и ГОСТ 9013-59.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
1.19. Методы
контроля антикоррозионных покрытий деталей - по ГОСТ 9.302-88.
1.20. Перед
сборкой все детали должны быть очищены от загрязнения.
Не допускаются
к сборке детали, имеющие забоины и другие механические повреждения на рабочих
поверхностях сопрягаемых деталей.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
1.21. После
окончательного уплотнения сальниковой набивки втулка сальника должна войти в
гнездо не более чем на 30 % своей высоты.
1.22.
Материалы деталей и сварных швов, работающих под давлением, должны быть
прочными и плотными. Пропуск среды через прокладочные и сальниковые соединения
не допускается.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
1.22а.
Требования по герметичности в затворе, а также верхнего уплотнения (при его
наличии) должны быть указаны в технических условиях на конкретные задвижки.
Задвижки
должны обеспечивать установленную техническими условиями герметичность в
диапазоне давлений от рабочего (Рр) до условного давления (Ру).
(Введен
дополнительно, Изм. № 5).
1.23. В
собранных задвижках шпильки должны быть завернуты до упора, концы болтов и
шпилек должны выступать из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
1.24. (Исключен,
Изм. № 5).
1.25.
Показатели надежности, критерии отказа и предельного состояния должны быть
указаны в технических условиях на конкретные задвижки.
1.26.
Задвижки, отгружаемые в один адрес по одному товаросопроводительному документу,
должны сопровождаться двумя комплектами эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601-68, содержащей:
паспорт;
техническое
описание и инструкцию по эксплуатации.
В комплект
задвижек с электроприводом должны входить паспорт, техническое описание и
инструкция по эксплуатации на электропривод.
По требованию
заказчика предприятие-изготовитель обеспечивает эксплуатационной документацией
в необходимом количестве. Запрещается эксплуатация задвижек при отсутствии
эксплуатационной документации.
1.25; 1.26. (Измененная
редакция, Изм. № 5).
2а. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2а.1.
Требования безопасности - по ГОСТ
12.2.063-81.
Разд. 2а. (Введен
дополнительно, Изм. № 4).
2. ПРИЕМКА
2.1. Для
проверки соответствия задвижек требованиям настоящего стандарта устанавливаются
следующие виды испытаний по ГОСТ
16504-81:
приемо-сдаточные;
периодические;
типовые.
2.2. Приемо-сдаточным
испытаниям должны подвергаться задвижки до окраски в объеме, указанном в
технических условиях на конкретное изделие. Задвижки подвергают внешнему
осмотру и следующим испытаниям:
на прочность и
плотность материала деталей и сварных швов, внутренние полости которых
находятся под давлением среды;
на
герметичность затвора: сальниковых уплотнений, прокладочных соединений и
верхнего уплотнения (если требование его герметичности оговорено в технических
условиях на конкретные задвижки);
на вакуумную плотность:
затвора, мест соединений и материала по отношению к внешней среде, если
требования по вакуумной плотности оговорены в технических условиях на
конкретные задвижки.
При окраске
задвижек снаружи и внутри полимерной порошковой краской приемо-сдаточные
испытания допускается проводить после окраски.
2.3.
Периодическим испытаниям должны подвергаться задвижки не реже одного раза в три
года. Объем выборки и контролируемые показатели - в соответствии с требованиями
нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Допускается
подтверждение показателей надежности по результатам подконтрольной эксплуатации
или по результатам сбора информации об эксплуатационной надежности задвижек.
(Измененная
редакция, Изм. № 4, 5).
2.4. Типовые
испытания должны проводиться при изменении конструкции или технологии
изготовления задвижек, если эти изменения могут повлиять на их технические
характеристики и работоспособность изделий.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
2.5. Сбор
информации, подконтрольная эксплуатация, периодические и типовые испытания
должны проводиться предприятием-изготовителем по программам, составленным
предприятием-изготовителем и согласованным с головным предприятием
(организацией).
3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
3.1а. Внешним
осмотром проверяют комплектность изделия, полноту и правильность маркировки.
Контроль
размеров, указанных на сборочном чертеже, проводят с помощью универсального или
специального измерительного инструмента.
3.1б. Задвижки
испытывают на стендах с использованием контрольно-измерительных средств,
обеспечивающих заданные условия испытаний и погрешности измерений параметров.
3.1в.
Предельные отклонения от номинальных значений измеряемых параметров, не
указанные в технических условиях на конкретные задвижки, не должны превышать:
± 10 %
- для давления;
± 5 °С -
для температуры;
± 2 с
- для времени.
3.1а - 3.1в. (Введен
дополнительно, Изм. № 5).
3.1. При
гидравлических испытаниях должно быть обеспечено вытеснение воздуха из
внутренних полостей испытываемых деталей.
Жидкая среда,
оставшаяся после испытаний, должна быть удалена.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
3.2. Испытания
на прочность и плотность материала и герметичность задвижек должны проводиться
при постоянном давлении в течение времени, необходимого для осмотра задвижки.
3.3.
Испытания на прочность и плотность материала задвижек должны проводиться водой
давлением Рпр.
Задвижки,
предназначенные для газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся и
токсичных сред, должны дополнительно испытываться на плотность материала и
сварных швов воздухом давлением Ру или Рр.
Допускается:
испытаниям на
прочность и плотность материала подвергать задвижки как в собранном виде, так и
отдельные детали;
проводить
испытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, на прочность керосином
пробным давлением Рпр, на плотность керосином условным
давлением Ру. При этом дополнительные испытания на плотность
материала воздухом не проводить.
Корпуса
задвижек с рубашками для обогрева или охлаждения должны быть дополнительно
испытаны на прочность и плотность материала сварных швов и рубашки.
Цилиндры
пневмоприводов или гидроприводов задвижек должны быть испытаны на прочность и
плотность водой давлением 1,5 Рр управляющей среды.
Материал
деталей считают прочным, если не обнаружено механических разрушений или видимых
остаточных деформаций.
Материал
деталей и сварные швы считают плотными, если при испытании водой не обнаружено
течи, потения. Метод контроля - визуальный.
Материал
деталей и сварные швы считают плотными, если при испытании воздухом не
обнаружено пропуска воздуха. Контроль плотности проводится пузырьковым методом
- способом обмыливания или погружения в воду.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
3.4. Детали, в
которых течь или "потение" через металл, выявленные при испытании,
исправлены заваркой, должны быть повторно подвергнуты испытанию по п. 3.3.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
3.5. Методы
испытания на герметичность затвора и верхнего уплотнения следует указывать в
технических условиях на конкретные задвижки.
Допускается
испытания на плотность и на герметичность затвора проводить воздухом давлением
0,6 МПа (6 кгс/см2) с выборочным контролем давлением Ру
или Рр при условиях, установленных нормативно-технической
документацией.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
3.6. При
испытании сальникового уплотнения должен производиться подъем и опускание
затвора на весь рабочий ход.
При испытании
сальникового узла с тройным сальником (или другой конструкции) с отводом
возможных пропусков среды испытанию на герметичность условным давлением (Ру)
подвергается набивка нижнего (основного) сальника, набивка верхних сальников
испытывается давлением, указанным в технических условиях или рабочих чертежах,
утвержденных в установленном порядке, на конкретные задвижки.
Подача среды
осуществляется через отверстие для отвода протечек или через отверстие для
подачи среды в камеру в случае испытания сальника с гидроуплотнением.
3.7. (Исключен,
Изм. № 5).
3.8. Испытание
на герметичность затвора партии электроприводных задвижек должно проводиться
одним (штатным) приводом, указанным в конструкторской документации.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
3.9. (Исключен,
Изм. № 2).
3.10. Задвижки
должны подвергаться специальным испытаниям на ударо- и вибростойкость по
указанию в технических условиях или рабочих чертежах, утвержденных в
установленном порядке, на конкретные задвижки.
3.11. Контроль
массы проводить в соответствии с методами, указанными в технических условиях на
изделие конкретного вида.
(Введен
дополнительно, Изм. № 5).
4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1.
Маркировка и отличительная окраска задвижек - по ГОСТ 4666-75.
4.2. При
наличии запасных деталей маркировка их должна наноситься непосредственно на
детали или на подвешенные к ним бирки с обозначением изделия, которое они комплектуют.
4.3.
Неокрашенные или не имеющие покрытий наружные обработанные поверхности деталей
задвижек и ЗИП из углеродистой стали и чугуна должны быть подвергнуты
консервации по ГОСТ 9.014-78. Срок
консервации - 3 года.
(Измененная
редакция, Изм. № 3).
4.4. Задвижки
условного прохода Dу
до 200 мм включительно должны быть упакованы в тару по ГОСТ 2991-85 и ГОСТ 10198-91 или контейнеры.
Упаковка должна обеспечивать защиту задвижек от повреждений во время перевозок
всеми видами транспорта, при перевалках и хранении.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
4.5. При
наличии на задвижках обводов, электроприводов или невстроенных других приводов
последние должны быть упакованы в ту же или другую тару.
4.6. Задвижки Dy свыше 200
мм и более в тару или контейнеры не упаковываются, а устанавливаются на прочном
основании (поддоне); при этом они должны быть надежно закреплены, внутренние
полости предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесные
устройства - от повреждений.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
4.7.
Маркировка тары - по ГОСТ 14192-77.
4.8. Задвижки
могут транспортироваться без упаковки в тару или контейнеры, а также без установки
на основании. При этом установка задвижек на транспортные средства должна
исключать возможность ударов их друг о друга; внутренние поверхности должны
быть предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесные
устройства - от повреждений.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
4.9. Условия
транспортирования и хранения задвижек с электроприводом - 4 (Ж2), остальных - 8
(ОЖ3), по ГОСТ 15150-69, если
другие не указаны в технических условиях на задвижки конкретного типа или вида.
(Измененная
редакция, Изм. № 5).
4.10. Задвижки
транспортируют транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозки
грузов, действующими на транспорте данного вида.
4.11.
Допускается перевозка задвижек пакетами. Формирование пакетов - в соответствии
с правилами, действующими на конкретном виде транспорта.
(Введен
дополнительно, Изм. № 4).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И
ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
М.И. Власов, Р.И. Хасанов (руководитель
темы), О.С. Басалаев,
В.В. Дмитриенко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН
В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от
14.03.74 № 585
3. Срок проверки
- 1994 г., периодичность проверки - 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ
5762-65
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
6. Постановлением
Госстандарта СССР от 20.06.89 № 1747 снято ограничение срока действия
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ
(декабрь) с Изменениями № 2, 3, 4, 5, утвержденными в октябре 1977 г., октябре
1979 г., апреле 1984 г., апреле 1990 г. (ИУС 11-77, 12-79, 8-84, 7-90)