Постановление
Правительства Москвы от 29 марта 2005 г. N 173-ПП
Об
утверждении Изменений и дополнений N 1 к Московским городским строительным
нормам (МГСН) 5.02-99 "Проектирование городских мостовых сооружений"
На основании Закона города
Москвы от 3 октября 2001 г. N 64 "О градостроительных нормативах и
правилах города Москвы" и во исполнение распоряжения Премьера
Правительства Москвы от 25 октября 2000 г. N 1050-РП "О мероприятиях по
обеспечению пожарной безопасности 3-го транспортного кольца" и
распоряжения Правительства Москвы от 2 декабря 2002 г. N 1881-РП "О
изменениях и дополнениях к Московским городским строительным нормам МГСН
5.02-99 и МГСН 5.03-02 в части обеспечения пожарной безопасности при
проектировании и строительстве городских мостовых и тоннельных сооружений на
3-ем транспортном кольце" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить и ввести
в действие с 1 июня 2005 г. Изменения и дополнения N 1 к Московским городским
строительным нормам (МГСН) 5.02-99 "Проектирование городских мостовых
сооружений", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 7
сентября 1999 г. N 848, согласно приложению
к настоящему постановлению.
2. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
Приложение
к
постановлению Правительства Москвы
от
29 марта 2005 г. N 173-ПП
Правительство
Москвы система нормативных документов в строительстве московские городские
строительные нормы Проектирование городских мостовых сооружений
Изменения
и дополнения N 1 к МГСН 5.02-99
2005
Правительство Москвы
|
Московские городские строительные
НОРМЫ
|
Изменения
и дополнения N 1 к МГСН 5.02-99
|
Разработаны впервые
|
Проектирование городских мостовых сооружений
Изменения
и дополнения N 1 к МГСН 5.02-99
Внесено
Москомархитектурой
|
Утверждены
Постановлением Правительства Москвы от 29.03.05 г. N 173-ПП
|
Срок
введения в действие с "01" июня 2005 г.
|
Предисловие
1. Разработано
Федеральным государственным учреждением Всероссийским научно-исследовательским институтом
противопожарной обороны МЧС России, Государственным унитарным предприятием
Мосинжпроект, Управлением государственной противопожарной службы МЧС России г.
Москвы.
Авторский коллектив:
д.т.н. Болодьян И.А., к.т.н. с.н.с. Бородкин А.Н., к.т.н. Косачев А.А., к.т.н.
Гуринович Л.В., инж. Варшавский В.В., к.т.н. Чирко А.С., инж. Родин В.Ф., инж.
Горюнов С.Л., инж. Лохматов В.Е.
2. Внесено на
утверждение Управлением инженерно-транспортного обеспечения Москомархитектуры.
3. Подготовлено к утверждению и изданию
Управлением инженерно-транспортного обеспечения Москомархитектуры.
4. Согласовано
с Мосгосэкспертизой, Управлением государственной противопожарной службы МЧС
России г. Москвы, Центром ГСЭН в г. Москве, Москомархитектурой, Москомприродой.
5. Принято и
введено в действие постановлением Правительства Москвы от ___________ 2005 г. N
________
Настоящие Изменения и
дополнения N 1 к МГСН 5.02-99 "Проектирование городских мостовых
сооружений" разработаны в соответствии с Распоряжением Премьера
Правительства Москвы N 1050 от 25.10.2000 г. При разработке Изменений и
дополнений N 1 к МГСН 5.02-99 обобщены результаты научных исследований,
прогрессивные направления отечественного и зарубежного опыта в области
обеспечения пожарной безопасности мостовых сооружений, а также опыт применения
МГСН 5.02-99 в практике проектирования, строительства и эксплуатации мостовых
сооружений в г. Москве.
1. П.1.1 изложить в
редакции:
"Настоящие нормы
распространяются на проектирование в Москве новых и реконструкцию существующих
постоянных мостов, в том числе путепроводов любых типов, виадуков, эстакад, пешеходных
и совмещенных мостов, сооружений тоннельного типа для прохода пешеходов и для
проезда автомобильного транспорта (далее по тексту сооружения в целом именуются
как "мостовые сооружения"), а также в части противопожарных
требований на проектирование новых и реконструкцию существующих сооружений,
зданий и помещений, размещаемых в подэстакадном пространстве (пространстве под
мостовым сооружением в пределах его вертикальной проекции и в зоне не более 20
м от указанной проекции).
2. Раздел 2
"Нормативные ссылки" дополнить следующими нормативными документами.
ГОСТ 12.1.004-91
Пожарная безопасность. Общие требования.
СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы.
СНиП 21-01-97* Пожарная
безопасность зданий и сооружений.
СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей.
СНиП 2.04.01-85*
Внутренний водопровод и канализация зданий.
СНиП 41-01-2003
Отопление, вентиляция и кондиционирование.
СНиП
2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
поселений.
СНиП 2.08.02-89* Общественные
здания и сооружения.
СНиП 2.09.04-87* Административные
и бытовые здания.
СНиП 31-03-2001 Производственные здания.
СНиП 31.04-2001 Складские здания.
СНиП II-89-80*
Генеральные планы промышленных предприятий.
НПБ
88-01 Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила
проектирования.
НПБ
104-03 Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и
сооружениях.
НПБ
105-03 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и
пожарной опасности.
НПБ
236-97 Огнезащитные составы для стальных конструкций. Общие требования.
Методы определения огнезащитной эффективности.
МГСН 4.13-97* Предприятия
розничной торговли.
МГСН 4.14-98 Предприятия
общественного питания.
МГСН 4.18-99
Предприятия бытового обслуживания населения.
МГСН 5.01-01 Стоянки легковых
автомобилей
ВСН 01-89 Предприятия по
обслуживанию автомобилей.
ВСН
59-88 Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы
проектирования.
Правила устройства
электроустановок.
ППБ 01-03
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
Взамен НПБ
110-96 следует указать НПБ
110-03 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих
защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной
сигнализацией.
Взамен МГСН
1.01-98 следует указать МГСН
1.01-99 Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки г.
Москвы.
3. Из первого абзаца
п. 3.22 МГСН 5.02-99 убрать последнее предложение.
4. П. 3.24 МГСН
5.02-99 дополнить абзацем:
"Для
предотвращения растекания пролитого нефтепродукта на полосы встречного движения
вдоль разделительной полосы при наличии на ней ограждений следует выполнять
непрерывный бордюр высотой не менее 15 см."
5. П.9.13 МГСН 5.02-99
после первого абзаца дополнить абзацем:
"На участках
мостовых сооружений, проходящих над автодорогами, железнодорожными путями,
территориями предприятий, а также имеющих в своих подэстакадных пространствах
здания и сооружения, применение открытых лотков не допускается. Закрытые лотки
должны обеспечивать пропуск по ним пролитых нефтепродуктов как в зимнее, так и
в летнее время года".
6. П.9.14 после
третьего абзаца дополнить абзацем:
"Конструкция
деформационных швов на участках над автодорогами, железнодорожными путями,
территориями предприятий, а также зданиями и сооружениями, размещаемыми в
подэстакадном пространстве, должна обеспечивать отвод пролитых нефтепродуктов в
системы городского водостока, после предварительной очистки на локальных
очистных сооружениях". Далее по тексту.
7. МГСН 5.02-99
"Проектирование городских мостовых сооружений" дополнить разделом 10
"Противопожарные требования", Приложением П (Рекомендуемым)
"Методика расчета предельной длины секции сухотруба".
10.
Противопожарные требования
10.1 Для целей
настоящего раздела используются следующие определения.
Сооружение
подэстакадного пространства - строительная система, проектируемая и возводимая
в подэстакадном пространстве мостового сооружения, выполненная на собственных
несущих конструкциях, либо с использованием несущих конструкций мостового
сооружения, предназначенная для размещения в них объектов и помещений
производственного, складского, административно-бытового, общественного
назначения, а также автостоянок.
Помещение -
пространство внутри здания (сооружения), имеющее определенное функциональное
назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Требования
по противопожарной защите мостовых сооружений
Размещение
зданий в подэстакадном пространстве
10.2 При проведении
трассировочных работ следует учитывать степень огнестойкости, класс
конструктивной пожарной опасности, а также категории по взрывопожарной и
пожарной опасности существующих зданий, попадающих в зону подэстакадного
пространства (далее по тексту - существующих зданий).
Расположение
существующих зданий со степенью огнестойкости ниже II и конструктивной пожарной
опасностью ниже СО по СНиП 21-01, а также
зданий категорий А, Б и В с наличием помещений категории В1 по НПБ
105-95 в зоне проекции мостовых сооружений не допускается.
Расположение указанных
зданий в зоне менее 20 м от вертикальной проекции мостовых сооружений
допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании, учитывающем
требования СНиП
2.07.01-89* и СНиП II-89-80*, и
согласовании с Государственной противопожарной службой.
Конструктивные
требования
10.3 На участках
мостовых сооружений, предназначенных для движения автомобильного транспорта и
имеющих в своих подэстакадных пространствах здания и сооружения (за исключением
сооружений, предназначенных для технического обслуживания мостового
сооружения), предел огнестойкости конструкций по СНиП 21-01-97* должен
составлять:
- опор - не менее R
180;
- пролетных строений - не менее значений,
приведенных в табл.12.
Таблица 12
Высота расположения конструкций
пролетных строений, м
|
Предел огнестойкости конструкций
пролетных строений
|
20 и более
|
REI 45
|
от 15 до 20
|
REI 60
|
от 10 до 15
|
REI 90
|
менее 10
|
REI 120
|
Примечание:
высота расположения конструкций пролетных строений - незастроенная высота в
свету между нижним уровнем конструкций пролетных строений мостового сооружения и
верхним уровнем конструкций зданий или сооружений, расположенных под мостовым
сооружением. Для автостоянок за высоту следует принимать минимальное расстояние
по вертикали от уровня хранения автомобилей до нижнего уровня конструкций
пролетных строений.
Для получения
требуемых пределов огнестойкости следует применять только конструктивные
способы огнезащиты по НПБ
236-97.
Выполнение конструкций
мостовых сооружений с пределами огнестойкости ниже указанных в табл. 12
допускается только при наличии соответствующего обоснования отсутствия
теплового воздействия пламени на конструкции при пожаре, либо обоснования
сохранения характеристик конструкций после пожара.
Проектные решения по
выполнению конструкций мостового сооружения в этом случае в обязательном
порядке согласовываются с Государственной противопожарной службой.
Для пешеходных мостов
требования к пределам огнестойкости строительных конструкций определяют в
задании на проектирование исходя из необходимости обеспечения безопасной
эвакуации людей, находящихся на мосту.
Система
пожаротушения
10.4 Требования
настоящего подраздела (пп. 10.4-10.7) распространяются на следующие участки
мостовых сооружений, предназначенных для движения автомобильного транспорта:
в подэстакадных
пространствах которых проектируется возведение сооружений, не предназначенных
для технического обслуживания мостового сооружения;
в подэстакадные
пространства которых попадают существующие здания и сооружения.
10.5 Для нужд
наружного пожаротушения следует предусматривать устройство пожарных гидрантов,
размещаемых на участках кольцевого водопровода.
При этом, в радиусе
150 м от любой точки подэстакадного пространства должно размещаться не менее
трех пожарных гидрантов, обеспечивающих расход не менее 100 л.с-1.
10.6 Для подачи на проезжую
часть мостового сооружения раствора пенообразователя или воды с помощью
пожарных автомобилей необходимо предусматривать устройство двух сухотрубов
диаметром не менее 100 мм.
Для мостовых
сооружений с двухсторонним движением сухотрубы следует выполнять на
разделительной полосе либо попарно по правому краю проезжей части для каждого
направления движения.
Для мостовых
сооружений с односторонним движением сухотрубы следует выполнять со стороны
наиболее высоких планировочных отметок.
Время заполнения сухотрубов
водой или раствором пенообразователя не должно превышать трех минут. При этом
сухотрубы должны иметь патрубки с полугайками для подключения пожарных
автомобилей на мостовом сооружении и у опор мостового сооружения, а также
полугайки диаметром 50 и 89 мм для подключения пожарных стволов на мостовом
сооружении.
Разводку сухотрубов на
мостовом сооружении следует выполнять по секциям. Максимальную допустимую длину
секции сухотруба следует определять как минимальное значение из длин,
определенных по критерию незамерзания головной части струи и по критерию
гидравлического сопротивления.
Расчет максимальной
допустимой длины секции сухотруба допускается проводить в соответствии с
рекомендуемым Приложением П.
Крепление вертикальных
участков сухотрубов целесообразно предусматривать к конструкциям опор.
Допускается не
оборудовать сухотрубами участки мостовых сооружений с высотой расположения
проезжей части относительно уровня земли не более 10 м и протяженностью не
более 200 м.
Допускается также не
оборудовать сухотрубами участки мостовых сооружений протяженностью более 200 м
с высотой расположения проезжей части относительно уровня земли не более 10 м,
обеспеченные возможностью двухстороннего подъезда пожарных автомобилей.
10.7 Для мостовых
сооружений с использованием стальных и сталежелезобетонных конструкций следует
выполнять систему водяного орошения стальных конструкций с разводкой
трубопроводов от сухотрубов.
Систему орошения
допускается не устраивать в обоснованных случаях, когда время прибытия
подразделений пожарной охраны и начала орошения конструкций менее значения
времени теплового воздействия, соответствующего фактическому пределу
огнестойкости конструкций, либо при выполнении конструктивной огнезащиты.
Требования
по противопожарной защите подэстакадных пространств
Общие
требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям сооружений
подэстакадных пространств
10.8 Проектирование
сооружений и помещений различного назначения в подэстакадном пространстве
должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих строительных
норм и правил.
10.9 Сооружения
подэстакадных пространств, использующие конструкции мостовых сооружений, по
пределам огнестойкости строительных конструкций должны отвечать, как правило,
требованиям, предъявляемым к зданиям и сооружениям I степени огнестойкости по СНиП 21-01-97*.
Для сооружений подэстакадных пространств, выполненных на собственных несущих
конструкциях, не зависимых от несущих конструкций мостового сооружения, пределы
огнестойкости строительных конструкций допускается предусматривать в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к зданиям и сооружениям II степени
огнестойкости по СНиП 21-01-97*.
10.10 Для сооружений
подэстакадного пространства через каждые 300 м, как правило, следует
предусматривать сквозные проезды шириной не менее 3.5 м, высотой не менее 4.25
м для проезда пожарных автомобилей, а между ближайшими проездами - не менее
одного сквозного прохода шириной не менее 1.2 м.
10.11 Участки
различной функциональной пожарной опасности эксплуатируемых подэстакадных
пространств следует выделять в противопожарные отсеки с противопожарными
стенами и перекрытиями 1-го типа по СНиП 21-01-97*.
10.12 Для комплекса,
состоящего из помещений и сооружений различного функционального назначения, как
правило, следует предусматривать устройство единого диспетчерского пункта.
Указанные пункты следует размещать, как правило, на первом этаже у наружной
стены, в помещении, отделенном от примыкающих помещений противопожарными
преградами с пределами огнестойкости не менее EI 45, имеющем выход
непосредственно наружу, оборудованном городской телефонной связью и выводом
сигнала о пожаре по радиоканалу на ЦУС ("01") Государственной
противопожарной службы.
Организация
диспетчерской службы должна предусматривать постоянное круглосуточное
присутствие людей.
Автостоянки
10.13 Не допускается
устройство обособленных боксов и сетчатых ограждений для выделения мест
хранения легковых автомобилей в следующих случаях:
для автостоянок,
использующих конструкции мостовых сооружений;
для верхних ярусов
автостоянок независимо от их конструктивного исполнения.
10.14 Над проемами
верхнего яруса открытых автостоянок, как правило, следует предусматривать
устройство защитных козырьков из негорючих материалов шириной не менее 1 м.
Производственные
участки дорожно-эксплуатационных служб
10.15 Размещение
производственных и складских помещений категорий взрывопожарной и пожарной
опасности А, Б, В1 по НПБ
105-95 в сооружениях подэстакадного пространства предусматривать не
следует.
В сооружениях подэстакадного
пространства допускается предусматривать размещение предприятий по мелкому
ремонту и обслуживанию автомобилей. При этом запрещается размещение участков
малярных работ, газосварочных работ, зарядки аккумуляторов и т.п.
В сооружениях
подэстакадного пространства допускается предусматривать размещение участков
хранения дорожной техники. Проектирование указанных участков должно
осуществляться в соответствии с ВСН 01-89.
10.16 Предусматривать
в качестве второго эвакуационного выхода со второго и выше расположенных этажей
сооружения наружных лестниц не допускается.
Сооружения
общественного назначения
10.17 При
проектировании следует выделять следующие группы помещений.
Пассажирская зона
- комплекс помещений, направленных на обслуживание пассажиров транспортных
(пересадочных) узлов. Включает пешеходные переходы между остановочными
пунктами, кассовые помещения, помещения обогрева пассажиров, медицинские
пункты, опорные пункты охраны порядка. В пассажирской зоне допускается
размещение торговых киосков, предприятий бытового обслуживания населения и
обменных пунктов без торговых залов и помещений для посетителей.
Торгово-бытовая зона
- комплекс помещений предприятий розничной торговли, предприятий общественного
питания, предприятий бытового обслуживания населения и банковских учреждений с
торговыми, обеденными залами и помещениями для посетителей, а также связанных с
ними служебно-бытовых и технических помещений. Помещения торгово-бытовой зоны
следует отделять от примыкающих групп помещений общественного назначения
противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.
Для торговых залов и
помещений для посетителей допускается предусматривать входы с
самозакрывающимися дверями из общего вестибюля при условии устройства
самостоятельных эвакуационных выходов из торгового зала без учета выходов через
общий вестибюль.
Административная зона
- комплекс административных помещений, в которых размещается администрация
транспортного узла.
10.18 Устройство
многосветных пространств в сооружениях подэстакадных пространств не допускается.
10.19 В
торгово-бытовой зоне не допускается размещение магазинов по продаже
легковоспламеняющихся материалов, горючих жидкостей (масел, красок,
растворителей и т.п.), а также товаров хозяйственно-бытового назначения в
аэрозольной упаковке;
предприятий бытового
обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества;
пунктов приема
вторичного сырья от населения;
складских помещений с
хранением взрывоопасных материалов, ЛВЖ, ГЖ, товаров в аэрозольной упаковке.
В складских помещениях
удельная временная пожарная нагрузка не должна превышать 2200 мДж/м2.
10.20 Использование
наружных лестниц для эвакуации из помещений торгово-бытовой и административной
зон не допускается.
10.21 Устройство
открытых лестниц, связывающих этажи в торгово-бытовых зонах, не допускается.
Лестницы в
пассажирской зоне, служащие для пересадки пассажиров, могут быть открытыми.
Инженерные решения противопожарной защиты
10.22. Все сооружения
подэстакадных пространств, включая автостоянки закрытого и открытого типа, а
также существующие здания независимо от площади и этажности следует защищать
спринклерными установками пожаротушения.
Защите подлежат все
помещения, кроме лестничных клеток, санузлов и других помещений с мокрыми
процессами, а также венткамер, насосных, бойлерных и других помещений для
инженерного оборудования, в которых отсутствуют сгораемые материалы.
10.23 При
проектировании внутреннего противопожарного водопровода необходимо
предусматривать устройство сухотрубов для подсоединения пожарной техники,
подключенных в систему через обратные клапаны.
10.24 Для сооружений
подэстакадных пространств следует предусматривать систему оповещения о пожаре
3-го типа по НПБ
104-95.
10.25 Необходимо
предусматривать автоматическое включение системы оповещения о пожаре в отсеке его
возникновения при срабатывании пожарной автоматики.
10.26 Решение о
включении систем оповещения в случае возникновения пожара на проезжей части
мостового сооружения, а также в отсеках подэстакадных пространств, за
исключением отсека возникновения пожара, принимается диспетчером на основании
утвержденной инструкции.
Приложение
П
(Рекомендуемое)
Методика
расчета предельной длины секции сухотруба
Определение предельной
(максимальной допустимой) длины секции сухотруба следует проводить по двум
критериям:
- обеспечение не
замерзания головной части потока;
- обеспечение
требуемого напора на пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения с
учетом гидравлического сопротивления.
Определение предельной
длины сухотруба из условия обеспечения не замерзания головной части потока
Определение предельной
длины сухотруба по критерию обеспечения не замерзания головной части потока
проводится по методике приведенной в работе [1].
Предельная длина
сухотруба, Lпр1, определяется по формуле:
,
где величина местного
коэффициента теплоотдачи от жидкости к стенке трубы a,
Вт.м-2×K-1,
определяется по формуле:
W - линейная скорость
течения жидкости в сухотрубе (м×с-1),
вычисляемая по формуле:
Q
- массовая скорость течения жидкости в сухотрубе, м3×с-1;
d
- диаметр сухотруба, м;
Cж
- удельная теплоемкость жидкости, Дж×кг-1×K-1;
rж
- плотность жидкости, принимаемая для воды равной 1000 кг×м-3;
tж,вх
- температура жидкости на входе в сухотруб, °С;
tж,пр
- предельная температура жидкости, принимаемая для воды равной 1°С;
lж
- коэффициент теплопроводности жидкости, Вт×м-1×K-1;
Prж
- критерий Прандтля для жидкости;
nж
- коэффициент кинематической вязкости жидкости (м2×с-1),
определяемый по формуле:
,
где mж
- динамическая вязкость жидкости, Н×с×м-2.
Значения теплофизических
величин Cж, lж,
mж,
nж,
Prж для воды принимаются в соответствии с таблицей при значении
температуры tж = (tж,вх + tж,пр)/2.
Таблица
tж
|
Cж
|
lж
|
mж×10-6
|
nж×10-6
|
Prж
|
°С
|
Дж×кг-1×K-1
|
Вт×м-1×K-1
|
Н×с×м-2
|
м2×с-1
|
|
0
|
4212
|
0,551
|
1788
|
1,789
|
13,67
|
10
|
4191
|
0,574
|
1306
|
1,306
|
9,52
|
20
|
4183
|
0,599
|
1004
|
1,004
|
7,02
|
30
|
4174
|
0,618
|
801,5
|
0,805
|
5,42
|
40
|
4174
|
0,635
|
653,3
|
0,659
|
4,31
|
Определение
предельной длины сухотруба из условия обеспечения требуемого напора на
пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения с учетом гидравлического
сопротивления
Определение предельной
длины сухотруба для обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на
проезжей части мостового сооружения проводится из условия:
hПНС-hПЕНОГ=Z+hГИДР,
(1)
где hПНС
- напор, обеспечиваемый пожарной насосной станцией, м;
hПЕНОГ
- необходимый напор на пеногенераторе, м;
Z
- высота вертикального столба жидкости в сухотрубе, м;
hГИДР
- потеря напора в сухотрубе из-за гидравлического сопротивления, определяемая
по зависимости [2]:
hГИДР=l
LПР2 W2/(2gd),
где l
- гидравлический коэффициент трения, определяемый из рисунка в зависимости от
числа Рейнольдса (Re=W d/nж),
диаметра трубопровода d и шероховатости трубы D [2].
Предельная длина
сухотруба (LПР2, м) определяется по формуле:
,
где g = 9,8 м×с-2
- ускорение свободного падения.
Пример.
Определить предельную длину секции сухотруба для подачи воды (раствора
пенообразователя) на мостовое сооружение из условия обеспечения требуемого
напора на пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения, а также не
замерзания головной части потока для следующих значений исходных данных:
Q=60
л×с-1;
d=0,1 м; tж,вх=9°С;
hПНС=100 м; hПЕНОГ=60 м; Z=10 м.
Значение эквивалентной абсолютной шероховатости для
труб D=0.05.
Расчет.
Из таблицы для tж=5°С
определяем значения теплофизических величин Cж=4202 Дж×кг-1×K-1;
lж=0,563
Вт×м-1×K-1;
nж=1,55×10-6
м2×с-1;
Prж=11,6.
Рассчитываем значения
линейной скорости течения жидкости в сухотрубе W, и числа Рейнольдса Re
W=4Q/pd2=4×60×10-3/(p×0,12)=7,64
м×с-1
Re=W
d/nж=7,64×0,1/1,55×10-6=4,9×105
Определяем значение a
Вт×м-2×К-1
Определяем значение
предельной длины сухотруба из условия обеспечения не замерзания головной части
потока LПР1.
Из рисунка для Re=4,9×105
и d/D=2000 определяем
значение гидравлического коэффициента трения сухотруба l=0,017.
Рассчитываем значение
предельной длины сухотруба из условия обеспечения требуемого напора на
пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения с учетом гидравлического
сопротивления LПР2.
Таким образом, для
приведенных значений исходных данных предельная длина секции сухотруба
определяется из условия обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на
проезжей части мостового сооружения и составляет 60 м.
Список
литературы к приложению П
1. Тушение нефти и
нефтепродуктов: Пособие/Безродный И.Ф., Гилетич А.Н, и др. - М.:ВНИИПО, 1996. -
216 с.
2. Тепло- и
массообмен. Теплотехнический эксперимент: Справочник/Е.В. Аметистов, В.А.
Григорьев и др. - М.: Энергоиздат, 1982.
3. Исаченко В.П. и др.
Теплопередача. Учебник для вузов, Изд. 3-е перераб. и доп. М.,
"Энергия", 1975. 17