РОССИЙСКОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
РОСАВТОДОР
ПОСОБИЕ
ДОРОЖНОМУ МАСТЕРУ
(по
организации производства работ
при содержании и ремонте автомобильных дорог)
Москва 2000
Настоящее
«Пособие дорожному мастеру» разработано на основе анализа опыта организации и проведения
работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и предназначено для
практической работы дорожных мастеров.
В документе
изложены обязанности дорожного мастера и рассмотрены вопросы организации работ
по содержанию и ремонту автомобильных дорог в весенне-летне-осенний, переходные
(зима-весна, осень-зима) и зимний периоды эксплуатации.
Раздел «Общие
обязанности» настоящего Пособия является основой для разработки должностной
инструкции дорожного мастера.
Технологическая
последовательность производства работ, основные правила и нормы при
производстве работ, выполняемых под руководством дорожного мастера,
представлены в «Руководстве по производству работ дорожным мастером при
содержании и ремонте автомобильных дорог».
«Пособие
дорожному мастеру» разработано специалистами ГП Росдорнии: канд. техн. наук
В.А. Тихоновым, инженерами Ю.Н. Розовым, А.М. Стрижевским, Е.Ю. Сухановой.
РОССИЙСКОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
РОСАВТОДОР
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Российского
дорожного
агентства
от «16»...06...2000 г. № 115-р
ПОСОБИЕ
ДОРОЖНОМУ МАСТЕРУ
(по организации производства работ
при содержании и ремонте автомобильных дорог)
Москва 2000
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Дорожный мастер назначается
приказом начальника дорожно-эксплуатационной организации из лиц
дисциплинированных и ответственных, имеющих высшее или среднее специальное
образование (инженер- или техник-строитель, по специальности «Автомобильные
дороги»), а также из дорожных рабочих, имеющих опыт работы по специальности не
менее пяти лет и обучающихся на третьем и последующих курсах вечернего или
заочного отделения высших и средних специальных учебных заведений по
специальности «Автомобильные дороги».
1.2. Дорожный мастер
осуществляет постоянный надзор за состоянием автомобильных дорог и сооружений в
пределах обслуживаемого им участка. Протяженность дорог, обслуживаемых
мастерским участком, являющимся основным производственно-территориальным
подразделением дорожно-эксплуатационных организаций, составляет, как правило,
20-30 км для дорог I категории, 30-40 км - II категории, 40-50 км - III
категории, 50-60 км - IV категории и 60-70 км - V категории. Дорожный мастер
несет ответственность за состояние автомобильных дорог и искусственных
сооружений согласно действующим приказам и юридическим нормам и принимает все
необходимые меры для обеспечения бесперебойного, безопасного и комфортного
движения.
1.3. Дорожный мастер
ежедневно осматривает дороги и искусственные сооружения на закрепленном за ним
участке в целях определения потребности, в производстве работ по ремонту и
содержанию автомобильных дорог, а также в целях контроля качества произведенных
ранее работ. Проводимые дорожным мастером осмотры подразделяются на регулярные
(проводимые ежедневно), периодические (проводимые один раз в месяц или квартал)
и специальные.
При проведении
регулярных осмотров оцениваются состояние и объемы необходимых работ по
приведению в нормативное состояние покрытия, обочин, разделительной полосы,
откосов насыпей и выемок, придорожной полосы, а также состояние инженерного
оборудования и обустройства.
При проведении
периодических осмотров оцениваются состояние и объемы необходимых работ по
приведению в нормативное состояние системы водоотвода, дренажных систем и малых
искусственных сооружений.
При проведении
специальных осмотров оцениваются состояние и объемы необходимых работ по
приведению в нормативное состояние элементов дороги, подвергшихся разрушению
вследствие стихийных бедствий и аварий.
Выявленные при
проведении осмотров дефекты и несоответствия уровню содержания и нормативным
требованиям заносятся дорожным мастером в журнал ежедневных осмотров (форма 1).
1.4. Дорожный мастер
представляет в установленные сроки главному инженеру дорожно-эксплуатационной
организации выявленные им в результате осмотра данные о несоответствии
отдельных элементов дороги нормативным требованиям и принимает необходимые меры
по устранению выявленных несоответствий в сроки, установленные требованиями
нормативно-технических документов.
Форма
1
Журнал
ежедневных осмотров состояния автомобильной дороги, элементов обустройства и
сооружений
Дата
|
Вид
дефекта
|
Местоположение,
км + м
|
Объем,
площадь, количество
|
Дата
устранения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5. Все работы по
содержанию дорог и искусственных сооружений дорожный мастер производит
ежедневно с помощью имеющихся в его распоряжении средств механизации и рабочих
(таблица 1) по утвержденному главным
инженером производственному плану. Работы по ремонту дорог и искусственных
сооружений осуществляются дорожным мастером согласно плану производства работ,
утвержденному главным инженером.
1.6. Дорожный мастер
лично руководит работами в сложных и чрезвычайных ситуациях (в период паводков,
обильных снегопадов, метелей, сходов снежных лавин и селевых потоков и т.п.),
находясь на месте производства работ как в рабочие, так и в выходные и
праздничные дни до устранения последствий, могущих вызвать перерыв в движении
транспортных средств и привести к гибели людей.
1.7. Дорожный мастер
разрабатывает месячный план-график производства работ по каждому объекту или
участку производства работ, выдает производственные задания рабочим, отвечает
за рациональную их расстановку и организацию работ, обеспечивая ритмичность
работы и использование рабочих в соответствии с их квалификацией.
1.8. Дорожный мастер
принимает все необходимые меры для обеспечения безопасности проезда
автотранспортных средств.
В случае
возникновения обстоятельств, представляющих угрозу безопасности движения, жизни
и здоровью участников движения, дорожный мастер обязан незамедлительно принять
меры к устранению их последствий. С целью обеспечения безопасности движения
дорожный мастер обеспечивает установку временных средств организации движения в
местах дорожно-транспортных происшествий (ограждений, дорожных знаков и т.д.).
Одновременно с принятием этих мер дорожный мастер обязан сообщить о
происшествии руководству дорожно-эксплуатационной организации, в ГИБДД и медицинскую
службу.
Таблица 1
Нормы
оснащенности мастерских участков средствами механизации и укомплектованности
рабочими и специалистами
Оборудование, средства механизации, персонал
|
Категория дороги
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Автомашина дорожного
мастера, для перевозки рабочих и инвентаря
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Автогрейдер
(средний)
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Комбинированная
дорожная машина с навесным оборудованием (в числителе - с
бункером-распределителем, в знаменателе - с цистерной)
|
3/2
|
2/2
|
1/2
|
1/1
|
Погрузчик с
объемом ковша 3 м3
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Трактор
«Беларусь» со сменным оборудованием (косилкой, щеткой, плужным
снегоочистителем)
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Виброплита
(ручная)
|
2
|
1
|
1
|
1
|
Оборудование
для мойки обустройства дороги
|
1
|
1
|
1
|
-
|
Бензокосилка
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Дорожные
рабочие
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Машинисты
дорожных машин и специалисты (электрик, связист и др.)
|
12
|
9
|
6
|
6
|
1.9. При обнаружении хищений
отдельных элементов обустройства, конструкций или порчи дорог, сооружений и
дорожного имущества дорожный мастер при участии представителей местной власти
составляет протокол о происшедшем (форма 2) и
представляет его начальнику дорожно-эксплуатационной организации.
1.10. Дорожный мастер
подает начальнику дорожно-эксплуатационной организации заявку о принятии на
работу дорожных рабочих, их перемещении, увольнении, а также о найме временных
рабочих, необходимых для выполнения производственных заданий и привлечении
специализированных подрядных организаций (для нанесения разметки, ремонта моста
и т.п.).
1.11. Дорожный мастер,
при нарушении его подчиненными трудовой и производственной дисциплины, делает
представление начальнику о наложении на них административных взысканий.
Представление о поощрении подчиненных дорожному мастеру рабочих делается им при
качественном выполнении работ и при успешном завершении мероприятий по
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.12. Дорожный мастер
контролирует знание подчиненными ему рабочими должностных обязанностей и
инструкций, следит за их выполнением.
1.13. Дорожный мастер
ведет журнал производства работ (по форме, утвержденной Росавтодором), в котором
ежедневно отражаются виды и объемы проведенных работ по содержанию и ремонту.
1.14. Дорожный мастер
ведет журнал учета рабочего времени подчиненных ему работников (по форме,
утвержденной Госкомстатом).
1.15. Дорожный мастер
два раза в месяц составляет наряды на выполненные работы и передает их в
планово-производственный отдел дорожно-эксплуатационной организации.
1.16. При увольнении
из организации (или на время отпуска) дорожный мастер должен сдать (временно
передать) своему заместителю обслуживаемый участок со всеми относящимися к нему
имуществом и документами.
Форма
2
ПРОТОКОЛ
Хищения,
порчи. разрушения элементов обустройства
и конструкций автомобильных дорог,
сооружений и дорожного имущества
Я,
нижеподписавшийся:
Дорожный мастер
_______мастерского участка ______________________________
______________________________________________________________________
Составил
настоящий протокол о хищении, порче, разрушении (нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________
(объект
хищения, порчи или разрушения)
Протокол
составлен в присутствии представителя _____________________________
______________________________________________________________________
( указать
должность, Ф.И.О представителя местной власти или ГИБДД)
Подписи:
_____________________________________________________________________
(дорожный
мастер)
______________________________________________________________________
(представитель
местной власти или ГИБДД)
|
2.1.1. Дорожный мастер
следит за оснащенностью мастерского участка техникой и оборудованием в
соответствии с типовыми нормами, контролирует состояние комплекса помещений,
предназначенных для размещения рабочих, хранения инвентаря, техники и
оборудования. При недостаточной оснащенности техникой и оборудованием, а также
при неудовлетворительном состоянии комплекса помещений мастерского участка
дорожный мастер подает заявки начальнику дорожно-эксплуатационной организации.
2.1.2. Дорожный мастер
заблаговременно составляет и подает в отдел снабжения дорожно-эксплуатационной
организации заявки для обеспечения рабочих инструментом и инвентарем в нужном
количестве и в соответствии с технологическими потребностями, обеспечивающими
выполнение поставленных задач.
2.1.3. Дорожный мастер
должен следить за наличием и исправностью необходимых инструментов у
находящихся в его подчинении рабочих. Расходование, хранение и содержание
инструментов, инвентаря, материалов, оборудования, спецодежды и средств
индивидуальной защиты осуществляется под контролем дорожного мастера с
соблюдением установленных правил, утвержденных начальником
дорожно-эксплуатационной организации.
2.1.4. На основании
объемов, определяемых согласно плану производства работ, дорожный мастер
ежемесячно составляет и передает в отдел снабжения заявки на обеспечение
мастерского участка строительными и горюче-смазочными материалами,
дополнительным оборудованием и дорожно-строительной техникой.
2.1.5. Дорожный мастер
должен следить за поставкой строительных материалов и информировать главного
инженера дорожно-эксплуатационной организации о выполнении графика поставки и
потребности в обеспечении строительными материалами.
2.1.6. Дорожный мастер
обязан вести учет материалов, инструментов и техники согласно установленным
положениям об учете и отчетности.
2.1.7. Для производства
работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог должны использоваться
дорожно-строительные материалы, имеющие паспорт соответствия техническим условиям
или проверенные на соответствие техническим условиям путем проведения
необходимых лабораторных испытаний в аккредитованных испытательных центрах и
лабораториях.
2.1.8. В случае
обнаружения дефектов строительных конструкций и при низком качестве дорожно-строительных
материалов дорожный мастер должен информировать об этом руководство для
составления рекламаций заводу-изготовителю или поставщику.
2.1.9. Дорожный мастер
должен иметь подробные сведения о местонахождении, качестве, примерных запасах
и способах добычи местных материалов, находящихся вблизи его участка и
пригодных для работ по содержанию и ремонту.
2.1.10. Распределение
строительных материалов и конструкций по объектам должно производиться в
соответствии с проектом производства работ. Площадки и базы для временного
хранения строительных материалов должны быть максимально приближены к участку
производства работ, очищены от пыли, грязи, а зимой - от снега и иметь твердое
основание. Устройство площадок и баз временного хранения строительных материалов
должно осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды.
2.1.11. Утери, хищения,
а также передачу дорожного имущества дорожный мастер должен оформлять актами и
представлять их начальнику дорожно-эксплуатационной организации с очередными
сведениями о движении материалов.
2.1.12. Передачу
дорожного имущества с участка на участок дорожный мастер производит согласно
приказу начальника дорожно-эксплуатационной организации по накладной или акту
за подписью сдавшего или принимающего.
2.1.13. Численность
работников мастерского участка зависит от протяженности обслуживаемых дорог, их
обустройства и природно-климатических условий.
2.2.1. Дорожный мастер
определяет потребность в средствах радио- и телефонной связи для обеспечения
эффективной работы мастерского участка и передает заявку главному инженеру
дорожно-эксплуатационной организации.
2.2.2. Дорожный мастер
доводит до сведения каждого работника мастерского участка номера телефонов,
коды абонентов, используемые каналы связи, а также составляет список телефонов,
используемых для оперативной работы, ответственных дежурных и диспетчеров
дорожно-эксплуатационной организации.
2.2.3. Дорожный мастер
периодически, но не реже одного раза в неделю, проверяет функционирование
средств связи, используемых в работе мастерского участка.
2.2.4. Исправность
работы колонок технологической связи, обслуживающих мастерский участок,
осуществляется дорожным мастером ежедневно. О выявленных дефектах дорожный
мастер докладывает главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации, а
незначительные дефекты устраняются в течение суток с момента обнаружения.
2.3.1. Проведение работ
по содержанию и ремонту производится под руководством дорожного мастера с
соблюдением «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и
содержании автомобильных дорог» (ВСН 24-88).
2.3.2. Дорожный мастер периодически,
не реже одного раза в квартал, обязан проводить текущий инструктаж подчиненных
ему рабочих по технике безопасности на рабочем месте и специальный инструктаж,
не реже одного раза в месяц, по специальности рабочих, занятых на различных
видах работ. Инструктаж дорожного мастера производит инженер по технике
безопасности или главный инженер дорожно-эксплуатационной организации. Сведения
о проведенных инструктажах заносятся дорожным мастером в журнал регистрации
инструктажа по технике безопасности (по форме, утвержденной Росавтодором).
2.3.3. Под руководством
дорожного мастера осуществляется расстановка знаков и других средств
организации движения в местах производства дорожных работ. Расстановка средств
организации движения и знаков осуществляется в соответствии с утвержденными и
согласованными в органах ГИБДД схемами, которые дорожный мастер должен
запросить у главного инженера дорожно-эксплуатационной организации.
2.3.4. Дорожный мастер
обязан ежедневно контролировать использование подчиненными ему специалистами и
рабочими соответствующей экипировки, включая жилеты и каски желтого или
оранжевого цвета, снабженные световозвращающими элементами.
2.3.5. Производственные
помещения, включая передвижные вагончики и бытовки, должны быть обеспечены
медицинскими аптечками, противопожарным инвентарем и оборудованием, которые
дорожный мастер обязан периодически проверять и содержать в должном порядке.
Мастерский участок обеспечивается медицинскими аптечками и противопожарным
инвентарем по заявкам, подаваемым дорожным мастером в отдел снабжения
дорожно-эксплуатационной организации.
Дорожный мастер
на основании ежедневных осмотров оценивает потребность и объемы проведения
работ, выполняемых регулярно, вне зависимости от сезона эксплуатации и
погодно-климатических условий. К таким работам относятся:
3.1.1. Поддержание полосы отвода в чистоте и порядке.
- Дорожный мастер
на основании данных ежедневных осмотров определяет потребность и объемы
проведения работ по уборке мусора и посторонних предметов с придорожной полосы
(на расстоянии до 10 м от бровки земляного полотна и в снегозащитных
лесополосах);
- оценивает
потребность в использовании различных видов техники и оборудования для
производства необходимых работ;
- определяет
количество техники, оборудования, дорожных рабочих для выполнения всего
комплекса работ и выдает задание с указанием состава бригады, старшего группы
(бригадира), срока выполнения задания;
- определяет
потребность в использовании временных средств организации движения (знаков,
конусов и т.п.), руководит их расстановкой до момента начала производства работ
и контролирует уборку (демонтаж) временных средств организации движения по
завершении работ;
- осуществляет
приемку, составляет наряд на выполненную работу и передает его в
планово-производственный отдел дорожно-эксплуатационной организации.
3.1.2. Исправление и мелкий ремонт защитных и укрепительных
устройств.
- Дорожный мастер
определяет объемы разрушения укреплений откосов берм и водоотводных дамб щебнем
или каменными материалами;
- определяет
потребность (объем) щебня или каменных материалов, необходимых для исправления
выявленных дефектов;
- определяет
количество техники, оборудования, дорожных рабочих для выполнения всего
комплекса работ и выдает задание с указанием состава бригады, старшего группы
(бригадира), срока выполнения задания;
- заказывает и
контролирует доставку необходимого количества строительных материалов к
объектам ремонтных работ;
- определяет
потребность в использовании временных средств организации движения (знаков,
конусов и т.п.), руководит их расстановкой до момента начала производства работ
и контролирует уборку (демонтаж) временных средств организации движения по
завершении работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ;
- о разрушении
укреплений железобетонными плитами, сетками и т.п. дорожный мастер сообщает в
письменной форме главному инженеру;
- исправление
выявленных дефектов укрепления железобетонными плитами, сетками и т.п.
осуществляется под руководством дорожного мастера в соответствии с проектным
решением, утвержденным главным инженером дорожно-эксплуатационной организации;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.1.3. Поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода.
- Дорожный мастер
при проведении периодических осмотров определяет потребность и объемы работ по
очистке труб, приемных колодцев дренажей, водостоков по откосу, быстротоков,
перепадов, кюветов и водоотводных канав от посторонних предметов, грунтовых
отложений и растительности;
- на основании
установленного объема работ дорожный мастер формирует обеспеченную
автотранспортом бригаду для извлечения и удаления в места складирования
посторонних предметов, удаления грунтовых отложений, удаления нежелательной
растительности;
- определяет
состав бригад и приданные им средства механизации и оборудование (поливомоечные
машины, насосы, рукава для подачи воды, косы и т.п.), контролирует сроки
выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.1.4. Устранение мелких деформаций и повреждений (заделка выбоин,
просадок, размывов и пр.).
- Дорожный мастер
на основании данных ежедневных осмотров определяет потребность и объемы проведения
работ по устранению мелких деформаций и повреждений дорожной одежды, обочин,
земляного полотна;
- определяет
потребность в строительных материалах и обеспечивает их доставку в необходимом
количестве в места ремонтных работ;
- определяет
потребность в использовании временных средств организации движения (знаков,
конусов и т.п.), руководит их расстановкой до момента начала производства работ
и контролирует уборку (демонтаж) временных средств организации движения по
завершении работ;
- определяет
состав бригады и потребность в средствах механизации и специальном оборудовании
в зависимости от вида деформаций и разрушений;
- руководит
работами непосредственно на месте их производства, контролирует соблюдение
технологий, сроки выполнения и качество;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.1.5. Удаление нежелательной растительности, сухостоя и
поврежденных деревьев, находящихся в непосредственной близости к автомобильной
дороге и угрожающих безопасности движения. Вырубка кустарников и деревьев в
целях обеспечения видимости на кривых в плане.
- На основании
ежедневных осмотров дорожный мастер определяет потребность в проведении работ
по удалению нежелательной растительности;
- дорожный мастер
определяет состав бригады или бригад для производства работ по удалению
нежелательной растительности;
- определяет
потребность в средствах механизации, оборудовании и инструментах и обеспечивает
снабжение ими производителей работ;
- определяет
направление валки деревьев и контролирует проведение работ непосредственно в
месте их производства;
- определяет
потребность в автотранспорте и контролирует вывоз распиленных стволов и
выкорчеванного кустарника в места складирования;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.1.6. Удаление посторонних предметов и загрязнения с проезжей
части, обочин, разделительной полосы, площадок отдыха и автобусных остановок.
- Дорожный мастер
на основании данных ежедневных осмотров определяет потребность и объемы
проведения работ по удалению посторонних предметов и загрязнения с проезжей
части, обочин, разделительной полосы, площадок отдыха и автобусных остановок;
- дорожный мастер
определяет необходимость установки временных знаков и средств организации
движения (конусов, ограждений и т.п.) в случаях, когда характер загрязнения или
размеры предметов создают повышенную опасность возникновения
дорожно-транспортных происшествий и не могут быть устранены непосредственно в
момент обнаружения;
- дорожный мастер
определяет способ (технологию) удаления посторонних предметов или загрязнения,
состав механизированного звена и количество дорожных рабочих, необходимых для
проведения работ;
- выдает задание
рабочим, машинистам дорожных машин и водителям, контролирует качество
производства работ по их завершении;
- в случаях,
когда характер загрязнения или размеры предметов создают повышенную опасность
возникновения дорожно-транспортных происшествий, дорожный мастер лично
руководит работами на месте их производства;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.1.7. Очистка, замена поврежденных и установка недостающих
дорожных знаков (включая знаки индивидуального проектирования).
- Дорожный
мастер, на основании результатов ежедневных осмотров, определяет потребность и
объем работ по очистке, замене и установке дорожных знаков ( согласно
утвержденной дислокации);
- дорожный мастер
контролирует установку, на период восстановления, временного дублирующего знака
(идентичного знаку восстановление или установку которого необходимо
произвести);
- в случае необходимости
замены или установки знаков дорожный мастер обеспечивает доставку
соответствующих знаков и элементов их крепления на место производства работ;
- определяет
потребность в средствах механизации, инструментах, а также состав бригады по
очистке дорожных знаков от загрязнения, замене и установке знаков, выдает
задания и контролирует качество их выполнения находясь на месте производства;
- для ремонта
дорожных знаков с подсветкой дорожный мастер привлекает к работам
специалистов-электриков;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.1.8. Замена поврежденных и установка недостающих ограждений и
направляющих устройств.
- Дорожный мастер
на основании ежедневной оценки объема и характера повреждений элементов
ограждений (включая элементы крепления и световозвращающие элементы) принимает
решение о проведении работ по их исправлению или замене;
- обеспечивает
получение со склада и доставку к месту установки необходимого количества
элементов ограждений;
- определяет
потребность в средствах механизации, инструментах, автотранспорте и рабочих для
производства работ;
- выдает задания,
руководит работами на месте их производства и контролирует сроки и качество
проводимых работ;
- обеспечивает
вывоз демонтированных (поврежденных) элементов и конструкций ограждений в места
складирования металлолома или в ремонтные мастерские;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.1.9. Уход за элементами архитектурно-художественного оформления
дорог, исправление отдельных повреждений.
- Дорожный мастер
производит оценку характера повреждений и определяет виды и объемы работ по
исправлению отдельных повреждений элементов архитектурно-художественного
оформления;
- определяет
потребное количество материалов, инструментов и рабочих;
- выдает задание
рабочим, контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.1.10. Профилактический осмотр, мелкий ремонт и уход за дорожным
освещением, аварийно-вызывной и технологической связью.
- Дорожный мастер определяет перечень выявленных
при ежедневных осмотрах дефектов, которые могут быть устранены рабочими и
специалистами мастерского участка;
- определяет
перечень необходимого оборудования, средств механизации, материалов и
обеспечивает их доставку к месту производства работ;
- формирует
бригаду, выдает задание и контролирует сроки и качество выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ;
- о дефектах,
которые не могут быть устранены дорожными рабочими и требуют привлечения
специалистов (связистов, электриков и др.), дорожный мастер в письменном виде
докладывает главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации.
3.1.11. Уход за посадками и саженцами.
- Дорожный мастер
на основании периодических осмотров оценивает состояние снегозащитных и
декоративных посадок, определяет количество поврежденных, засохших и больных
деревьев;
- в случае
обнаружения дефектов на более чем 10 % площади посадок дорожный мастер в
письменном виде докладывает главному инженеру дорожно-эксплуатационной
организации о необходимости привлечения специалистов для проведения специальных
работ по уходу и восстановлению снегозащитного и декоративного озеленения.
3.1.12. Содержание пунктов по учету движения, пунктов весового
контроля, дорожных метеорологических пунктов и станций, снегомерных и водомерных
постов, необходимых для контроля и обеспечения движения автотранспорта.
- Дорожный мастер
на основании ежедневных осмотров с персоналом, обслуживающим пункты по учету
движения, пункты весового контроля, дорожные метеорологические пункты и
станции, снегомерные и водомерные посты, составляет и передает в письменном
виде главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации перечень дефектов,
которые могут быть исправлены только специалистами по ремонту и эксплуатации
используемого на указанных объектах оборудования.
3.1.13. Содержание мостовых сооружении.
При содержании
мостовых сооружений силами дорожно-эксплуатационной организации дорожный мастер
осуществляет постоянный надзор и ремонт мостовых сооружений в соответствии с
«Методическими рекомендациями по содержанию мостовых сооружений на
автомобильных дорогах» (утвержденных распоряжением Росавтодора № 7-р от
30.08.99 г.), при этом им осуществляются следующие функции:
- контроль и
анализ технического состояния сооружений;
- ведение и
хранение технической документации, связанной с осмотром, обследованием,
ремонтом и содержанием сооружений;
- выявление
дефектов и наблюдение за их изменением во времени;
- определение
объемов ремонтных работ и средств на их выполнение;
- организация
пропуска ледохода и паводковых вод.
При привлечении
специализированных организаций по эксплуатации мостовых сооружений дорожный
мастер осуществляет следующие функции:
- принимает
участие в осмотрах мостовых сооружений в составе комиссий и визирует перечень
выявленных дефектов и заключение о состоянии мостовых сооружений;
- контролирует
выполнение ремонтных работ и визирует факт их выполнения в книге осмотров и
ремонтов;
- не реже двух
раз в год (весной и осенью) в письменной форме информирует главного инженера
дорожно-эксплуатационной организации о состоянии мостовых сооружений и работе
специализированной подрядной организации по их содержанию.
В весенний переходный
период эксплуатации дорожный мастер па основании ежедневных осмотров оценивает
потребность и объемы проведения работ по сохранности дорог и предотвращению их
разрушения в период наибольшего ослабления несущей способности земляного
полотна и конструктивных слоев дорожной одежды. К таким работам относятся:
3.2.1. Подготовка системы водоотвода и водопропускных сооружений к
пропуску талых и паводковых вод и ледоходу.
- Дорожный мастер
на основании многолетних погодно-климатических данных заблаговременно, в
период, предшествующий сходу снежного покрова, составляет рабочий график
поэтапной очистки от снега и льда системы водоотвода;
- определяет
состав бригад, потребность в инструментах, оборудовании и противогололедных
материалах (для ликвидации наледей), выдает задания и контролирует сроки их
выполнения;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.2.2. Восстановление профиля переходных покрытий (гравийных,
щебеночных).
- Дорожный мастер
после схода снежного покрова на основании ежедневных осмотров определяет
потребность и объем работ по восстановлению профиля переходных покрытий;
- определяет
протяженность рабочих захваток и очередность проведения работ с учетом степени
разрушения поперечного профиля на каждой захватке;
- выдает
машинистам автогрейдеров задание, содержащее технологическую последовательность
рабочих операций, требования к параметрам профиля восстанавливаемых участков
покрытия, сроки проведения работ;
- в случае
значительных разрушений переходных покрытий производит предварительную разбивку
поперечников на местности;
- определяет
потребность в подсыпке дополнительного материала на отдельных участках и
обеспечивает доставку требуемого количества материала к местам производства
работ;
- руководит
производством работ и контролирует качество их выполнения;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.2.3. Ликвидация последствий проявления пучин, включая проведение
ремонта покрытий всех типов, при необходимости с заменой слоев основания
дорожной одежды и подстилающих слоев (после оттаивания грунтов земляного
полотна).
Дорожный мастер
производит оценку потребности и объемов работ по ликвидации проявления пучин на
основании ежедневных осмотров состояния дорожной одежды;
- определяет
способы и технологии производства работ, согласовав их с главным инженером
дорожно-эксплуатационной организации;
- определяет
потребность в средствах механизации в зависимости от разработанного и
утвержденного плана производства работ;
- определяет
потребное количество строительных материалов и разрабатывает график их поставки
в соответствии с темпом производства работ;
- формирует бригады дорожных рабочих, выдает
задания, руководит работами на месте их проведения, контролирует сроки и
качество выполненных работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.2.4. Заделка выбоин.
- Дорожный мастер
на основании данных ежедневных осмотров определяет потребность и объемы
проведения работ по устранению мелких деформаций и повреждений дорожной одежды
и обочин;
- определяет
потребность в строительных материалах и обеспечивает их доставку в необходимом
количестве в места ремонтных работ;
- определяет
потребность в использовании временных средств организации движения (знаков,
конусов и т.п.), руководит их расстановкой до момента начала производства работ
и контролирует уборку (демонтаж) временных средств организации движения по
завершении работ;
- определяет
состав бригады и потребность в средствах механизации и специальном оборудовании
в зависимости от вида деформаций и разрушений;
- руководит работами
непосредственно на месте их производства, контролирует соблюдение технологий,
сроки выполнения и качество;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.2.5. Установка временных дорожных знаков, ограничивающих
движение грузового транспорта по автомобильным дорогам, подверженным
пучинообразованию, и по дорогам с недостаточной прочностью дорожных одежд.
- Основанием для
установки временных знаков ограничения движения является распоряжение
начальника или главного инженера дорожно-эксплуатационной организации,
оформленное в виде приказа;
- в период
сезонного ограничения движения дорожный мастер определяет состав бригады для
установки временных знаков ограничения максимальной массы и нагрузки на ось и
организует их расстановку, согласно дислокации, выданной ему главным инженером
дорожно-эксплуатационной организации;
- дорожный мастер
обеспечивает бригаду необходимым количеством временных знаков, автотранспортом
и инвентарем для установки знаков, выдает задание и контролирует его
выполнение;
- осуществляет приемку
выполненных работ.
3.2.6. Обеспечение поверхностного водоотвода с обочин
автомобильных дорог в весенний период.
- Дорожный мастер
на основании ежедневных осмотров определяет потребность и объемы работ по
планировке и профилировке обочин;
- выдает задание
машинисту автогрейдера с указанием адресов, последовательности выполнения
работ, контролирует качество и сроки проведения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.2.7. Ликвидация последствий размывов талыми водами обочин,
откосов и кюветов.
- Дорожный мастер
на основании еженедельных осмотров определяет потребность в производстве работ
по ликвидации последствий размывов талыми водами обочин, откосов и кюветов
автомобильных дорог;
- определяет
места размывов и объем грунта, необходимый для ликвидации последствий размыва;
- определяет
потребность в автотранспорте и средствах механизации для распределения и
уплотнения грунта;
- определяет
состав бригады, выдает задание, контролирует качество и сроки проведения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.2.8. Ликвидация просадок и смещений отдельных элементов системы
поверхностного водоотвода.
- После окончания
снеготаяния и схода паводковых вод дорожный мастер осуществляет осмотр
технического состояния элементов поверхностного водоотвода;
- устанавливает
места размывов и определяет объемы работ по ликвидации смещения отдельных
элементов прикромочных лотков, водотоков по откосу, водоотводных канав и т.п.,
а также объемы материалов (щебня, песчано-гравийной смеси, бетона и т.п.) для
проведения этих работ;
- определяет
потребность в средствах механизации и автотранспорте;
- определяет
потребность в использовании временных средств организации движения в месте
производства работ и руководит их расстановкой;
- формирует
бригады, выдает задание, руководит работами на месте их производства;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.2.9. Очистка лотков, водосбросов по откосу, водоотводных канав и
быстротоков, а также водобойных колодцев и гасителей от скопившихся наносов,
грунта, грязи и т.п. после схода снежного покрова.
- На основании
ежеквартальных осмотров состояния приемных колодцев дренажей, труб, водостоков
по откосу, кюветов и водоотводных канав дорожный мастер определяет потребность
и объемы работ по очистке перечисленных выше объектов от посторонних предметов
и грунтовых отложений;
- дорожный мастер
на основании данных осмотров определяет последовательность и технологию
производства работ по удалению грунтовых отложений, определяет состав бригад и
приданные им средства механизации и оборудование (поливомоечные машины, насосы,
рукава для подачи воды и т.п.);
- дорожный мастер
контролирует сроки выполнения работ и качество их проведения;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.10. Открытие отверстий малых искусственных сооружений, закрытых
щитами на зимний период.
- До начала обильного снеготаяния дорожный мастер формирует
бригаду дорожных рабочих для уборки щитов, закрывающих отверстия малых мостов и
труб в зимний период;
- обеспечивает их автотранспортом и инвентарем, выдает задание и
контролирует его выполнение в установленные сроки;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.2.11. Периодический осмотр искусственных сооружений во время
ледохода и паводка с целью обеспечения сохранности труб и мостов, а также с
целью принятия мер, предотвращающих размывы земляного полотна.
- Во время
паводка дорожный мастер осуществляет ежедневный осмотр искусственных
сооружений;
- составляет и
контролирует график дежурств наблюдений за прохождением ледохода в зоне малых
искусственных сооружений;
- определяет
места скопления веток, бревен, льдин и прочих предметов, способных нарушить
нормальную работу мостов и труб, а также места размывов насыпи или устоев
искусственных сооружений;
- определяет
потребность в инвентаре, инструментах и материалах, необходимых для
восстановления работоспособности искусственных сооружений и сохранности дороги;
- формирует
бригаду (или бригады), выдает задание, руководит работами в месте их
производства;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
В летний период
эксплуатации дорожный мастер на основании ежедневных осмотров оценивает
потребность и объемы проведения работ по повышению
транспортно-эксплуатационного состояния дорог, обслуживаемых мастерским
участком. К таким работам относятся:
3.3.1. Выявление мест избытка вяжущего и проведение работ по
ликвидации последствий указанного явления или причин, его вызывающих.
- На основании
данных ежедневных осмотров состояния проезжей части дорожный мастер устанавливает
потребность и объемы производства работ по ликвидации последствий, вызванных
выходом излишнего количества битума на поверхность покрытия проезжей части;
- в зависимости
от площади проявления выявленного дефекта определяет необходимость установки временных
средств организации движения;
- дорожный мастер
выбирает технологию ликвидации дефекта, согласовывает ее с главным инженером
дорожно-эксплуатационной организации, обеспечивает доставку к месту
производства работ необходимого количества материалов, техники и оборудования;
- формирует
бригаду дорожных рабочих по ликвидации последствий, вызванных выходом излишнего
количества битума на поверхность покрытия, выдает задание и руководит работами
на месте их проведения, контролируя технологию, сроки и качество проводимых
работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.3.2. Устройство поверхностной обработки на всех типах дорожных
одежд капитального типа.
- Дорожный мастер
определяет потребность и объемы работ по устройству поверхностной обработки (с
целью повышения коэффициента сцепления покрытия и локализации поверхностных
разрушений дорожных одежд капитального типа) на основании данных диагностики
при снижении коэффициента сцепления покрытия до величины меньшей 0,3 (при
измерении шиной без протектора) и 0,4 (при измерении шиной с протектором);
- подает главному
инженеру дорожно-эксплуатационной организации заявку на проведение работ по
устройству поверхностной обработки;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.3.3. Заделка трещин и швов асфальтобетонных и цементобетонных
покрытий
- Дорожный мастер
определяет объем работ по заделке трещин и швов на асфальтобетонных и
цементобетонных покрытиях на основании данных периодических осмотров,
проводимых в утренние часы (в период наибольшего раскрытия трещин и швов);
- определяет
потребность в жидком битуме и битумной мастике, а также в средствах механизации
и оборудовании для производства работ;
- обеспечивает
расстановку временных средств организации движения до начала производства работ
и их демонтаж после завершения работ;
- формирует
бригаду дорожных рабочих, ставит задачу и руководит работами на месте их
производства, контролируя соблюдение технологии, качество и сроки выполнения
работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.3.4. Восстановление и нанесение дорожной разметки.
- Дорожный мастер
на основании данных периодических осмотров определяет потребность в
восстановлении или нанесении дорожной разметки;
- подает главному
инженеру дорожно-эксплуатационной организации заявку на привлечение к работам
специализированной бригады для производства работ по нанесению дорожной
разметки;
- формирует
бригаду по подготовке поверхности покрытия к нанесению дорожной разметки,
контролирует заделку выбоин, герметизацию трещин и очистку покрытия от грязи и
пыли на участке производства работ;
- контролирует
качество производства работ специализированной бригады по нанесению дорожной
разметки и осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.5. Укрепление проезжей части грунтовых дорог и съездов щебнем,
гравием, шлаком и другими материалами.
- Дорожный мастер
на основании периодических осмотров определяет потребность в укреплении
проезжей части грунтовых дорог и съездов;
- определяет
необходимый объем и вид материала для укрепления, обеспечивает его доставку к
месту производства работ;
- формирует
механизированное звено, включающее автогрейдер и каток на пневматических шинах,
для производства работ по укреплению участков грунтовых дорог и съездов и
выдает задание машинистам дорожных машин с указанием адресов производства
работ;
- контролирует
технологию, качество и сроки выполнения работ, осуществляет их приемку.
3.3.6. Обеспыливание грунтовых, гравийных и щебеночных покрытий
автомобильных дорог.
- Дорожный мастер
в соответствии с состоянием дорог с грунтовыми и переходными типами покрытий
определяет потребность в производстве работ по обеспыливанию покрытий,
рассчитывает потребное количество обеспыливающих материалов и распределителей;
- выдает задание
машинистам поливомоечных машин с указанием адресов производства работ и сроков
их проведения;
- контролирует
нормы распределения обеспыливающих материалов, качество и сроки выполнения
работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.3.7. Скашивание травы на обочинах, разделительных полосах,
кюветах, откосах и в резервах.
- На основании данных периодических осмотров дорожный мастер
определяет потребность и объем работ по скашиванию травы в соответствии с
требованиями норм по содержанию автомобильных дорог;
- выдает задание машинисту транспортного средства, оборудованного
навесной косилкой, и дорожному рабочему, снабженному переносной механической
косилкой или ручной косой, с указанием адресов и сроков проведения работ;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.8. Планировка неукрепленных обочин и отдельных участков
неукрепленных откосов.
- Дорожный мастер
на основании ежедневных осмотров определяет потребность и определяет объемы работ
по планировке неукрепленных обочин и откосов земляного полотна;
- выдает задание
машинисту автогрейдера с указанием адресов и сроков проведения работ;
- контролирует
качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.3.9. Ликвидация не предусмотренных проектом и последующими
согласованиями съездов, профилировка тракторных путей.
- На основании результатов ежедневных осмотров дорожный мастер
определяет потребность в производстве работ по ликвидации не предусмотренных
проектом съездов и профилировке тракторных путей;
- выдает задание машинисту автогрейдера с указанием адресов и
объемов работ;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.10. Очистка водопропускных труб.
- На основании данных ежемесячных специальных осмотров дорожный
мастер устанавливает потребность и объемы работ по очистке водопропускных труб;
- формирует
бригаду дорожных рабочих, экипированных соответствующим образом и обеспеченных
необходимым инвентарем и оборудованием;
- выдает задание
с указанием месторасположения труб, подлежащих очистке, технологии производства
работ и сроков их проведения;
- контролирует
качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.3.11. Очистка русл малых искусственных сооружений от
кустарниковой и древесной растительности (если эта растительность не является
средством борьбы с размывом и регулированием водного потока).
- Дорожный мастер
в наиболее засушливый период эксплуатации производит оценку потребности и
устанавливает объемы проведения работ по очистке русл на подходах к малым
искусственным сооружениям;
- формирует
бригаду дорожных рабочих, экипированных соответствующим образом и снабженных
необходимыми инструментами;
- выдает задание
с указанием месторасположения мест производства работ, технологии их
производства и сроков проведения;
- контролирует
качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.3.12. Очистка от мусора, грязи и оплывших грунтов открытых
лотков, приемных колодцев и устьев трубчатых выпусков из дренажей.
- На основании
данных периодических осмотров, проводимых не реже одного раза в месяц и после
продолжительных дождей и ливней, дорожный мастер устанавливает потребность и
устанавливает объемы проведения работ
по очистке от мусора, грязи и оплывших
грунтов приемных колодцев и устоев трубчатых выпусков из дренажей;
- формирует
бригаду дорожных рабочих, обеспечивает их автотранспортом и необходимым
инвентарем;
- выдает задание с
указанием местоположения мест производства работ и сроков их выполнения;
- контролирует
качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.3.13. Содержание покрытий проезжей части и тротуаров на мостах,
а также ремонт и покраска перил и ограждений.
- На основании ежедневных осмотров дорожный мастер определяет
потребность и объемы работ по содержанию покрытий проезжей части и тротуаров
мостов, а также по ремонту и покраске перил и ограждений мостов;
- определяет потребность в материалах, инструментах и технике;
- формирует бригаду, выдает задание и определяет сроки проведения
работ;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.3.14. Содержание и ремонт покрытий посадочных площадок автобусных
остановок. Содержание автобусных павильонов.
- На основании
ежедневных осмотров дорожный мастер определяет потребность и устанавливает
объемы работ по содержанию посадочных площадок и содержанию автобусных
павильонов;
- дорожный мастер
устанавливает потребность в материалах, технике, автотранспорте и оборудовании
для производства работ, обеспечивает доставку материалов и оборудования к
местам производства работ;
- выдает задание
с указанием местоположения мест производства работ и сроков их выполнения;
- контролирует
качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
В осенний переходный период эксплуатации дорожный
мастер на основании ежедневных осмотров оценивает потребность и объемы
проведения работ по подготовке дорог, обслуживаемых мастерским участком, к
зимнему периоду эксплуатации. К таким работам относятся:
3.4.1. Ремонт баз хранения, приготовления и погрузки
противогололедных материалов и подъездных путей к ним.
- На основании
специального осмотра, проводимого за два месяца до наступления зимнего периода
эксплуатации, дорожный мастер определяет потребность и объемы работ по ремонту
подъездных дорог к базам хранения,
приготовления и
погрузки противогололедных материалов, определяет потребность в проведении
работ по ремонту складов и оборудования;
- в случае
необходимости привлечения специалистов по ремонту оборудования складов и баз
хранения противогололедных материалов дорожный мастер составляет заявку в
письменной форме на имя главного инженера дорожно-эксплуатационной организации;
- формирует
бригады по производству указанных работ, ставит задачи, обеспечивает доставку
необходимых материалов, техники и инструментов для производства работ и
контролирует сроки их выполнения;
- составляет
наряд на выполненную работу и передает его в планово-производственный отдел
дорожно-эксплуатационной организации;
- производит
оценку запасов противогололедных материалов, обеспеченности мастерского участка
средствами защиты дорог от снежных заносов, машинами и оборудованием для
снегоочистки, сравнивает их количество с потребностью, определенной планом
зимнего содержания, и в случае недостаточной обеспеченности, подает письменную
заявку главному инженеру дорожно-эксплуатационной службы.
3.4.2. Подготовка к эксплуатации машин для зимнего содержания.
- Дорожный мастер не позднее чем за месяц до наступления зимнего
периода эксплуатации подает главному механику дорожно-эксплуатационной организации
заявку на подготовку машин и оборудования к зимнему периоду;
- контролирует исправление дефектов и подготовку машин к зимнему
периоду эксплуатации в составе комиссии, создаваемой по приказу начальника
дорожно-эксплуатационной организации.
3.4.3. Организация пунктов обогрева и отдыха для рабочих и
водителей, подготовка к ведению круглосуточного дежурства и проведению работ по
патрульной снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью.
- Дорожный мастер
не позднее чем за месяц до наступления зимнего периода эксплуатации на
основании специального осмотра готовности пунктов обогрева и отдыха дорожных
рабочих, занятых на работах по зимнему содержанию, подает заявку об обеспечении
указанных пунктов необходимым оборудованием и материалами в отдел снабжения дорожно-эксплуатационной
организации;
- дорожный мастер
составляет график круглосуточных дежурств с учетом потребности в машинах,
оборудовании и рабочей силе при производстве работ по патрульной снегоочистке и
борьбе с зимней скользкостью и передает его на утверждение главному инженеру
дорожно-эксплуатационной организации.
3.4.4. Установка указательных вех в местах расположения сигнальных
столбиков и малых искусственных сооружений.
- Дорожный мастер
на основании данных ежедневных осмотров уточняет адреса установки указательных
вех и определяет требуемое их количество;
- составляет в отдел снабжения заявку на
обеспечение мастерского участка требуемым количеством указательных вех;
- формирует
бригаду, обеспеченную автотранспортом для расстановки указательных вех, выдает
задание и контролирует объем и сроки его выполнения;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.4.5. Завершение работ по ремонту проезжей части и обочин.
- На основании
ежедневных осмотров дорожный мастер не менее чем за месяц до наступления зимнего
периода эксплуатации определяет потребность в средствах транспорта, дорожных
рабочих, подъемных механизмах, необходимых для вывоза в места складирования
материалов и оборудования, находящихся на полосе отвода в местах производства
работ по содержанию и ремонту;
- контролирует
вывоз с полосы отвода временно размещенных материалов и оборудования;
- дорожный мастер
составляет план-график завершения работ по ремонту покрытия, обочин и
искусственных сооружений, доводит его до исполнителей работ и контролирует его
выполнение.
3.4.6. Ремонт оголовков и укрепление русл от размыва у
водопропускных сооружений
- Дорожный мастер определяет потребность и объемы работ по ремонту
оголовков труб и укреплению русл от размыва у водопропускных сооружений;
- формирует бригаду, обеспечивает доставку необходимых материалов
и оборудования;
- выдает задание с указанием местоположения мест производства
работ и сроков их выполнения;
- контролирует качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.4.7. Закрытие щитами отверстий малых искусственных сооружений.
- Дорожный мастер
определяет общее количество щитов для закрытия отверстий малых искусственных
сооружений и подает заявку на необходимое их количество в отдел снабжения;
- формирует
бригаду для изготовления недостающих щитов, обеспечивая ее необходимыми
инструментами и материалами, а также автотранспортом для установки щитов;
- выдает задание
с указанием местоположения мест производства работ и сроков их выполнения;
- контролирует
качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.4.8. Ремонт и пополнение средств снегозащиты (щитов, сеток и
пр.). Установка временных снегозащитных устройств (щитов, сеток и т.п.) и ремонт
постоянных снегозащитных устройств (заборов и т.п.) на снегозаносимых участках.
Установка и ремонт снегозадерживающих и лавинонаправляющих устройств и
сооружений на лавиноопасных участках.
- Дорожный мастер
на основании данных диагностики определяет потребность в средствах снегозащиты,
формирует бригаду по установке и ремонту снегозадерживающих,
лавинозадерживающих и лавинонаправляющих устройств;
- выдает задание
с указанием местоположения мест производства работ и сроков их выполнения;
- контролирует
качество и сроки выполнения работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
В зимний период
дорожный мастер осуществляет оперативное руководство по назначению и проведению
мероприятий по снегозащите на обслуживаемых участках дорог с учетом состояния
дорог, работоспособности средств снегозащиты и информации об изменении погоды.
Под руководством
и при непосредственном участии дорожного мастера в зимний период эксплуатации
проводятся следующие работы по содержанию дорог и сооружений:
3.5.1. Удаление с проезжей части и обочин снега во время и после
снегопада, организация и контроль проведения работ по патрульной снегоочистке и
борьбе с зимней скользкостью, включая организацию круглосуточного дежурства для
проведения этих работ.
- Дорожный мастер
составляет график круглосуточных дежурств снегоуборочной техники в зимний
период эксплуатации и контролирует выполнение этого графика;
- на основании
метеопрогноза и фактического состояния погоды дорожным мастером назначается
проведение комплекса работ по патрульной снегоочистке или по борьбе с зимней
скользкостью;
- дорожный мастер
в процессе производства работ поддерживает постоянную радиосвязь с машинистами
дорожных машин и диспетчерской, внося необходимые коррективы по составу бригад
и по применяемым ими технологиям и нормам;
- дорожный мастер
контролирует качество и сроки проведения работ по снегоочистке и борьбе с
зимней скользкостью непосредственно на месте их производства;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.5.2. Работы по очистке от снега автобусных остановок, тротуаров
мостов и пешеходных дорожек, барьерных ограждений.
- После
завершения работ по очистке от снега проезжей части и обочин дорожный мастер
формирует бригады, выдает задания и контролирует проведение работ по очистке от
снега и льда посадочных площадок автобусных остановок, площадок отдыха,
тротуаров, мостов и пешеходных дорожек;
- дорожный мастер
контролирует качество и сроки проведения работ по снегоочистке указанных
объектов, обеспечивая перемещение дорожных рабочих и техники от объекта к
объекту в соответствии с определенной им последовательностью, учитывающей
интенсивность пешеходного движения и пассажиропотоки на остановках
общественного транспорта;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.5.3. Работы по устранению и предотвращению образования наледей.
- Дорожный мастер
на основании данных ежедневных осмотров выявляет места образования наледей,
определяет причины их образования и метод предотвращения их выхода на дорогу;
- формирует бригады
по производству указанных работ, ставит задачи, обеспечивает доставку
необходимых материалов, техники и инструментов для производства работ и
контролирует сроки их выполнения;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
3.5.4. Работы по оборудованию и содержанию зимних автомобильных
дорог (автозимников), в т.ч. ледовых переправ.
- Дорожный мастер при выпадении первого снега осуществляет
разбивку трассы автозимника, выдает задание дорожным рабочим по закреплению оси
трассы на местности вехами;
- определяет состав бригады по содержанию автозимника и выдает
задания по периодичности, последовательности и срокам проведения работ;
- осуществляет ежедневный контроль проведения работ по содержанию
автозимника;
- осуществляет приемку выполненных работ.
3.5.5. Перестановка и дополнительная установка временных
снегозадерживающих устройств, а также устройство снежных траншей вдоль
снегозаносимых участков дорог.
- Дорожный мастер
на основании ежедневных осмотров и осмотров, проводимых после окончания метели,
определяет адреса и объемы работ по установке дополнительных средств
снегозащиты или прокладке снежных траншей;
- формирует
бригады по установке дополнительных средств снегозащиты и определяет виды и
количество техники для прокладки снежных траншей;
- выдает задание
с указанием адресов проведения работ и контролирует сроки и качество выполнения
работ;
- осуществляет
приемку выполненных работ.
При производстве
работ по ремонту автомобильных дорог дорожный мастер по заданию главного
инженера дорожно-эксплуатационной организации осуществляет оперативное
руководство работами непосредственно на месте их производства. Контролирует
соблюдение требований проектно-сметной документации, соответствие нормам и
правилам производства работ и осуществляет следующие организационные
мероприятия:
- дорожный мастер
получает от главного инженера дорожно-эксплуатационной организации задание на
производство работ по ремонту (содержащее данные о сроках, адресах, видах и
технологиях производства работ, источниках и графике получения строительных
материалов и оборудования для производства работ);
- дорожный мастер
контролирует качество и сроки производства работ на месте их производства;
- дорожный мастер
обеспечивает соблюдение техники безопасности производства работ, обеспечивает
установку временных средств организации движения в соответствии с
согласованными в ГИБДД схемами;
- при
необходимости устанавливает маршрут объезда ремонтируемого участка и организует
работы по его обустройству и поддержанию в состоянии, обеспечивающем временный
проезд.
СПИСОК НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р
50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Введ. 11.10.93. № 221. - 12 с. УДК 625.711.3:006.354.
2. ГОСТ 13508-74. Разметка
дорожная. - Взамен ГОСТ 13508-68; Введ. 25.01.74; Срок действия до 01.01.80.
Изд. Январь 1975. - 31 с. УДК 625.745.6 (083.74). Группа Д38 СССР.
3. ГОСТ 10807-78.
Знаки дорожные. Общие технические требования. - Взамен ГОСТ 10807-71; Введ.
30.08.78. Срок действия до 01.01.90. Изд. Март 1979. - 117 с. УДК 625.745.6:
006.354. Группа Д28 СССР.
4. ГОСТ 23457-86.
Технические средства организации дорожного движения. Правила применения. -
Взамен ГОСТ 23457-79; Введ. 24.06.86; Срок действия до 01.01.92. Изд. Февраль
1987. - 65 с. УДК 656.11.054/056.004.14:006.354. Группа Д08 СССР.
5. Инструкция по
борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (ВСН
20-87) / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1988, 41 с.
6. Инструкция по
организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН
37-84) / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1985. 59 с.
7. Инструкция по
проведению осмотра мостов и труб на автомобильных дорогах (ВСН
4-81)/ Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1982. 33 с.
8. Инструкция по
проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог (ВСН
34-78) / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1979. 24 с.
9. Инструкция по
учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах (ВСН
45-68) / Минавтошосдор РСФСР. М.: Транспорт, 1969, 56 с.
10. Методические
рекомендации по планированию работ текущего ремонта и содержания автомобильных
дорог. М.: Изд. ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1985. 58 с.
11. Правила
приемки работ при строительстве, капитальном и среднем ремонтах автомобильных
дорог (ВСН 19-81) / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1982. 120 с.
12. Правила
техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных
дорог. М.: Транспорт, 1979. 175 с.
13. Региональные
и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и
покрытий (ВСН
41-88) /Минавтодор РСФСР. М.: Изд. ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1988. 8 с.
14. Рекомендации по применению асфальтобетонов на основе
разно-прочных каменных материалов. М.: Изд. ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1986. 24
с.
15. СНиП 3.06.03-85. Организация,
производство и приемка работ. Сооружения транспорта. Автомобильные дороги /
Госстрой СССР. М.: Изд. Госстроя СССР, 1986. 112 с.
16. Смеси
органоминеральные влажные для устройства конструктивных слоев дорожных одежд
(ТУ 218 РСФСР 536-85). М.: Изд. ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1986. 20 с.
17. Технические
правила ремонта и содержания автомобильных дорог (ВСН 24-88)
/ Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1989. 198 с.
18. Технические
указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд
и земляного полотна автомобильных дорог (ВСН 29-76) / Минавтодор РСФСР. М.:
Транспорт, 1978. 103 с.
19. Технические
указания по укреплению обочин автомобильных дорог (ВСН 39-79)
/ Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1980. 47 с.
20. Технические
указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью (ВСН 38-88)
/ Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1979. 56 с.
21. Указания но обеспечению
безопасности движения на автомобильных дорогах (ВСН
25-86)/Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1988. 183 с.
22.Указания по
применению дорожных знаков / МВД СССР, Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1984.
112 с.
23. Указания по
разметке автомобильных дорог (ВСН 23-75) / Минавтодор
РСФСР. М.: Транспорт, 1976. 124 с.