Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности
подъемных сооружений
РД 10-397-01
Утверждено
постановлением
Госгортехнадзора РФ
от
17 января 2001 г. № 2
Вводится в действие с 30 марта
2001 г.
1. Область применения
1.1.
Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных
сооружений (далее - Положение) устанавливает требования к порядку проведения
экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертизы), оформления и
утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности подъемных
сооружений, требования к экспертным организациям.
1.2.
Настоящее Положение предназначено для экспертных организаций, независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйственной принадлежности,
осуществляющих экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений.
1.3.
Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального
закона "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ;
Федерального
закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 N
158-ФЗ;
Положения
о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234;
постановления
Правительства Российской Федерации от 17.07.98 N 779 "О федеральном органе
исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной
безопасности";
постановления
Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540 "О применении
технических устройств на опасных производственных объектах";
распоряжения
Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 136-РП "Вопросы
Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в
промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации";
Правил
проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденных
постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.98 N 64;
действующих
Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемных сооружений, а также
других нормативных технических документов, регламентирующих жизненный цикл
подъемных сооружений.
2. Основные понятия и определения
В
настоящем Положении применяются следующие понятия и определения.
Экспертиза
промышленной безопасности - оценка соответствия объекта экспертизы
предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой
является заключение.
Объекты
экспертизы - проектная документация, технические устройства (подъемные
сооружения), применяемые на опасных производственных объектах, декларации
промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасных
производственных объектов.
Система
экспертизы промышленной безопасности - совокупность участников экспертизы
промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и
процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная
деятельность.
Лицензируемый
вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории
Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии со статьей 2
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
от 25.09.98 N 158-ФЗ.
Экспертная
организация (ЭО) - организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на
проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим
законодательством.
Заключение
экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или
несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.
Эксперт
- специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.
Заказчик
- организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы промышленной
безопасности.
3. Общие положения
3.1.
Объектами экспертизы являются подъемные сооружения; техническая документация по
анализу риска.
3.2.
Предметом экспертизы, согласно настоящему Положению, являются подъемные
сооружения в следующих случаях:
3.2.1.
Исчерпания нормативного срока службы или наступления предельного состояния
технического устройства на опасном производственном объекте по фактическому
состоянию или по другим нормативным характеристикам.
3.2.2.
Аварии подъемных сооружений или попадания их в условия чрезвычайных ситуаций.
3.2.3.
Выявления в процессе эксплуатации подъемных сооружений дефектов, вызывающих
сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить
невозможно, а также в случаях эксплуатации технических устройств с
отступлениями от паспортных характеристик.
3.3.
Экспертные организации осуществляют экспертизу промышленной безопасности
опасных производственных объектов в соответствии с действующим
законодательством, правилами безопасности, нормативно-правовыми документами
Российской Федерации и Положением по проведению экспертизы промышленной
безопасности подъемных сооружений.
3.4.
Экспертиза промышленной безопасности проводится экспертными организациями,
имеющими лицензии Госгортехнадзора России на соответствующие виды деятельности.
Основание для выдачи лицензии - официальное признание и подтверждение
компетентности и независимости организации.
3.5.
Специализированные (головные) организации, указанные в соответствующих Правилах
устройства и безопасной эксплуатации подъемных сооружений, могут осуществлять
экспертную деятельность на основании лицензий, выданных Госгортехнадзором
России, и участвовать в аккредитации экспертных организаций по заданию
отраслевой комиссии. Данные организации выполняют работу по экспертизе на
основании договоров с Координирующим органом НТЦ "Промышленная
безопасность" и подлежат проверке в установленном порядке.
3.6.
Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности подъемных
сооружений выдаются органами Госгортехнадзора России в соответствии с
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"
от 25.09.98 N 158-ФЗ, а также действующими документами Госгортехнадзора России,
регламентирующими лицензионную деятельность.
3.7.
Надзор за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и
условий осуществляется органами Госгортехнадзора России.
4. Требования к экспертным организациям
4.1.
Организация-заявитель должна иметь статус юридического лица и
организационно-правовую форму, соответствующую требованиям Гражданского кодекса
Российской Федерации.
4.2.
Организация, а также ее персонал не должны подвергаться коммерческому,
финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние
на выводы и оценки экспертной организации.
4.3.
Экспертная организация должна иметь:
штатных
аттестованных экспертов, специалистов по визуальному, измерительному и другим
видам неразрушающего контроля, механическим и иным видам испытаний, по расчетам
на прочность, металлам, сварочным и наплавочным материалам, технологии
производства сварочных работ и т.д.;
аттестованную
лабораторию неразрушающего контроля (по мере необходимости);
исправное
и поверенное контрольное и испытательное оборудование, паспортизованные эталоны
и образцы, а также необходимые приспособления и расходные материалы;
аттестованные
методики, технические регламенты, а также другие нормативные технические и
методические документы, соблюдение требований которых обязательно при
проведении экспертизы конкретного технического устройства;
документы
об аттестации экспертов, руководителей и специалистов, имеющих отношение к
проведению экспертизы;
систему
регистрации, протоколирования и хранения результатов экспертизы, форм первичной
и отчетной документации по результатам проведения экспертизы промышленной
безопасности подъемных сооружений, зависящих от конструктивных особенностей
оборудования;
систему
контроля за качеством выполняемых экспертной организацией работ, Руководство по
качеству, разработанное в соответствии с требованиями ИСО 9000.
5. Требования к порядку проведения экспертизы
5.1.
Экспертная организация обязана проводить экспертизу промышленной безопасности
подъемных сооружений в соответствии с Требованиями к экспертным организациям
Системы экспертизы промышленной безопасности; лицензионными требованиями и
условиями, согласно области аккредитации; настоящим Положением по проведению
экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений и выдавать экспертное
заключение, соответствующее установленным требованиям.
5.2.
Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:
5.2.1.
Предварительный этап.
При
обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы
промышленной безопасности подъемных сооружений, согласно области аккредитации,
экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком в
целях его информирования о порядке проведения экспертизы и обсуждения вопросов,
касающихся проведения экспертизы, в том числе содержание и ход экспертизы,
составление календарного плана и др.
Предварительные
переговоры оформляются протоколом экспертной организации (экспертом),
ответственной за проведение экспертизы.
5.2.2.
Заявка, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения
экспертизы.
Экспертиза
проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с
согласованными условиями договаривающихся сторон.
Договор
(документы) на проведение экспертизы оформляется после предварительных
переговоров и содержит:
реквизиты
договаривающихся сторон;
область
аккредитации экспертной организации;
перечень
материалов и других документов, необходимых для проведения экспертизы объекта,
в соответствии с действующей нормативной технической документацией;
согласие
заказчика на выполнение требований, обязательных для проведения экспертизы, в
частности проведение экспертизы на месте и оплата расходов на ее проведение,
независимо от результата экспертизы.
Срок
проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен
превышать 3 мес. с момента получения комплекта необходимых материалов и
документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической
документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
5.2.3.
Процесс экспертизы.
Процесс
проведения экспертизы включает:
назначение
экспертов и руководителя группы экспертов;
подбор
материалов и документации, необходимых для проведения экспертизы объекта;
проведение
экспертизы.
Назначение
экспертов
Эксперты
должны быть назначены официально приказом по экспертной организации с
определением их полномочий в порядке, установленном экспертной организацией.
Для
проведения экспертизы назначается один или, при необходимости, группа
квалифицированных экспертов и руководитель группы экспертов.
Экспертная
организация, при необходимости, может привлекать специалистов других
организаций для участия в проведении экспертизы промышленной безопасности
опасных производственных объектов.
Материалы
и документация, необходимые для проведения экспертизы
Для
проведения экспертизы промышленной безопасности заказчик обязан представить:
данные
о заказчике и объекте экспертизы;
проектную,
конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию на опасный
производственный объект, паспорта на технические устройства, руководство по
эксплуатации, инструкции, технологические регламенты, стандарты (технические
условия) и другую документацию, связанную с эксплуатацией технических
устройств;
акты
испытаний, сертификаты, в том числе (при необходимости) на комплектующие
изделия, прочностные расчеты и т.п.;
состояние
промышленной безопасности (динамика аварий, травматизма);
договор
страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного
производственного объекта.
Перечень
и объем исходных данных, а также документация для проведения экспертизы
уточняются в зависимости от сложности объекта экспертизы.
При
необходимости экспертная организация по вопросам своей компетенции имеет право
запросить у заказчика дополнительную документацию по рассматриваемому объекту
экспертизы. При несоответствии представленных материалов и документации
установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках
представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с
действующей нормативной технической документацией. Срок представления
экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения
материалов.
В
случае непредставления в согласованный заказчиком и экспертной организацией
срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а
материалы и документация возвращаются заказчику.
Проведение
экспертизы
Экспертиза
промышленной безопасности подъемных сооружений проводится, как правило, с
выездом на место и включает в себя в общем случае**:
анализ
соответствия эксплуатационной документации требованиям нормативных документов;
проведение
необходимых расчетов, включая определение остаточного ресурса по методикам,
согласованным с Госгортехнадзором России;
визуальный
контроль с проведением проверки исправности устройств и приборов безопасности;
техническое
диагностирование и контроль неразрушающими методами в соответствии с
требованиями нормативных документов (государственные и отраслевые стандарты,
руководящие документы, методические указания, инструкции и др.), согласованных
или утвержденных Госгортехнадзором России;
проведение
грузовых испытаний с учетом требований международных стандартов, на которые
имеются ссылки в нормативных документах, согласованных или утвержденных
Госгортехнадзором России.
5.2.4.
Оформление и выдача заключения экспертизы.
Результаты
экспертизы объектов оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета
(заключения, акта). Руководитель группы (ведущий эксперт) составляет проект
сводного экспертного заключения по объекту в целом с учетом отчетов членов
экспертной группы, который служит основанием для консультаций и принятия
решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы, с
последующим его рассмотрением и утверждением.
Заказчику
направляется копия заключения экспертизы. Претензии к проекту заключения
экспертизы направляются заказчиком в экспертную организацию в письменной форме
не позднее чем через две недели после получения проекта.
Решение
о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на
основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе,
проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.
При
положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты экспертизы, на
которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без
них. При отрицательном заключении по объекту экспертизы, находящемуся в
эксплуатации, экспертная организация дает развернутое обоснование и немедленно
ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для
принятия оперативных мер о возможности дальнейшей эксплуатации опасного
производственного объекта.
В
случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику
должны быть представлены обоснованные выводы:
о
необходимости доработки представленных материалов по заключениям и
предложениям, изложенным в сводном экспертном заключении;
о
недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необоснованности
соблюдения требований промышленной безопасности.
Заказчик
при получении отрицательного заключения экспертизы вправе представить повторно
материалы после их переработки с учетом выявленных в ходе предыдущей экспертизы
замечаний. Повторная экспертиза проводится в порядке, установленном для
первичной экспертизы.
6. Требования по составу, содержанию, оформлению и утверждению заключений
экспертизы промышленной безопасности
6.1.
Общие положения.
Порядок
представления, приема, регистрации, рассмотрения и утверждения заключений
экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений определяется
Положением о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной
безопасности (РД 03-298-99), утвержденным постановлением Госгортехнадзора
России от 14.07.99 N 51.
6.2.
Требования по составу, содержанию и оформлению заключений экспертизы.
Заключение
экспертизы должно содержать:
наименование
заключения экспертизы с краткой характеристикой и назначением объекта
экспертизы, цели проведения экспертизы;
дату
и место проведения экспертизы на момент подписания заключения;
вводную
часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной
организации, экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы
промышленной безопасности;
общие
сведения о заказчике и наличии лицензии на право проведения соответствующих
видов деятельности;
краткую
характеристику и назначение объекта экспертизы;
результаты
проведенной экспертизы;
заключительную
часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям
и проведению компенсирующих мероприятий;
приложения,
содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и
методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной
организации).
6.3.
Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации,
заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием числа сшитых
листов и передается заказчику.
6.4.
Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или
территориальный орган Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в
установленном порядке.
Срок
утверждения (или принятия решения об отказе в утверждении) заключения
экспертизы не должен превышать 30 дней со дня поступления заключения
экспертизы.
При
необходимости дополнительного изучения вопроса или получении дополнительной
информации этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней решением
руководителя или заместителя руководителя территориального органа, Начальника
Госгортехнадзора России или его заместителей.
Окончательное
решение об утверждении или об отказе в утверждении заключения экспертизы
принимает Начальник Госгортехнадзора России или его заместители, руководитель
или заместитель руководителя территориального органа.
Письмо
с решением об утверждении заключения экспертизы или об отказе в утверждении
заключения экспертизы подписывается Начальником Госгортехнадзора России или его
заместителями, руководителем или заместителем руководителя территориального
органа и направляется организации, представившей заключение экспертизы, копия
письма направляется экспертной организации.
В
случае отказа в утверждении заключения экспертизы руководство Госгортехнадзора
России или его территориальный орган принимает решение о необходимости проверки
соблюдения лицензионных требований и условий экспертной организацией,
подготовившей это экспертное заключение.
______________________________
* Разработано и внесено Управлением по котлонадзору и
надзору за подъемными сооружениями.
** Допускается
объединять или исключать отдельные этапы в зависимости от специфических
особенностей конструкции и эксплуатации подъемных сооружений.