юридическая фирма 'Интернет и Право'
Основные ссылки


На правах рекламы:



Яндекс цитирования





Произвольная ссылка:





Вернуться в "Каталог СНиП"

Инстpукция Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов (рабочих проектов) строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих металлургических предприятий (ОВОСмет).

МИНИСТЕРСТВО МЕТАЛЛУРГИИ СССР

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель Председателя

Госкомприроды СССР

Минаев Е. В.

«30» мая 1991 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель Министра

металлургии СССР

Лущенко Н. Я.

«31» мая 1991 г.

ВРЕМЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов (рабочих проектов) строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих металлургических предприятий (ОВОСмет)

Срок действия до 01.86.93 г.

Москва - 1991 год

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая временная отраслевая Инструкция*)

подготовлена:

специалистами:

Государственного института по проектированию металлургических предприятий (Гипромез) Минметаллургии СССР;

Государственного института по проектированию предприятий горнодобывающей промышленности (Гипроруда) Минметаллургии СССР;

Государственного института по проектированию предприятий цветной металлургии (Гипроцветмет) Минметаллургии СССР;

Проектного отдела Минметаллургии СССР;

Отдела охраны природы Минметаллургии СССР;

на основе Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований расчетов и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов, утвержденной руководством Госкомприроды СССР 18 мая 1990 г.;

с целью организации деятельности по обеспечению проведения ОВОСмет при подготовке и принятии решений о развитии металлургических предприятий;

в дополнение к действующим документам, регламентирующим отраслевое проектирование подведомственных предприятий отрасли и обеспечивающим соблюдение требований природоохранительного законодательства;

предназначена для:

использования при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых и реконструкции, расширения и технического перевооружения**) предприятий металлургии;

_________________

*) Инструкция подлежит пересмотру или дополнению по мере наработки и утверждения новых законодательных и нормативных документов, регламентирующих процесс ОВОС и рассмотрение ее результатов при государственной экологической экспертизе планово-проектной документации.

**) В дальнейшем ТЭО и проектов строительства предприятий.

организаций-заказчиков документации, представляющих гарантии обществу по недопущению отрицательных экологических последствий реализации ТЭО и проектов строительства металлургических предприятий;

организаций-заказчиков документации, представляющих гарантии заказчикам по обеспечению экологической безопасности экологических последствий реализации ТЭО и проектов строительства металлургических предприятий;

ведомственной экспертизы проектов и смет;

определяет:

организацию, порядок и процедуры проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий подотраслей металлургии;

ответственность служб Министерства за соблюдением правил проведения ОВОСмет в подотраслях;

принципы и критерии ОВОСмет для ТЭО и проектов строительства металлургических предприятий;

форму представления результатов ОВОСмет и их обсуждение с общественностью региона размещения нового или эксплуатации действующего металлургического предприятия при его реконструкции, расширении или техническом перевооружении.

1.2. К настоящей временной отраслевой Инструкции по мере накопления опыта выполнения ОВОСмет отраслевыми научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями должны быть разработаны методические материалы (пособия) по обеспечению проведения ОВОСмет при подготовке ТЭО и проектов строительства предприятий с учетом специфики подотраслей. Указанные пособия (методические материалы) представляются на рассмотрение в Минприроды СССР.

1.3. При разработке проекта (рабочего проекта) предприятия, а также ТЭО (ТЭР), проекта (рабочего проекта) отдельных цехов, производств ОВОСмет проводится в тех случаях, когда разработка ТЭО (ТЭР) осуществлялась без проведения оценки воздействия или если проектные решения существенно отличаются по возможным воздействиям на окружающую среду от принятых в ТЭО (ТЭР).

В других случаях в проекте (рабочем проекте) главный инженер проекта делает запись о соответствии принципиальных решений, оказывающих воздействие на окружающую среду, решениям, рассмотренным и принятым в ОВОС в состава ТЭО (ТЭР), согласованным органами Минприроды СССР.

ОВОСмет может не разрабатываться в тех случаях, когда рассматриваемый объект на основании нормативных (при наличии нормативов) или экспертных оценок не оказывает значимого влияния на окружавшую среду*).

_____________

*) В дальнейшем предполагается разработка перечня производств, по которым должна проводиться ОВОС.

1.4. ОВОС - это определение характера и степени опасности всех потенциальных видов воздействия намечаемых к строительству предприятий на окружающую среду и здоровье населения, а также оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намечаемой деятельности.

1.5. ОВОСмет проводится в целях:

предотвращения деградации окружающей среды в районах размещения новых и реконструкции действующих предприятий отрасли;

восстановления нарушенных в результате предыдущей эксплуатации предприятия отрасли (в случае реконструкции или строительства) расположенных вокруг них природных систем;

обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития металлургических предприятий в новых экономических условиях, а также при функционировании объектов других отраслей народного хозяйства;

создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения или эксплуатации предприятий отрасли;

разработки необходимых и достаточных мер по предотвращению отрицательных экологических последствий реализации ТЭО или проектов строительства металлургических предприятий;

внедрения в практику разработки ТЭО и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих металлургических предприятий процесса изучения взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических условий, медико-биологической обстановки и социально-экономической инфраструктуры, сложившихся в районах размещения объектов металлургии.

1.6. К основным принципам ОВОС относятся:

интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, экологических, экономических и других показателей проектных решений;

альтернативность проектных решений, обеспечивающих соблюдение экологических ограничений (требований);

учет в проектных решениях региональных особенностей территории, где размещается площадка намечаемого строительства или действующего предприятия с позиций:

перспектив социально-экономического развития региона, где намечается разместить новое или эксплуатируется реконструируемое предприятие:

состояния здоровья населения;

исторических, культурных, этнических и других интересов населения региона;

состояния окружающей среды или ее компонентов и их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую среду от реализации ТЭО или проекта.

1.7. В результате проведения ОВОСмет при разработке ТЭО и проектов строительства выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, реализация которых:

не представляет угрозы для здоровья персонала предприятия, населения и условий его жизнедеятельности при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия предприятия и получаемой продукции с учетом отдаленных последствий;

не приведет к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий отрасли и т. д.;

обеспечивает осуществление мероприятий по исключению экологически опасного воздействия при переработке, захоронении и уничтожении продукции.

1.8. ТЭО и проекты строительства металлургических предприятий, разработанные без оценки воздействия на окружающую среду, органами государственной экологической экспертизы на рассмотрение не принимаются*).

__________________

*) См. Временную инструкцию о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденную руководством Госкомприроды СССР 1 августа 1998 г.

2. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ, ПРОВЕДЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В МЕТАЛЛУРГИИ (ОВОСмет)

2.1. Ответственность за организацию и проведение ОВОСмет при разработке ТО и проектов строительства предприятий отрасли несет заказчик документации, который обеспечивает подбор компетентных проектных и научно-исследовательских организаций и специалистов, финансирование необходимых для этого работ, включая, в частности, сбор соответствующей информации, доведения инженерно-экологических изысканий и научных исследований. Средства на эти цели заказчиком предусматриваются дополнительно к смете расходов на разработку ТЭО и проектов строительства.

2.2. Для проведения ОВОСмет заказчик вместе с заданием на разработку ТЭО или проекта передает разработчику имеющуюся в его распоряжении ретроспективную ин6формацию о фактических экологических последствиях эксплуатации аналогичных действующих предприятиях, собранную в том числе с помощью отраслевого мониторинга, анализа заболеваемости населения и послепроектного экологического анализа.

2.3. При проведении ОВОСмет разработчиком ТЭО или проекта строительства собирается дополнительная информация об экологических последствиях эксплуатации аналогичных предприятий отрасли или других ведомств, систематизируются результаты послепроектного анализа, анализа экологической ситуации и медико-биологической обстановки в районе размещения объекта.

2.4. Разработчик документации отвечает перед заказчиком за полноту использования при проведении ОВОСмет информации, а также за качество и оформление полученных результатов. Ответственность за некачественную информацию несет организация, предоставившая ее разработчику ОВОСмет.

2.5. Заказчик с привлечением разработчика, исходя из своих целей и анализа социально-эколого-экономической ситуации в районе размещения будущего или эксплуатации действующего предприятия, готовит «Декларацию о намерениях», в которой излагает основную концепцию технологической части ТЭО или проекта строительства объекта и принципиальные положения по ожидаемому воздействию на окружающую среду.

2.6. До начала разработки ТЭО (ТЭР) заказчик совместно с разработчиком организует и проводит предварительное рассмотрение и обсуждение «Декларации о намерениях» и принципиальных положений ОВОСмет:

с Советами народных депутатов по месту строительства и привлекаемыми ими представителями общественности, чьи интересы затрагивает реализация проекта строительства предприятия отрасли;

в рамках ведомственной экспертизы.

Предварительно рассмотрение проводится с целью:

выявления экологически значимых позиций (Советов народных депутатов и привлекаемых ими для обсуждения представителей местного населения, общественности, профессиональных сообществ и т. д.), отражающих интересы соответствующих групп общества по поводу последствий реализации ТЭО или проекта строительства предприятия отрасли;

принятие обоснованного решения о целесообразности (нецелесообразности) разработки данного ТЭО или проекта.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОВОСмет

Оценка воздействия на окружающую среду в металлургии (ОВОСмет) проводится в следующем порядке:

3.1. Проводятся сбор и анализ информации о:

целях создания предприятия (производства, мощности) и способах осуществления намечаемой деятельности (техническое перевооружение, реконструкция, расширение, новое строительство), включая характеристики предлагаемых технических и технологических решений строительства, эксплуатации и ликвидации (перепрофилирования) объекта, их соответствия передовому отечественному и зарубежному уровню, источников природных ресурсов, сырья и энергии (в том числе их удельные расходы), необходимой производственной инфраструктуры;

реальных альтернативах принимаемому решению (создание мощности в другом регионе; расширение действующей мощности вместо нового строительства; создание мощности основного производства без мощностей по производству полупродукта с получением последнего по кооперации или по импорту; отказ от создания данного производства (мощности) в связи с возможной закупкой продукции по импорту и т. д.);

сложившейся социально-экономической инфрастуктуре территории в районе размещения или эксплуатации предприятия (производства, мощности), включая ее социальную организацию и т. д.;

состоянии окружающей среды на «данный момент» для вариантов, где рассматривается вопрос размещения объекта (в случае разработки ТЭО), и вариантов технологических процессов и оборудования (в случае проекта строительства), включая характеристики воздушной и водной среды, земель, отводимых в постоянное и временное пользование (в том числе и под застройку), описание климатических, геологических и других природных условий, флоры, фауны, рекреационных и особо охраняемых территорий и других экологических характеристик*);

_______________

*) В случае проекта реконструкции, расширения, технического перевооружения действующего предприятия может быть использована информация, собранная при подготовке «Экологического паспорта промышленного предприятия» в соответствии с ГОСТ 17.0104-90.

демографических показателях и заболеваемости населения, проживающего в районе предполагаемого размещения или эксплуатации предприятия (производства, мощности) с учетом динамики изменений показателей состояния здоровья людей.

3.2. Определяются источники, виды, характеристики и объекты воздействия (по вариантам).

3.2.1. Источники воздействия рассматриваются главным образом как элементы технологии, функционирование которых является причиной изменений в окружающей среде вокруг предприятия. Приводится перечень качественных и количественных характеристик первичных выбросов, сбросов и отходов (жидких, газообразных, твердых, включая доменные и сталеплавильные шлаки и т. д.) и вторичных отходов (пыль, уловленная в системе очистки газов, бой огнеупоров, кубовые остатки установок регенерации растворителей; солевые плавы и другие отходы установок термического уничтожения первичных отходов производства; шламы и избыточный ил локальных и общезаводских очистных сооружений; отработанные сорбенты и катализаторы установок очистки сточных вод и газовых выбросов и т. д.).

В перечень отходов включаются только те, которые не предусматривается обезвреживать или уничтожать на том предприятии, где они образуются, или не планируются для продажи на другие предприятия, способные их утилизировать, что требует их удаления на полигон захоронения промышленных отходов в масштабах области, города, района, промузла и т. д.

При рассмотрении источников воздействия выделяются те из них, которые оказывают экологически значимое воздействие на состояние окружающей среды. Учитывается суммация действия загрязняющих веществ отдельных источников.

Источниками воздействия могут рассматриваться также отдельные выведенные из эксплуатации, но не ликвидированные сооружения, отвалы и т. д., то есть в виде следа деятельности, если они оказывают существенное влияние на окружающую среду.

3.2.2. Виды воздействия характеризуются тем, «что» при этом привносится в окружающую среду регионов в результате реализации проекта и «что» из нее изымается. При анализе воздействий предприятий металлургии рассматриваются:

химическое и биологическое загрязнение (выбросы и сбросы загрязняющих и других веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии);

физическое воздействие (шум, электромагнитное, радиоактивное и другое ионизирующее излучение);

тепловое влияние;

изъятие природных ресурсов (воды на технологические нужды, земельное пространство для размещения основных и вспомогательных производств, полезные ископаемые и т. д.).

3.2.3. Воздействия на окружающую среду оцениваются в следующих терминах:

характер - прямое, косвенное, кумулятивное, синергетическое, в том числе, обладающее эффектом суммации и т. д. с учетом возможности проявления воздействия через определенный промежуток времени;

интенсивность - поступление количества вещества и энергии в единицу времени;

продолжительность - изменение воздействия во времени (месяц, год);

динамика - характер воздействия во времени: кратковременное, непрерывное, периодическое, аварийное, дискретное;

масштаб - распространение воздействия по площади и глубине воздействия.

3.2.4. Объектами воздействия металлургических предприятий являются:

условия жизни и здоровья населения, включая атмосферный воздух, водные объекты, почвы, растительный и животный мир, экосистемы, микроклимат, недра, ландшафты, природные охраняемые и рекреационные территории, исторические памятники, другие материальные объекты или связь между этими факторами в пределах зоны значимого влияния предприятия.

3.3 По выявленным экологически значимым позициям прогнозируются по имеющимся методикам или на основании экспертных оценок возможные изменения в окружающей среде от воздействий металлургических предприятий по крайней мере по следующим аспектам:

3.3.1. Изменения количественных соотношений веществ:

в воздухе (населенного пункта, пригородных зон и т. д.);

в поверхностных и подземных водах;

на почве;

3.3.2. Изменение растительного покрова, например, при выявленных данных об ожидаемых отрицательных последствиях:

видового состава;

состояния растительных сообществ, включая характер возобновления:

площади распространения растительных сообществ и др.;

3.3.3. Изменение животного мира, например, при выявленных данных об ожидаемых отрицательных последствиях:

видового состава;

численности популяций;

мест обитания популяционных сообществ и др.;

3.3.4. Изменение местного климата, например:

режима температуры и влажности;

особенностей воздушной циркуляции и т. д.;

3.3.5. Изменение недр, например:

термического режима горных пород;

динамической напряженности горных пород и др.;

3.3.6. Изменение ландшафта (визуального и культурно-исторического качества), в том числе:

визуальных доминант;

материальных и культурно-исторических памятников и др.

Учитываются ожидаемое изменение объемов валовых выбросов (сбросов) в сопоставлении с существующими количествами и состоянием атмосферы и водоемов, планируемые изменения по составу, количеству и способам складирования (захоронения) отходов, ожидаемое влияние инверсионных явлений с учетом рельефа местности на рост величин приземных концентраций и т. д.

3.4. По выявленным экологически значимым позициям прогнозируется «новое» состояние и оцениваются возможные последствия эффектов совокупности вероятных изменений в окружающей среде (п. 3.3) на здоровье и условия жизни населения без мер по предупреждению этих последствий. Изменяющиеся параметры определяются путем «наложения» выявленных видов воздействия на прогнозируемое состояние окружающей среды «без проекта».

При этом на основании данных о санитарно-гигиеническом состоянии воздушного и водного бассейнов рассматривается увеличение загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и т. д. Определяется, по каким ингредиентам концентрация загрязняющих веществ будет превышать нормативы предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в населенных пунктах, в результате чего будет нанесен ущерб.

Оценка последствий наиболее значимых воздействий на окружающую среду осуществляется в том числе исходя из условий фонового состояния объектов, уязвимости местных экологических систем, наличия охраняемых природных объектов. Выполняется анализ информации об экологических последствиях аналогичных видов хозяйственной деятельности.

3.5. Оценка вероятных аварийных ситуаций при разработке ТЭО и проектов строительства металлургических предприятий, которая относится к экологически опасным видам хозяйственной деятельности, проводится с применением методологии оценки экологического риска, например:

рассматриваются все возможные виды аварийных ситуаций и сбоев, причины и вероятность их возникновения;

на качественном уровне анализируются все источники аварийного риска и факторы риска, высвобождаемые аварийной ситуацией;

анализируется сценарий развития аварийной ситуации и определяется характер опасного воздействия на окружающую среду и население;

оцениваются возможности оперативной эвакуации персонала, населения, а также оказания первой и квалифицированной помощи;

итоги выявления воздействия источников и факторов экологического риска интерпретируются в удобной для анализа форме (например, в виде матриц, таблиц, схем и т. д.).

3.6. Рассматриваются ранее выполненные природоохранные мероприятия и их достаточность в случае реконструкции, технического перевооружения или поддержания мощности действующего объекта, включая мероприятия:

по охране атмосферного воздуха:

по горному производству (мероприятия по снижению уровня запыленности и загазованности, связанного с ведением буровзрывных и погрузочно-транспортных работ, а также эксплуатацией объектов общекомбинатского значения, в том числе энергетические, ремонтные и другие объекты);

по коксохимическому производству (наличие и эффективность систем бездымной загрузки коксовых батарей и устройств для улавливания и очистки газов при выдаче кокса, серо- и цианоочистки коксового газа и т.д.);

по агломерационному производству (применение систем рециркуляции аглогазов, сероочистки и т. д.);

по металлургическому производству (улавливание и очистка газов от пыли, окислов азота, паров кислот и других вредных выделений);

по ТЭЦ, котельным (подавление и очистка дымовых газов от окислов азота и пыли и т. д.);

по охране водоемов:

по горно-рудному производству (система очистки карьерных, шахтных, а также всех видов сточных вод, защита подземных вод от загрязнения);

по всем переделам металлургического производства (качественной подготовке потребляемой воды, глубокой очистке сточных вод с использованием новейших методов доочистки, стабилизационной обработке этих вод и исключению сбросов загрязненных вод в водоем, в том числе и в аварийных ситуациях);

по охране недр (характеристика уровня извлечения полезного ископаемого (уровня потерь) и комплексности освоения месторождения.

3.7. Оценивается эффективность мероприятий, предусмотренных в ТЭО или в проекте предприятия для снижения воздействия предприятия (производства, мощности) на окружающую среду при его нормальном функционировании (имеются в виду специальные технические средства по газоочистке, очистке сточных вод, водообороту, переработке отходов производства и т. д.) и в условиях аварийной ситуации.

Анализируются изменения в окружающей среде в случае малоэффективной (ниже проектных показателей) работы систем улавливания и очистки газов, сточных вод, некачественного выполнения ограждений полигонов для захоронения токсичных отходов и т. д.

3.8. На основе полученных доказательств установления связи между фактическими воздействиями действующего предприятия и возможными воздействиями будущего предприятия, а также нежелательными эффектами возможных изменений в окружающей среде для условий жизни и здоровья населения, анализируется полнота и достаточность предусмотренных в ТЭО или проекте строительства мер и мероприятий по предотвращению отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намеченных проектных решений, в том числе:

мероприятий, обеспечивающих соблюдение отраслевых поресурсных нормативов природопользования и отраслевых удельных показателей и других природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду (текущих и перспективных);

мер по снижению ненормируемого воздействия;

мер по предупреждению и ликвидации отрицательных экологических, социальных и экономических последствий возможных аварийных ситуаций;

мероприятий по восстановлению ранее нарушенной окружающей среды из-за деятельности предприятия.

3.9. Вновь используется и анализируется информация об источниках, видах и характеристиках остаточного воздействия намечаемого к реализации ТЭО или проекта предприятия (производства, мощности) на окружающую среду, возможных в ней изменениях и последствиях этих изменений для условий жизни и здоровья населения, оценивается полнота и достаточность дополнительно предусматриваемых мероприятий по предотвращению вновь выявленных неприемлемых воздействий, компенсационных мер и мероприятий (при необходимости) по восполнению ущерба, наносимого природным ресурсам, окружающей среде и здоровью населения, по организации контроля за соблюдением нормируемого воздействия будущего предприятия на окружающую среду.

3.10. Приводится организация системы контроля за состоянием окружающей среды или ее компонентов. На случай аварийных ситуаций в системе контроля предусматриваются методы оповещения, сигнализации и необходимые средства защиты*).

_________________

*) Оценка прочих факторов производится в соответствии со специальными предписаниями органов системы Минприроды СССР. При отсутствии таковых заказчиком выполняется экспертная оценка.

3.11. Характеризуются мероприятия по организации научных исследований, направленных на изучение экологических последствий вновь выявленных ненормируемых воздействий.

3.12. Эколого-экономическая оценка*) проектных решений при проведении ОВОСмет производится в следующем порядке:

рассчитываются полные общественные затраты на осуществление предлагаемых вариантов с учетом всех выявленных последствий, в том числе для здоровья населения и включающие также хозрасчетные выгоды, компенсационные выплаты, затраты на ликвидацию или смягчение отдельных отрицательных последствий и т. д.;

результаты эколого-экономической оценки комментируются в соответствии с учетом общественных и отраслевых интересов, в том числе с использованием показателей, не имеющих стоимостного выражения.

На стадии ТЭО производятся ориентировочные расчеты рентабельности объекта с учетом динамики цен на сырье, материалы, продукцию, изменения источников поставок исходного сырья и комплектации и т. д.;

На стадии проекта строительства в составе ОВОСмет приводятся следующие экономические показатели**):

__________________

*) Учитывая полное отсутствие сходимости величин возможных затрат, определяемых в соответствии с «Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды», одобренной постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и Президиумом Академии наук СССР от 23 октября 1983 г. № 284/254/134, затраты металлургических предприятий рассчитываются без учета данной Временной типовой методики, то есть без определения «ущерба».

**) В случае реконструкции, технического перевооружения или расширения предприятия приводятся приростные величины показателей.

эффективность строительства объекта (с учетом дополнительных затрат на мероприятия, направленные на предотвращение ущерба окружающей среде, на рекультивацию, и внесения платы за отчуждение земель), прибыль, отчисления от прибыли в республиканский и местный бюджеты*);

затраты, связанные с созданием (развитием) инфраструктуры в связи с дополнительной потребностью в ресурсах (электроэнергии, тепле и т. д.), развитием транспорта, строительной базы и т. д.;

численность трудящихся (в том числе привлекаемая из других районов), затраты на жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство;

величина (изменение величины) предотвращенного и остаточного ущербов.

_____________

Расчет экономических показателей выполняется с учетом хозяйственной самостоятельности предприятия, предоставленной Законом СССР «О предприятиях в СССР».

Показатели, не имеющие реального денежного эквивалента и не отраженные в инвестиционных потоках, используются при обосновании предлагаемого варианта в натуральном исчислении и/или соответствующим образом комментируются.

Если стоимость потерь определяется величиной возможного социально-экономического ущерба от возможных экологических последствий, то при оценке и сравнении вариантов результаты таких расчетов используются самостоятельно как категория «вероятностная» и не «смешиваются» в одном расчете с «общественной стоимостью» проекта. Это не относится к показателям затрат на мероприятия по ликвидации/смягчению экологических последствий, предусмотренных данным проектом, или если осуществление этих мероприятий является одним из условий его реализации. Результаты ОВОС комментируются с использованием показателей, не нашедших стоимостного выражения.

В качестве одного из вариантов рассматривается «отказ от проекта», который соответствует «Исходной базе». При этом в ТЭО приводится ориентировочная оценка получения дополнительной продукции за счет организации ее производства на других предприятиях и площадках или закупки по импорту.

3.13. На основе результатов анализа, оценки прогноза воздействия будущего предприятия (производства, мощности), изменений состояния окружающей среды и здоровья населения Заказчиком совместно с разработчиком подготавливается «Заявление об экологических последствиях», представляющее собой документ о гарантиях экологической безопасности проектируемого или реконструируемого объекта.

При этом в «Заявлении об экологических последствиях» (ЗЭП) приводятся:

основные результаты исследований, потребовавшихся при проведении ОВОСмет с учетом экологического риска и выводы, сделанные на их основе;

последствия наиболее значимых воздействий на окружающую среду и здоровье населения осуществления предлагаемого варианта ТЭО или проекта строительства;

обязательства заказчика по реализации проектных решений, заложенных в документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности, и описание мер, гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период «жизненного цикла» предприятия (производства, мощности).

«Заявление об экологических последствиях» передается заказчиком документации в Совет народных депутатов тех административно-территориальных образований, интересы населения которых затрагивает реализация проекта строительства. Заказчик с помощью Совета народных депутатов проводит обсуждение ЗЭП с представителями общественности и населения, проживающего на данной территории, результаты которого оформляются протоколом.

4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОСмет

4.1. Основные результаты проведения ОВОСмет помещаются в разделе «Оценка воздействия на окружающую среду» общей пояснительной записки по ТЭО или проекту строительства предприятия металлургической промышленности в целом.

4.2. В самостоятельном разделе ТЭО или проекте строительства «Оценка воздействия на окружающую среду» излагаются процедуры и методы проведения ОВОСмет, к которому прикладываются копии:

документов согласования проектных решений с органами системы Минздрава СССР (в случае нарушения санитарных норм и привил) и органами государственного надзора, ответственными за соблюдение требований природоохранительного законодательства Союза ССР;

заключение ведомственной экспертизы ТЭО или проекта строительства предприятия;

материалов обсуждения ОВОСмет ТЭО или проекта строительства с местными Советами народных депутатов и привлекаемой ими общественностью района размещения или эксплуатации предприятия (производства, мощности) с изложением основных разногласий;

информаций, направленных Советам народных депутатов сопредельных районов или регионов, если деятельность предприятия может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду в этих районах.

4.3. Специальный раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОСмет) излагается в определенной последовательности, а именно:

указывается наименование организаций, участвовавших в проведении и подготовке ее результатов;

в краткой форме приводится обоснование принимаемого решения по созданию предприятия (производства, мощности), даются ссылки на документы более ранних стадий, на основании которых разрабатывались данные проектные решения;

описывается современное состояние окружающей среды и здоровья населения, а также социально-экономическая структура района размещения нового или реконструируемого предприятия (производства, мощности) без проекта;

приводятся общие сведения об альтернативах создаваемого (реконструируемого и т. д.) предприятия, включая источники, виды и характеристики его воздействия на окружающую среду;

перечисляются экологические ограничения, выявленные и использованные при разработке проектных решений;

излагаются выявленные экологически значимые позиции с учетом материалов, полученных от Совета народных депутатов и привлеченных им для обсуждения ОВОС различных групп населения (общественности, профессиональных сообществ и т. д.) по поводу проектируемого предприятия (производства, мощности);

описываются изменения в окружающей среде и прогнозируемые последствия реализации данных проектных решений в районе намечаемого размещения или расположения реконструируемого предприятия (производства, мощности) при их нормальной эксплуатации и в условиях аварийной ситуации;

приводится перечень мероприятий по предотвращению или снижению отрицательного воздействия создаваемого или реконструируемого предприятия (производства, мощности) на окружающую среду, здоровье людей и социально-демографическую структуру района размещения объекта.

4.4. Завершается самостоятельный раздел ТЭО или проекта строительства ОВОСмет «Заявлением об экологических последствиях», которое подписывается заказчиком и разработчиком (генеральным проектировщиком) документации и включает:

титульный лист;

цель и необходимость реализации данных проектных решений;

описание наиболее значимых воздействий на окружающую среду и их экологических последствий для условий жизни и здоровья населения в результате реализации выбранного варианта, в том числе и в аварийных ситуациях;

количественные оценки уровня потенциальной экологической опасности проектируемого предприятия (производства, мощности);

перечень основных мер и обязательств, гарантирующих создание, эксплуатацию и ликвидацию данного объекта в соответствии с природоохранными нормами и правилами.

«Заявление об экологических последствиях» излагается кратко, ясно, без формул, с применением цифрового материала, отражающего только результаты расчетов с соответствующими комментариями, понятными неспециалистам. Общий объем ЗЭП не должен превышать 15 страниц машинописного текста стандартного формата.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"

 

Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/8748

 

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

 


 

На правах рекламы: