МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР
"СОГЛАСОВАНО"
Первый
заместитель начальника
Главгосэкоэкспертизы:
Госкомприроды СССР
М.Д.
Максименко
"28" июня
1991 г.
|
"УТВЕРЖДАЮ"
Первый
заместитель
начальника отдела
создания мощностей и
социального строительства
Минтяжмаша СССР
А.И.
Шачков
"28" июня
1991 г.
|
Временная
инструкция
о
порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной
деятельности предприятий тяжелого машиностроения при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства
(реконструкции, расширения и технического перевооружения)
Москва - 1991 год
разработана Государственным институтом по
проектированию предприятий тяжелого машиностроения (Гипротяжмаш) проектного
объединения ПО "Союзтяжмашпроект"
Генеральный директор
ПО "Союзтяжмашпроект" В.М.
Ярцанкин
Главный инженер
ПО "Союзтяжмашпроект" А
Н. Савельев
Начальник ОРОиБР,
руководителе темы В.В.
Кубанцев
Главный специалист
технического отдела М.В.
Абрамов
Главный специалист
энергетического
отдела М.Н.
Тер-Микаэлян
Главный инженер
проекта В.О.
Меньшинин
Начальник группы
ОРОиБР Л.В.
Кузьменкова
В работе принимали
участие специалисты ГПистроймаша
(г. Брянск)
1.1.
Настоящая Временная инструкция*:
____________
*) Инструкция подлежит
пересмотру или дополнению по мере наработки и утверждения новых законодательных
и нормативных документов, регламентирующих процесс ОВОС и рассмотрение ее
результатов: при государственной экологической экспертизе планово-проектной документации.
разработана:
в
развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на
окружающую среду (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства новых и реконструкции, расширения и технического
перевооружения народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной
руководством Госкомприроды СССР 13 мая 1990 г.;
с
целью организации проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о развитии
предприятий тяжелого машиностроения;
в
дополнение к действующим документам, регламентирующим порядок, объем и
содержание проектных проработок на стадии ТЭО (ТЭР), проекта (рабочего проекта)
тяжелого машиностроения;
предназначена
для:
организаций-заказчиков
документации, представляющих гарантии обществу экологической безопасности
последствий реализации ТЭО (ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции,
расширения и технического перевооружения** предприятий тяжелого машиностроения;
____________
**) В дальнейшем ТЭО и
проектов строительства предприятий.
организаций-разработчиков проектной
документации и материалов ОВОС;
ведомственной
экспертизы ТЭО (ТЭР), проектов и смет;
определяет:
порядок
организации и проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства
предприятий тяжелого машиностроения;
объем
проработки вопросов оценки воздействия на окружающую среду на стадии ТЭО и
проекта и в случае внесения изменений в ранее утвержденные проектные решения;
ответственность
заказчиков и разработчиков за соблюдение правил проведения ОВОС;
принципы
и критерии ОВОС ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого
машиностроения;
форму
представления результатов ОВОС и их обсуждения с общественностью региона
размещения нового или действующего предприятия тяжелого машиностроения при его
реконструкции, расширении или техническом перевооружении.
1.2.
ОВОС - это определение характера и уровня опасности всех потенциальных видов
воздействия намечаемых к строительству предприятий на окружающую среду и
здоровье населения, а также оценка экологических и связанных с ними социальных
и экономических последствий реализации намечаемой деятельности.
1.3.
ОВОС проводится в целях:
изучения
взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических
условий, медико-биологической обстановки и социально-экономической
инфраструктуры, сложившейся в районах размещения объектов тяжелого
машиностроения;
обеспечения
эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития этих
предприятий с развитием предприятий других отраслей;
обеспечения
благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения или
эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения;
разработки
необходимых и достаточных мер по предотвращению отрицательных экологических
последствий реализации ТЭО или проектов строительства новых, а также деградации
окружающей среды в районах действующих (реконструируемых, расширяющихся)
предприятий;
обеспечения
восстановления нарушенных природных систем в результате предыдущей эксплуатации
предприятий тяжелого машиностроения;
1.4.
финансирование работ по
подготовке рабочей документации и строительству объектов по ней допускается при
наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по
соответствующему ТЭО или проекту.
1.5.
К основным принципам ОВОС относятся:
интеграция
(рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных,
экологических, экономических и других показателей проектных решений;
альтернативность
(вариантность) проектных решений, обеспечивающих соблюдение экологических ограничений
(требований);
учет
в проектных решениях региональных особенностей территории,
где размещается площадка намечаемого строительства или действующего
предприятия, включая:
состояние
экосистем и уровень их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую
среду;
состояние
здоровья населения;
исторические,
культурные, этнические и другие интересы населения региона;
перспективы
социально-экономического развития региона.
1.6.
В результате проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства
выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, реализации
которых:
не
представляет угрозы для здоровья персонала предприятия, населения и условий его
жизнедеятельности при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах
воздействия предприятия и производимой им продукции с учетом отдаленных
последствий;
не
приведет к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде в период
строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий.
1.7.
Ответственность за организацию и проведение ОВОС при разработке ТЭО и проектов
строительства предприятий отрасли, а также за качество передаваемых
разработчику исходных данных несет заказчик документации, который обеспечивает
подбор компетентных исследовательских, проектных организаций и специалистов,
финансирование необходимых для этого работ, включая, в частности, сбор
соответствующей информации, проведение инженерно-экологических изысканий и
научных исследований.
1.8.
Разработчик документации отвечает перед заказчиком за полноту и качество
проведения ОВОС и оформления полученных результатов.
1.9.
Стоимость разработки материалов ОВОС определяется на основании рассчитанных
трудозатрат и предусматривается дополнительно к смете расходов на разработку
ТЭО или проекта строительства.
1.10.
За искажение и сокрытие информации о возможных отрицательных последствиях
должностные лица организаций-заказчиков и разработчиков документации
привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
1.11.
Неотъемлемой частью настоящей инструкции
является "Пособие по обеспечению проведения ОВОС при подготовке ТЭО и
проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения"*.
____________
*) В дальнейшем "Пособие"
2.1.
Требование о проведении ОВОС формулируется заказчиком в задании на разработку
ТЭО и проекта.
2.2.
Для проведения ОВОС заказчик передает разработчику исходную информацию в
соответствии с перечнем, приведенным в "Пособии".
2.3.
На начальном этапе разработки ТЭО заказчик или по его поручению разработчик
документации готовит "Заявление о намерениях", в котором излагает
принципиальные решения о будущей хозяйственной деятельности и ожидаемых
воздействиях на окружающую среду, и организует его предварительное обсуждение с
территориальными органами власти и управления и представителями общественности
региона. Обсуждение проводится с целью выявления экологически значимых позиций
местного населения, экологических ограничений и условий ведения хозяйственной
деятельности, обусловленных социально-экономическими, природными, историческими
и иными особенностями территории. Полученная информация используется при
разработке ТЭО и проекта и проведении ОВОС.
2.4.
разработчик ТЭО или проекта
систематизирует и анализирует исходную информацию, собирает дополнительные
данные об экологических последствиях эксплуатации аналогичных предприятий
отрасли или других ведомств, определяет направления дополнительных
проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, необходимых для выполнения
ОВОС (если такие требуются), проводит оценку воздействия и оформляет ее
результаты в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции.
2.5.
На основе результатов ОВОС заказчик и разработчик документации подготавливают
"Заявление об экологических последствиях" (ЗЭП), передают его в Совет
народных депутатов тех административно-территориальных образований, где
намечается реализовать хозяйственную деятельность, и организуют обсуждение ЗЭП
с представителями общественности. Итоги обсуждения оформляются протоколом.
Форма ЗЭП приведена в "Пособии".
2.6.
По результатам обсуждения при необходимости вносятся коррективы и изменения в
ТЭО или проект, после чего ТЭО или проект передается в ведомственную, а затем
на государственную экологическую экспертизу, которая является последним этапом
ОВОС.
3.1.
Сбор и анализ необходимой информации о:
возможных
способах осуществления намечаемой деятельности и вариантах технологических процессов
и оборудования (как правило, развитие предприятий отрасли должно планироваться
с применением технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу, а
также результатов научно-исследовательских проработок, проводимых отраслью);
реальных
альтернативах принимаемому решению;
социально-экономической
инфраструктуре территории, на которой размещается предприятие;
состоянии
окружающей среды для всех рассмотренных вариантов размещения предприятия;
демографических
показателях и заболеваемости населения.
3.2.
Определение источников, видов и объектов воздействия.
3.2.1.
В качестве основных источников воздействия предприятий тяжелого машиностроения
рассматриваются:
технологические
процессы и производства;
вспомогательные
объекты на территории предприятия, включая хранилища химически опасных веществ,
топлива, отходов и др., энергетическое хозяйство;
транспорт
для перевозки сырья и продукции.
3.2.2.
Характерными для предприятий отрасли видами воздействия являются:
химическое
загрязнение;
тепловое
воздействие;
физическое
воздействие (шум, вибрация, электромагнитное излучение);
изъятие
природных ресурсов (отбор воды, изъятие земель, уничтожение растительности);
3.2.3.
Объектами воздействия предприятий тяжелого машиностроения могут быть:
персонал
предприятия;
население,
проживающее в пределах зоны нормируемого воздействия;
отдельные
элементы природной среды;
охраняемые
территории и отдельные объекты (истерические, культурные, природные) и т.д.
3.3.
Прогнозирование возможных изменений в окружающей среде от воздействий
предприятий, которое проводится по выявленным экологически значимым позициям и
включает в себя прогноз изменения качества и состояния окружающей среды,
условий для воспроизводства растительного и животного мира, изменения ландшафта
и т.д.
3.4.
Оценка возможных последствий для окружающей среды, здоровья и условий жизни
населения, вызываемых прогнозируемыми изменениями.
3.5.
Оценка вероятных аварийных ситуаций и их последствий для окружающей среды и
здоровья населения.
Как
наиболее характерные для предприятий машиностроения рассматриваются:
технические
ошибки персонала;
отказы
технических систем;
пожар;
взрывы;
аварийные
ситуации на соседних предприятиях (объектах) повышенного аварийного риска;
стихийные
бедствия.
3.6.
Определение мер и мероприятий по снижению (предупреждению отрицательных
воздействий на окружающую среду и здоровье населения в условиях нормальной
эксплуатации, и в аварийной ситуации, к которым относятся специальные
технические средства по очистке газовых выбросов, сточных вод, организации
водооборотных систем, переработке и хранению отходов производств и т.д.
В
случае реконструкции, расширения или технического перевооружения предприятия
анализируется эффективность ранее выполненных мероприятий по охране атмосферного
воздуха, поверхностных и подземных вод, рекультивации земель и т.п.
3.7.
Определение остаточных воздействий на окружающую среду с указанием
количественных показателей для нормируемых воздействий и методов контроля.
3.8.
Анализ полноты и достаточности мер и мероприятий по предотвращению и снижению
отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических
последствий реализации намеченных проектных решений.
В
случае размещения предприятий тяжелого машиностроения с относительно незначительной
численностью персонала в населенных пунктах (со сложившейся
социально-демографической структурой, оценка социально-экономических
последствий размещения (развития) объекта может даваться в общем виде, имея в
виду, что такие предприятия не могут оказать заметного влияния на социальную
инфраструктуру, условия жизни населения, его занятость и т.п.
3.9.
Эколого-экономическая оценка проектных решений:
расчет
полных общественных затрат на осуществление предлагаемых вариантов с учетом
выявленных социально-экологических последствий;
дополнительные
("частные") оценки, такие как хозрасчетные выгоды, объем
компенсационных выплат и затрат на ликвидацию или снижение отдельных
отрицательных последствий и т.п.;
ориентировочные
расчеты рентабельности объекта с учетом динамики цен на сырье, материалы,
продукцию, изменения источников поставок исходного сырья и комплектации.
3.10.
Анализ альтернативных вариантов осуществления хозяйственных решений и
формирование новых (при необходимости).
3.11.
Предложения по организации научных исследований, направленных на изучение
экологических последствий вновь выявленных неизученных и ненормируемых
воздействий.
3.12.
На стадии ТЭО (ТЭР) на строительство новых, реконструкцию, расширение,
техническое перевооружение действующих предприятий тяжелого машиностроения ОВОС
проводится в объеме, предусмотренном разделом 3 настоящей Инструкции.
3.13.
На стадии проекта (рабочего проекта) ОВОС в объеме раздела 3 настоящей Инструкции
проводится в тех случаях, когда на предыдущей стадии проектирования оценка
воздействия не выполнялась.
В
других случаях ОВОС заключается в детализации и уточнении отдельных показателей
уровней воздействия предприятий на окружающую среду и может ограничиваться
объемом, предусмотренным СНиП 1.02.01-85 или экспертными оценками, о чем должна
быть сделана соответствующая запись-обоснование.
4.1.
Основные выводы и предложения о вариантах хозяйственной деятельности,
базирующиеся на материалах ОВОС, излагаются в общей пояснительной записке ТЭО
или проекта.
4.2.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду излагаются в отдельной
брошюре и в следующей последовательности:
указывается
наименование организаций, участвовавших в проведении и подготовке ее
результатов;
в
краткой форме приводится обоснование принимаемого решения по созданию
предприятия (производства), даются ссылки на документы более ранних стадий, на
основании которых разрабатывались данные проектные решения;
описываются
существующее состояние окружающей среды и здоровья населения, а также
существующая социально-экономическая структура района размещения нового или
реконструируемого предприятия (производства);
приводятся
общие сведения об альтернативах создаваемого (реконструируемого и т.д.)
предприятия, включая источники, виды и характеристики его воздействия на
окружающую среду;
перечисляются
экологические ограничения, выявленные и учтенные при разработке проектных
решений;
излагаются
выявленные экологически значимые позиции различных групп населения
(общественности, профессиональных сообществ и т.д.) по поводу проектируемого
предприятия (производства);
описываются
изменения в окружающей среде и прогнозируемые последствия реализации данных
проектных решений в районе намечаемого размещения или расположения
реконструируемого предприятия (производства) при их нормальной эксплуатации и в
условиях аварийной ситуации;
приводится
перечень мероприятий по предотвращению или снижению отрицательного воздействия
создаваемого или реконструируемого предприятия (производства) на окружающую
среду, здоровье людей и социально-демографическую структуру района размещения
объекта*.
____________
*) Описание технических,
технологических, организационных и других мер и мероприятий по охране
окружающей среды в соответствии с результатами ОВОС, приводится в разделе ТЭО
или проекта строительства предприятия "Охрана окружающей среды".
4.3. К материалам ОВОС прилагаются:
документы
согласования проектных решений с органами системы Минздрава СССР и органами
государственного надзора, ответственными за соблюдение требований
природоохранительного законодательства Союза ССР;
заключение
ведомственной экспертизы ТЭО или проекта строительства предприятия;
материалы
обсуждения ОВОС по ТЭО или проекту строительства с общественностью района
размещения или эксплуатации предприятия (производства) с изложением основных
разногласий.
4.4.
Изложение результатов ОВОС завершается "Заявлением об экологических
последствиях", которое подписывается заказчиком и разработчиком
(генеральным проектировщиком) документации и включает:
титульный
лист;
цель
и необходимость реализации данных проектных решений;
описание
наиболее значимых воздействий на окружающую среду и экологических последствий
для условий жизни и здоровья населения в результате реализации выбранного
варианта, в том числе и в аварийных ситуациях;
количественные
оценки уровня потенциальной экологической опасности проектируемого предприятия
(производства, мощности);
перечень
основных мер и обязательств, гарантирующих создание, эксплуатацию и ликвидацию
данного объекта в соответствии с природоохранными нормами и правилами.
СОДЕРЖАНИЕ