ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
|
ИНСТРУКЦИЯ
О
ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ И СМЕТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЮ) ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
СН 213-73*
Утверждена
постановлением Госстроя СССР и Государственного
комитета Совета Министров СССР по науке и технике
от 31 октября 1973 г.
для введения в действие с 1 января 1974 г.
Москва
Стройиздат 1977
Инструкция
утверждена Госстроем СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по
науке и технике во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1973
г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство
(реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» для введения в действие с 1
января 1974 г. и издается взамен СН 213-62.
Документ
предназначен для инженерно-технических работников, проводящих экспертизу
проектов и смет на строительство, а также для проектных и строительно-монтажных
организаций.
В настоящем
издании Инструкции учтено изменение № 1, утвержденное постановлением Госстроя
СССР и ГКНТ от 31 декабря 1975 г. № 249/586, касающееся проведения экспертизы
проектов и смет на строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на
компенсационной основе.
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике
|
Строительные нормы и
правила
|
СН 213-73
|
Инструкция
о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство
(реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Настоящая инструкция утверждена во исполнение постановления Совета Министров
СССР от 4 мая 1973 г. № 291 «Об улучшении экспертизы проектов и смет на
строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» и устанавливает
порядок и сроки проведения экспертизы проектов и смет на строительство
(реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений.
1.2.
Экспертиза проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий
и сооружений является важным и действенным средством контроля за качеством
проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических
достижений и эффективностью капитальных вложений и должна проводиться на
высоком научно-техническом уровне с тем, чтобы строящиеся (реконструируемые) по
этим проектам предприятия, здания и сооружения ко времени ввода их в действие
были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности
труда, себестоимости производства и качеству продукции, отвечали по условиям
труда современным требованиям и обеспечивали выпуск новых видов продукции, а
также отвечали другим требованиям, предусмотренным постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390.
Утверждена
постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров
СССР по науке и технике от 31 октября 1973 г.
|
Срок введения -
1 января 1974 г.
|
1.3. Экспертиза
проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и
сооружений за границей при техническом содействии СССР производится в порядке,
утвержденном постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета
Министров СССР по внешним экономическим связям от 30 ноября 1970 г. №
154/А1-34/5437.
1.4. В
соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1973 г. № 291
технические (техно-рабочие) проекты и сводные сметы на строительство
(реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений до их утверждения подвергаются
государственной экспертизе в следующем порядке:
а) проекты и
сметы на строительство (реконструкцию) объектов, которое осуществляется за счет
централизованных финансовых средств, при сметной стоимости 4 млн. руб. и выше
подвергаются экспертизе министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в
их систему стройкам) и госстроями союзных республик (проекты и сметы,
подлежащие утверждению Советами Министров союзных республик);
подпукт а.
Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)
б) проекты и
сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений
подлежащие утверждению Советом Министров СССР, после экспертизы их в
министерстве, ведомстве СССР представляются министром, руководителем ведомства
на экспертизу в Госстрой СССР, а также в Государственный комитет Совета
Министров СССР по науке и технике [проекты и сметы на строительство (реконструкцию)
предприятий].
Государственный
комитет Совета Министров СССР по науке и технике осуществляет экспертизу
технологической части проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и
представляет свое заключение в Госстрой СССР.
Госстрой СССР
осуществляет экспертизу проектов и смет в целом с учетом заключения экспертизы
Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике по
технологической части проектов и представляет согласованное с ним заключение по
проекту в Совет Министров СССР и соответствующее министерство (ведомство).
Порядок
осуществления экспертизы технических (техно-рабочих) проектов и сводных смет на
строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений сметной
стоимостью до 3 млн. руб. устанавливается:
министерствами
и ведомствами СССР – по всем входящим в их систему стройкам;
советами
министров союзных республик – по стройкам республиканских министерств и
ведомств, а также по стройкам местного подчинения.
Порядок
осуществления экспертизы проектно-сметной документации на объекты
производственного и непроизводственного назначения, строительство которых
осуществляется за счет хозрасчетного дохода коллектива предприятия и кредитов
банка, устанавливается предприятиями (объединениями). Органы государственной
экспертизы проектов и смет могут привлекаться предприятиями (объединениями) для
выполнения соответствующих работ и оказания методологической помощи на взаимно
согласованных условиях с оплатой работ (услуг) за счет хозрасчетного дохода
предприятия (объединения).
Технические
(техно-рабочие) проекты на строительство водохозяйственных объектов и на
комплексное строительство объектов по орошению, осушению и освоению земель
подвергаются экспертизе в порядке, установленном п. 25 постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465.
Переутверждаемые
в установленном порядке технические (техно-рабочие) проекты, проектные задания
и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений
подвергаются экспертизе в порядке, действующем для вновь разрабатываемых
проектов и смет.
подпукт б.
Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)
1.5.
Государственную экспертизу проектов и смет на строительство предприятий и
объектов, сооружаемых в СССР на основе компенсационных соглашений и контрактов
с фирмами капиталистических стран, осуществляет Госстрой СССР независимо от
сметной стоимости строительства с учетом заключений Государственного комитета
Совета Министров СССР по науке и технике о соответствии закупаемых у
капиталистических стран технологических процессов, машин и оборудования
современным техническим требованиям и направляет свои заключения
соответствующим министерствам и ведомствам СССР.
2. ОБЪЕМ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ НА ЭКСПЕРТИЗУ
2.1.
Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и
сооружений, подлежащие утверждению Советом Министров СССР, проекты и сметы на
строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе
компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран,
типовые проекты и проекты на строительство объектов жилищно-гражданского назначения
представляются на экспертизу в полном комплекте, предусмотренном нормативными
документами о порядке разработки проектов и смет.
Для экспертизы
технологической части проектов на строительство (реконструкцию) предприятий,
подлежащих утверждению Советом Министров СССР, в Государственный комитет Совета
Министров СССР по науке и технике представляются общая пояснительная записка,
технологическая и технико-экономическая части проекта предприятию.
2.2.
Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и
сооружений, подлежащие утверждению министерствами и ведомствами СССР и Советами
Министров союзных республик, представляются на экспертизу в следующем объеме:
общая пояснительная записка, технико-экономическая часть, генеральный план и
транспорт, технологическая и строительная части, организация строительства,
сметная часть и паспорт проекта. Другие части проектов представляются в случае
необходимости по требованию органа, осуществляющего экспертизу.
п.2.2.
Измененная редакция (Пост. Госстроя от 31 октября 1973 № 200/510)
2.3.
Проекты и сметы, подлежащие переутверждению, представляются на экспертизу в
следующем объеме: пояснительная записка к пересмотренному проекту с
обоснованием внесенных в ранее утвержденный проект изменений и дополнений,
чертежи на измененную и дополненную части проекта, технико-экономическая часть
и смета переутверждаемого проекта, а также справка о состоянии строительства
объекта.
Перечень
представляемых на экспертизу материалов ранее утвержденных проектов и смет
устанавливается в каждом отдельном случае органом, осуществляющим экспертизу.
2.4.
Для выборочного контроля за качеством проектов и смет представляется
следующая документация: общая пояснительная записка, паспорт проекта, части
проекта, намеченные для проверки, документ об утверждении проекта, экспертное
заключение и справка о состоянии строительства объекта.
2.5.
Проекты и сметы представляются на экспертизу в объемах, указанных в пп. 2.1-2.4
настоящей Инструкции, в двух экземплярах.
3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ
ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ
3.1.
При экспертизе проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий,
зданий и сооружений проверяется:
а)
соответствие проектов и смет планам развития народного хозяйства, задачам
научно-технического прогресса, а также схемам развития и размещения
соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности, схемам развития
и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам,
утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектирования и
строительства объектов. основным техническим направлениям в проектировании
предприятий соответствующей отрасли; наличие данных о согласовании ТЭО (ТЭР) на
строительство предприятий, зданий и сооружений с соответствующим Советом
Министров союзной республики (без областного деления), автономной республики,
исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов;
подпукт а.
Измененная редакция (Пост. Госстроя от 25 августа 1987 № 188/313)
б)
экономическая целесообразность строительства нового предприятия, здания и
сооружения в сопоставлении с экономической целесообразностью реконструкции,
расширения или увеличения мощности действующих предприятий, зданий и
сооружений;
в) прогрессивность
технико-экономических показателей запроектированных предприятий, зданий и
сооружений по сравнению с показателями лучших отечественных и зарубежных
предприятий, зданий и сооружений, а также с утвержденными
технико-экономическими показателями для предприятий, зданий и сооружений
соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности;
г)
правильность выбора и соответствие схеме (проекту) районной планировки района и
площадки для строительства предприятия, здания и сооружения или размещения
предприятия в составе группы предприятий с общими объектами (промышленного
узла); обеспечение наиболее эффективного кооперирования строительства общих для
промышленных узлов объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных
сооружений и коммуникаций; создание единой системы бытового и других видов
обслуживания работающих, а при соответствующих условиях кооперирования и
основных производств, а также выбор наиболее рациональных
архитектурно-планировочных и градостроительных решений при включении предприятия
в состав промышленного узла;
д) обеспечение
рационального использования природных ресурсов (земель, вод, лесов, недр и
других природных богатств), соблюдение правил и норм по рекультивации земель;
наличие мероприятий по охране природы, исключающих загрязнение атмосферы,
водоемов и почвы вредными выбросами и стоками, вредные воздействия радиационных
и электромагнитных излучений и т.п.;
е)
соответствие технологических процессов, основного и вспомогательного
оборудования новейшим достижениям науки и научной организации труда, решений
технологической части проекта – нормам технологического проектирования;
обоснованность принятого уровня автоматизации и комплексной механизации
производственных и вспомогательных процессов, а также уровня стандартизации и
унификации выпускаемой продукции; степень использования попутной продукции и
отходов производств;
ж)
правильность выбора источников и способов снабжения предприятий сырьем,
топливом, энергией, полуфабрикатами, комплектующими узлами и деталями;
обеспечение трудовыми ресурсами;
з) наличие
решений, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий труда,
отвечающих современным требованиям и способствующих достижению высоких
показателей по производительности труда;
и)
правильность определения численности рабочих, инженерно-технического и
административно-управленческого персонала, предусмотренных для основного и
вспомогательного производств;
к)
эффективность принятых систем планирования и управления предприятием,
сооружением;
л) обеспечение
безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение в
проектах норм и правил взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности;
м) соблюдение
норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим
условиям труда;
н)
правильность решений генерального плана предприятия, комплекса или отдельных
зданий и сооружений, их оптимальность и соответствие генеральному плану города,
проекту детальной планировки и проекту застройки района строительства
(поселка); наличие взаимной увязки размещения промышленного и
жилищно-гражданского строительства и удобного транспортного сообщения
трудящихся от места жительства к месту работы;
о)
соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии
производства продукции и современному уровню строительной техники и
индустриализации строительства; качество архитектурно-художественных решений
зданий и сооружений;
п) соблюдение
требований строительных норм и правил, государственных стандартов, технических
условий, а также технических правил по экономному расходованию основных
строительных материалов;
р) степень
использования при разработке проектов на строительство предприятий, зданий и
сооружений типовых проектов и повторно применяемых экономичных индивидуальных
проектов, а также типовых блок-секций, типовых и унифицированных строительных
конструкций и деталей;
с)
оптимальность принятых решений по энерго-, водо-, газо-, паро- и
теплоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и использованию вторичных
энергоресурсов;
т)
правильность определения численности населения, связанного со строительством
(реконструкцией) и эксплуатацией предприятия, здания и сооружения; обеспечения
этого населения жилой площадью, культурно-бытовым и другим обслуживанием;
у)
соответствие архитектурных и конструктивных решений и эксплуатационных качеств
объектов жилищно-гражданского строительства современным требованиям и задачам
создания необходимых условий для удобства проживания, а также
культурно-бытового и других видов обслуживания населения;
ф)
целесообразность принятой номенклатуры и выбора типов жилых домов, блок-секций
и типов гражданских зданий;
х)
обоснованность очередности строительства и пусковых комплексов предприятия,
здания и сооружения;
ц) соблюдение
норм продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений и норм
продолжительности освоения проектных мощностей, вводимых в действие
предприятий;
ч)
прогрессивность принятых методов организации и механизации строительства и
эффективность мероприятий по снижению трудоемкости возведения зданий и
сооружений; оптимальность транспортных схем по доставке строительных материалов
и конструкций и обеспеченность строительства производственной базой и
подсобными предприятиями;
ш)
правильность определения сметной стоимости строительства (реконструкции)
предприятий, зданий и сооружений, структуры капитальных вложений, а также
подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью
законченные объекты или этапы работ;
щ)
целесообразность проведения и обоснованность сроков выполнения предусмотренных
в проектах научно-исследовательских и экспериментальных работ;
э)
соответствие проектов на строительство уникальных зданий и сооружений
требованиям специальных строительных технических условий, разработанных и
утвержденных для упомянутых объектов строительства.
подпункт э.
Измененная редакция (Пост. Госстроя от 23 января 1986 № 4/13)
3.2.
Для экспертизы проекта и сметы на строительство (реконструкцию) предприятия,
здания и сооружения составляется план ее проведения, в котором с учетом
настоящей Инструкции, а также специфики и особенности запроектированного
объекта определяется круг вопросов, подлежащих проверке, устанавливаются
конкретные исполнители и сроки проведения экспертизы.
4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
4.1. Сроки
проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию)
предприятий, зданий и сооружений с момента их представления на экспертизу не
должны превышать:
а) по
проектам, утверждаемым министерствами и ведомствами СССР и советами министров
союзных республик – 30 дней.
В отдельных
случаях, по особо крупным и сложным проектам, руководители министерств и
ведомств СССР или советов министров союзных республик могут увеличить срок
проведения экспертизы, но не более чем на 15 дней;
б) по проектам
на строительство предприятий (объектов), сооружаемых на базе комплектного
импортного оборудования или по иностранным лицензиям, и по проектам на
строительство предприятий и объектов, сооружаемых в СССР на основе
компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран, - 30
дней;
в) по
проектам, утверждаемым в порядке, установленном министерствами и ведомствами
СССР и советами министров союзных республик, - 25 дней.
4.2.
Срок рассмотрения проектов и смет в порядке выборочного контроля устанавливается
в каждом отдельном случае руководителем органа, осуществляющего проверку, но не
должен превышать 45 дней.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ И СМЕТ
5.1. В
результате экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий,
зданий и сооружений составляется заключение по проекту в целом.
5.2.
Заключение экспертизы по проекту и смете на строительство (реконструкцию)
предприятия, здания и сооружения должно содержать:
а) краткую
характеристику проекта предприятия, здания и сооружения, описание основных
проектных решений и таблицу технико-экономических показателей;
б) замечания и
предложения по проектным решениям, технико-экономическим показателям и сметам,
обоснование рекомендуемых изменений проектных решений, показателей и сметной
стоимости строительства, а также ожидаемый эффект от их реализации;
в) общие
выводы с оценкой качества проекта (включая сметную документацию), позволяющие
рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для
доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного контроля позволяющие
одобрить проект или установить необходимость его переутверждения;
г)
рекомендации по внесению исправлений и дополнений в проект при последующем
проектировании.
5.3.
При оценке качества проектов на строительство (реконструкцию) предприятий,
зданий и сооружений должно производиться сопоставление проектных решений и
технико-экономических показателей данного проекта с лучшими решениями и
показателями, достигнутыми в практике отечественного и зарубежного
строительства соответствующих объектов.
5.4.
Заключение экспертизы по проекту и смете подписывается руководителем
подразделения и работником, возглавлявшим проведение экспертизы данного
проекта.
5.5.
Заключение экспертизы направляется органом, осуществившим экспертизу,
инстанции, утверждающей проект, организациям, разработавшим и представившим
проект и смету на экспертизу, а также в их вышестоящие организации.
5.6.
Заключение по проекту и смете, рассмотренным в порядке выборочного контроля,
направляется органом, осуществившим экспертизу, в инстанцию и органы, указанные
в п. 5.5 настоящей Инструкции, и в
необходимых случаях банку, финансирующему строительство.
СОДЕРЖАНИЕ