ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
УСТАНОВКИ
СИЛОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
ПАССАЖИРСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА,
СОЗДАВАЕМОГО НА МЕСТНОСТИ,
И МЕТОД ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГОСТ 26820-86
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УСТАНОВКИ
СИЛОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ
Допустимые уровни шума,
создаваемого на местности, и метод их определения
Auxiliary power plants of
passenger and transport aeroplanes. Acceptable noise levels made at the
country and method of their determination
|
ГОСТ
26820-86
|
Постановлением Государственного комитета СССР по
стандартам от 13 февраля 1986 г. № 332 срок действия установлен
с 01.01.87
до 01.01.97
Несоблюдение стандарта
преследуется по закону
Настоящий стандарт
распространяется на вспомогательные силовые установки (ВСУ) дозвуковых и
сверхзвуковых пассажирских и транспортных самолетов, для которых заявка на
сертификат летной годности прототипа подана после 6 октября 1977 г.
Стандарт устанавливает
допустимые уровни шума, создаваемого ВСУ на местности в контрольных точках во
время нормальной эксплуатации в наземных условиях, метод их определения,
способы обработки и оформления полученных результатов
Стандарт соответствует
инструктивным указаниям ИКАО по шуму ВСУ (Международные стандарты и
рекомендуемая практика «Охрана окружающей среды», Дополнение Д к Приложению 16
к конвенции о международной гражданской авиации, том I «Авиационный шум»,
первое издание, Монреаль, 1981 г.).
1.1. Для ВСУ как источника
звука устанавливаются следующие шумовые характеристики:
LА - уровень звука в контрольных точках, дБ А;
Li - уровень звукового давления в третьоктавных полосах частот в контрольных
точках, дБ.
1.2. Уровень звука,
создаваемого ВСУ в контрольных точках, подлежит нормированию путем сравнения с
установленными предельными значениями - максимально допустимыми уровнями звука
в контрольных точках.
1.3. Уровень звукового
давления в третьоктавных полосах частот, создаваемого ВСУ в контрольных точках,
не нормируется и требуется для определения уровня звука в контрольных точках.
1.4. Уровни шума ВСУ,
определенные при сертификационных испытаниях на одном самолете, являются его
технической характеристикой и распространяются на все самолеты данного типа,
имеющие неизменный тип ВСУ и его компоновку на самолете.
1.5. Допускается
использовать контуры равного уровня звука, создаваемого ВСУ вокруг самолета на
местности. Контуры равного уровня звука не нормируются. Определение контуров
равного уровня звука ВСУ приведено в справочном приложении.
1.6. Устанавливаются
следующие контрольные точки:
фиксированные точки
обслуживания при подготовке к полету (багажные люки, двери и точки заправки
горючим);
точки, расположенные на
периметре прямоугольника, описанного возле самолета так, как показано на
чертеже.
1.7. Число точек
обслуживания и их расположение определяют в соответствии с руководством по
летной эксплуатации самолетов гражданской авиации, утвержденным в установленном
порядке.
1.8. Контрольные точки на
периметре прямоугольника располагают в вершинах прямоугольника и па его
сторонах с интервалом 5 м. Применительно к самолетам, длина фюзеляжа которых
превышает 30 м, этот интервал принимается равным 10 м. Разметку точек в
пределах длины фюзеляжа самолета осуществляют от хвостовой части к носовой. В
тех случаях, когда длина фюзеляжа самолета не кратна интервалу разбиения,
допускается, чтобы последний интервал в пределах длины фюзеляжа имел 2- 7 м
(при интервале 5 м) или до 12 м (три интервале 10 м).
1.9. Допустимые уровни
звука, создаваемого ВСУ в контрольных точках, не должны превышать норм,
указанных в табл.
1.
Таблица 1
Контрольные
точки
|
Допустимый уровень звука, дБ А, не более, для ВСУ самолета,
заявка на сертификацию которого подана
|
до 01.01.87
|
после 01.01.87
|
Точки обслуживания
|
85
|
82
|
Точки на периметре прямоугольника
|
90
|
87
|
1.10.
Разрешается превышать максимально допустимые уровни звука в отдельных
контрольных точках при условии компенсации этого превышения; значение
превышения не более 3 дБ А в каждой из точек, где оно существует.
При этом для фиксированных
точек обслуживания разрешается превышать максимально допустимый уровень звука
только в разрешенном числе контрольных точек из общего числа точек
обслуживания, причем суммарное превышение в разрешенном числе точек не должно
превышать значений, указанных в табл. 2.
Таблица 2
1.11.
Любые превышения допустимых уровней звука следует компенсировать снижением
уровней звука в других контрольных точках так, чтобы выполнялись следующие
условия компенсации:
для фиксированных точек
обслуживания:
, (1)
где laj - уровни звука, создаваемого
ВСУ в фиксированных точках обслуживания, дБ А;
для точек на периметре
прямоугольника:
, (2)
где laj - уровни звука,
создаваемого ВСУ в точках на периметре прямоугольника, дБ А.
2.1. Условия проведения измерений шума
2.1.1. Технический метод
определения шумовых характеристик ВСУ устанавливают по результатам измерения
шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей поверхностью. Точки
измерения шума - контрольные точки.
2.1.2. Поверхность земли
между точками измерений и самолетом должна иметь твердое покрытие типа
асфальтового пли бетонного. Между самолетом и точками измерений не должно быть
никаких препятствий и посторонних отражающих поверхностей, искажающих звуковое
поле от работающей ВСУ. Поверхность, окружающая самолет, должна быть в
достаточной степени плоской и ровной в прямоугольной зоне шириной не менее 60
м, окружающей контрольный прямоугольник.
2.1.3. Измерение шума ВСУ в
каждой контрольной точке выполняют на основных эксплуатационных режимах работы
ВСУ на земле, в том числе на режиме максимальной нагрузки при отборе воздуха и
электроэнергии.
2.1.4. Измерения шума
следует проводить при следующих атмосферных условиях (по данным
метеорологической службы аэродрома):
отсутствие осадков;
температура окружающего
воздуха от 2 до 35 °С;
относительная влажность
окружающего воздуха от 30 до 90%;
скорость ветра не более 5
м/с на высоте 10 м от поверхности земли;
атмосферное давление от 80
до 110 кПа (от 600 до 825 мм рт. ст.).
2.2. Контрольно-измерительная аппаратура
2.2.1. Для приема,
регистрации и анализа шума в каждой контрольной точке используют акустическую
аппаратуру, состоящую из акустического регистрирующего тракта и тракта
обработки магнитной записи.
Требования к акустической
аппаратуре - по ГОСТ 17229-85.
2.2.2.
Акустический регистрирующий тракт включает микрофон с подставкой, усилитель,
магнитный регистратор и ветрозащитный экран.
2.2.3. Допускается применять
как многоточечный комплект электроакустической аппаратуры, включающий несколько
микрофонов, размещаемых в нескольких точках измерений, так и комплект,
включающий один микрофон, который последовательно перемещают из точки в точку
после окончания измерений в каждой из них.
2.2.4. Акустическую
аппаратуру следует укомплектовывать акустическим калибратором для проведения
калибровки регистрирующего тракта.
2.2.5.
В состав тракта обработки магнитной записи входит третьоктавный анализатор
спектра с системой интегрирования по времени, обеспечивающий получение уровней
звукового давления, усредненных за отрезок времени не менее 8 с.
2.2.6. Для измерения
параметров атмосферы применяют приборы: термометр, гигрометр, флюгер или
ветровой конус с румбовой шкалой, воздушный анемометр, барометр или барограф.
Требования к аппаратуре
измерения параметров атмосферы - по ГОСТ 17229-85.
2.2.7. Для регистрации
эксплуатационных данных ВСУ при проведении каждого измерения используют
бортовую самолетную аппаратуру.
2.3. Методика проведения
измерений
2.3.1. Измерения шума
проводят при помощи акустической аппаратуры, указанной в п. 2.2.2.
2.3.2. Непосредственно до
начала и после завершения измерений проводят акустическую калибровку
регистрирующего тракта с использованием акустического калибратора с целью
проверки чувствительности тракта и получения уровня отсчета для анализа данных.
Дополнительно следует проводить калибровку тракта при установке в магнитный
регистратор каждой новой кассеты магнитной пленки.
2.3.3. Микрофоны располагают
в контрольных точках и ориентируют таким образом, чтобы мембрана микрофона была
направлена вертикально вверх. В контрольных точках на периметре прямоугольника
высота установки микрофона должна быть (1,6±0,1) м. В контрольных точках около
грузовых люков и дверей самолета измерения следует проводить в плоскости
внешней обшивки фюзеляжа в центре проема открытых люков и дверей.
2.3.4. При скорости ветра
более 3 м/с на микрофон следует надеть ветрозащитный экран.
2.3.5. Процедура измерения
шума заключается в записи шума на магнитный регистратор с целью последующей
обработки полученных данных. Продолжительность записи шума в каждой контрольной
точке должна составлять не менее 8 с.
2.3.6. Перед началом
испытаний и в конце их в каждой контрольной точке следует записывать фоновый
шум, включая как акустический фон при неработающей ВСУ, так и электрический фон
измерительного тракта.
2.3.7. Запись шума
работающей ВСУ проводят один раз в каждой контрольной точке.
2.3.8. Данные по шуму ВСУ в
какой-либо контрольной точке считают приемлемыми только тогда, когда уровень
звука фонового шума не менее чем на 10 дБ А ниже уровня звука,
создаваемого работающей ВСУ в той же контрольной точке.
2.3.9. Перед началом
испытаний и в конце их следует регистрировать атмосферные условия.
2.4. Обработка данных измерений
2.4.1. После проведения
измерений шума проводится обработка полученных магнитных записей в диапазоне
частот 45-11200 Гц при помощи указанной в п. 2.2.5 анализирующей
аппаратуры. В процессе обработки магнитных записей шума определяют усредненные
уровни звукового давления в каждой из двадцати третьоктавных полос с
центральными частотами от 50 до 10000 Гц. Время усреднения - не менее 8 с.
Степень округления полученных уровней звукового давления - 0,5 дБ.
2.4.2. В полученные
третьоктавные уровни звукового давления вносят все необходимые поправки,
учитывающие систематическую погрешность измерительной аппаратуры, влияние
ветрозащитного экрана и т.п. Если вносимые поправки лежат в пределах ± 0,5 дБ,
то разрешается их не учитывать.
2.4.3. В полученные
третьоктавные уровни звукового давления, создаваемого ВСУ в каждой контрольной
точке, вносят поправки на полученные третьоктавные уровни звукового давления
для фонового шума в той же контрольной точке согласно следующим правилам.
Если разность между
третьоктавным уровнем звукового давления, создаваемого ВСУ, и уровнем звукового
давления для фонового шума в той же третьоктавной полосе частот DLAj меньше 5 дБ, то уровень
звукового давления, создаваемого ВСУ в этой третьоктавной полосе, принимают
равным измеренному уровню звукового давления шума в той же третьоктавной
полосе.
Если DLAj равна или больше 5 дБ, то
из третьоктавного уровня звукового давления, создаваемого ВСУ, вычитают
поправку, указанную в табл. 3.
Таблица 3
дБ
|
DLAj
|
Поправка
|
От 5,0
до 6,0 включ.
|
1,5
|
» 6,5 »
7,5 »
|
1,0
|
» 8,0 »
10,0 »
|
0,5
|
Св.
10,0
|
0
|
2.4.4. После внесения в
данные по шуму ВСУ всех поправок получают скорректированные усредненные уровни
звукового давления в двадцати четырех третьоктавных полосах частот от 50
до 10000 Гц, которые используют для вычисления уровня звука, создаваемого
ВСУ в каждой контрольной точке, на каждом режиме испытаний по формуле
, (3)
где Ki - значение относительной
частотной характеристики А шумомера на i-й частоте, взятой по ГОСТ
17187-81. Степень округления полученных уровней звука - 0,5 дБ А.
2.4.5. После внесения в
данные по фоновому шуму поправок получают скорректированные усредненные уровни
звукового давления в двадцати четырех третьоктавных полосах частот от 50 до
10000 Гц, которые используют для вычисления уровня звука фонового шума в каждой
контрольной точке в соответствии с формулой (3).
2.5. Оформление результатов
2.5.1. Результаты измерений
оформляются в виде отчета, в котором должна быть представлена информация:
о самолете и ВСУ:
место, дата и время
проведения измерений;
тип, модель, серийный номер
и заводской номер самолета, вспомогательного газотурбинного двигателя (ВГТД) и
оборудования, связанного с работой ВСУ;
любые модификации или
нестандартное оборудование, которые могут повлиять на характеристики шума ВСУ;
схематическое изображение
самолета, на котором отмечены: ВГТД и связанные с ВГТД бортовые системы
самолета, воздухозаборные и выхлопные отверстия ВСУ, входные и выходные
отверстия связанных с ВГТД бортовых систем самолета, направление выхлопных
газов по отношению к самолету, все контрольные точки;
об атмосферных условиях:
температура и относительная
влажность окружающего воздуха;
скорость и направление ветра
относительно осевой линии самолета (прямое направление 0°);
атмосферное давление;
о контрольно-измерительной
аппаратуре:
перечень акустической
аппаратуры;
перечень приборов,
использованных для определения метеорологических данных;
перечень бортовой
аппаратуры, использованной для определения эксплуатационных параметров ВСУ;
об эксплуатационных
параметрах ВСУ при каждом измерении:
режим работы ВГТД;
частота вращения валов ВГТД;
температура выхлопных газов
ВГТД в месте, указанном в руководстве по летной эксплуатации самолетов
гражданской авиации, утвержденном в установленном порядке;
режим работы системы
кондиционирования воздуха с указанием расхода воздуха по указателю расхода;
число работающих установок
кондиционирования воздуха;
другие потребители воздуха и
режимы их работы;
мощность на валу отбираемой
от ВГТД механической энергии и (или) электрическая мощность;
об уровнях шума:
третьоктавные уровни
звукового давления для фонового шума и для шума ВСУ на всех режимах работы для
каждой контрольной точки в табличной форме;
уровни звука для фонового
шума и для шума ВСУ на всех режимах работы в сопоставлении с максимально
допустимыми уровнями для всех контрольных точек в виде одной сводной таблицы;
значения имеющихся
превышений в сопоставлении с требованиями пп. 1.10 и 1.11 для
тех контрольных точек, где имеется превышение максимально допустимых уровней
звука.
2.5.2. Выводы и заключение
отчета должны содержать:
подтверждение соответствия
испытуемого экземпляра ВСУ и самолета типу ВСУ и типу самолета;
подтверждение того, что в
процессе испытаний и при обработке материалов измерений учтены требования
настоящего стандарта;
оценку соответствия шумовых
характеристик типа ВСУ на самолете конкретного типа требованиям настоящего
стандарта.
Справочное
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТУРОВ РАВНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ВСУ
1. Для получения контуров равного
уровня звука в границах площади контрольного прямоугольника проводят измерения
в узлах прямоугольной координатной сетки.
2. Разметку координатной
сетки осуществляют в соответствии с чертежом так, что ее узлами на сторонах
контрольного прямоугольника являются контрольные точки на периметре
прямоугольника.
3. Контуры равного уровня
звука получают путем линейной интерполяции результатов измерений в узлах
координатной сетки.
СОДЕРЖАНИЕ