Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841
Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре
России
Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.
Касьянов
Положение
о Федеральном горном и промышленном надзоре России
(утв.
постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841)
1. Федеральный
горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее
нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные
функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей
компетенции в области использования и охраны недр.
Федеральный
горный и промышленный надзор России является специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
2. Федеральный
горный и промышленный надзор России руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
3. Федеральный
горный и промышленный надзор России осуществляет свою деятельность как
непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями и общественными объединениями.
4. Основными
задачами Федерального горного и промышленного надзора России являются:
1) организация
и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности
и федерального надзора за выполнением организациями при проектировании,
строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных
объектов требований промышленной безопасности, содержащихся в федеральных
законах и иных нормативных правовых актах, а также в соответствующих
нормативных технических документах;
2) организация
и осуществление государственного надзора за безопасным ведением работ,
связанных с пользованием недрами (далее именуется - государственный горный
надзор), в том числе при геологическом изучении недр, в целях обеспечения
соблюдения всеми пользователями недр предусмотренных законодательством
Российской Федерации требований по безопасному ведению горных работ,
предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую
природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр; осуществление в
пределах своей компетенции государственного контроля за рациональным
использованием и охраной недр (за соблюдением норм и правил при составлении и
реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию
недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых);
3) координация
деятельности по применению технических устройств на опасных производственных
объектах, а также осуществление контроля за этой деятельностью;
4) организация
и осуществление государственного надзора за соблюдением требований безопасности
при транспортировании опасных веществ поднадзорными организациями;
5) организация
и осуществление нормативного регулирования и государственного надзора в области
безопасности производства, распространения и применения взрывчатых материалов
промышленного назначения в поднадзорных организациях;
6) организация
и осуществление государственного пожарного надзора на подземных объектах и при
ведении взрывных работ в поднадзорных организациях;
7)
осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений по поднадзорным организациям, объектам и работам;
8) осуществление
в пределах своей компетенции государственного регулирования технической
безопасности на опасных производственных объектах при использовании атомной
энергии;
9) координация
разработки и осуществления мер по предупреждению аварий и производственного травматизма
на опасных производственных объектах, а также по обеспечению сохранности
взрывчатых материалов промышленного назначения.
5. Федеральный
горный и промышленный надзор России в соответствии с возложенными на него
задачами выполняет следующие функции:
1) участвует в
пределах своей компетенции в разработке проектов законодательных и иных
нормативных правовых актов, а также в подготовке предложений по
совершенствованию законодательства Российской Федерации;
2)
осуществляет в установленном порядке федеральный надзор в области промышленной
безопасности, государственный горный надзор, в том числе при геологическом
изучении недр, а также государственный контроль за соблюдением норм и правил
при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных
ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых;
3)
разрабатывает в установленном порядке федеральные целевые программы в области
промышленной безопасности и организует их выполнение;
4) участвует в
пределах своей компетенции в разработке и согласовании приоритетных направлений
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских
работ в области промышленной безопасности, использования и охраны недр;
5)
осуществляет анализ достаточности принимаемых поднадзорными организациями мер
по предупреждению аварий, инцидентов и производственного травматизма на опасных
производственных объектах, а также контроль за их выполнением;
6)
устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов
и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляет
техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев
производственного травматизма и утраты взрывчатых материалов промышленного
назначения в поднадзорных организациях, а также анализ и разработку мер по их
предупреждению;
7)
осуществляет руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы
контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами в составе единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8)
осуществляет в установленном порядке ведение государственного реестра опасных
производственных объектов;
9)
разрабатывает предложения по совершенствованию государственной статистической
отчетности в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции, обеспечивает в
установленном порядке обобщение и представление государственной статистической
отчетности;
10)
разрабатывает и утверждает нормативные правовые, нормативно- технические и
методические документы в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции;
11) формирует
и представляет в специально уполномоченный государственный орган,
осуществляющий управление использованием и охраной водного фонда, материалы по
поднадзорным гидротехническим сооружениям для ведения соответствующего раздела
Российского регистра гидротехнических сооружений, устанавливает порядок
мониторинга состояния этих сооружений;
12)
обеспечивает контроль за соблюдением поднадзорными организациями порядка ввоза
в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории
Российской Федерации взрывчатых материалов промышленного назначения;
13) участвует
в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении
террористической деятельности;
14)
осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль и надзор за
трансграничными перевозками опасных отходов, проводит регулярные и выборочные
инспекции мест размещения опасных отходов, объектов по их использованию и
соответствующих грузов;
15)
обеспечивает проверку выполнения поднадзорными организациями установленных
правил осуществления производственного контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
16) организует
и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации
лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности, а также
контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
17) выдает в
установленном порядке разрешения на применение конкретного вида (типа) технических
устройств на опасных производственных объектах, ведет регистрацию этих
устройств и осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий их
применения;
18) выдает
поднадзорным организациям разрешения на применение взрывчатых материалов
промышленного назначения и проведение работ с указанными материалами;
19)
обеспечивает в пределах своей компетенции государственный надзор и контроль за
безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений при их проектировании,
строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции,
восстановлении, консервации и ликвидации, а также организацию выполнения
мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических
сооружениях;
20) утверждает
в установленном порядке декларации безопасности поднадзорных гидротехнических
сооружений, организует проведение государственной экспертизы деклараций
безопасности этих сооружений;
21)
разрабатывает и утверждает совместно с федеральным органом исполнительной
власти по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации в установленном
порядке перечень подлежащих сертификации технических устройств, применяемых на
опасных производственных объектах, и правила проведения указанной сертификации;
22) проводит
аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию технических устройств,
применяемых на опасных производственных объектах;
23) определяет
порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств,
оборудования и сооружений, используемых на опасных производственных объектах;
24) определяет
в предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной
безопасности случаях обязательность разработки деклараций промышленной
безопасности опасных производственных объектов, перечень сведений, содержащихся
в декларации и информационном листе (приложение к декларации),
и порядок их
оформления, а также порядок осуществления экспертизы декларации и требования к
оформлению заключения экспертизы, контролирует соблюдение установленного
порядка представления декларации;
25)
устанавливает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и
требования к оформлению заключения указанной экспертизы;
26)
устанавливает и контролирует порядок подготовки и аттестации руководителей,
специалистов и рабочих поднадзорных организаций по вопросам промышленной
безопасности;
27) назначает
своих представителей для участия в приемке в эксплуатацию опасных
производственных объектов в поднадзорных организациях, участвует в работе
комиссий по проведению испытаний в производственных условиях взрывчатых
материалов промышленного назначения, а также технических устройств и
оборудования, применяемых на опасных производственных объектах;
28)
согласовывает нормативные правовые акты и нормативно- технические документы по
вопросам промышленной безопасности, принимаемые федеральными органами
исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или
другими нормативными правовыми актами предоставлено право осуществлять
отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные
разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной
безопасности;
29)
осуществляет надзор за отнесением производств к соответствующим категориям
опасных производственных объектов, в том числе по признакам взрыво- и
пожароопасности, за переводом производств из одной категории в другую и за
соответствием применяемого на опасных производственных объектах оборудования
определенной категории и группе взрывоопасных смесей и классу взрывоопасных
зон, а также определяет категории шахт (рудников) по установленным признакам
опасности;
30)
осуществляет надзор за готовностью поднадзорных организаций, горноспасательных,
газоспасательных и противофонтанных служб и формирований к локализации и
ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах, согласовывает
нормативы создания, показатели готовности, а также табель оснащения
горноспасательных служб и формирований;
31)
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований
(норм, правил) по безопасному ведению работ и охране недр при реализации соглашений
о разделе продукции;
32) определяет
в пределах своей компетенции технические требования, подлежащие выполнению
пользователями недр при ликвидации и консервации опасных производственных
объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, а также порядок ликвидации и консервации указанных
объектов и сооружений;
33) в пределах
своей компетенции согласовывает условия лицензий на пользование недрами,
технические проекты на пользование участками недр и осуществляет в
установленном порядке контроль за их соблюдением, а также согласовывает порядок
уточнения границ горных отводов для разработки месторождений полезных
ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых;
34) участвует
в отборе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для
размещения в них объектов промышленного и иного назначения;
35) совместно
с федеральным органом управления государственным фондом недр выдает в установленном
порядке разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых и
размещение в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
36) в
установленном порядке согласовывает ежегодные планы горных работ и контролирует
их выполнение, а также контролирует соблюдение установленных нормативов потерь
полезных ископаемых при их добыче и переработке;
37)
согласовывает порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный
баланс и порядок списания их с государственного баланса;
38)
согласовывает планы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов на море, речных акваториях и во внутренних водоемах;
39)
устанавливает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и
требования к оформлению заключения экспертизы;
40)
обеспечивает создание и функционирование государственной автоматизированной
информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности;
41)
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением правил обращения
с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения;
42)
информирует общественность о своей деятельности в области промышленной
безопасности и по другим вопросам, отнесенным к его компетенции;
43)
осуществляет международное сотрудничество в области промышленной безопасности и
по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, заключает в установленном
порядке международные договоры и выполняет международные обязательства
Российской Федерации;
44) организует
и обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров
центрального аппарата и территориальных органов Федерального горного и
промышленного надзора России, а также находящихся в его ведении организаций;
45)
разрабатывает и ежегодно представляет в установленном порядке при разработке
проекта федерального бюджета предложения о финансировании деятельности
Федерального горного и промышленного надзора России;
46)
осуществляет учет, хранение, использование и передачу в установленном порядке
документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации;
47)
обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и сведений
конфиденциального характера, осуществляет спецсвязь, а также мероприятия по
организации мобилизационной подготовки и гражданской обороне;
48) осуществляет
руководство своими территориальными органами и находящимися в его ведении
организациями, обеспечивает в установленном порядке методическое руководство
ведением бухгалтерского учета, проведение проверок и ревизий, осуществляет
контроль за финансово-хозяйственной и иной деятельностью территориальных
органов и находящихся в его ведении организаций;
49)
разрабатывает и утверждает в установленном порядке образцы и порядок ношения
форменной одежды, знаков различия для работников центрального аппарата Федерального
горного и промышленного надзора России и его территориальных органов.
6. Федеральный
горный и промышленный надзор России в пределах своей компетенции имеет право:
1)
осуществлять государственный надзор и контроль по вопросам, отнесенным к его ведению.
В этих целях должностные лица Федерального горного и промышленного надзора
России имеют право беспрепятственно посещать поднадзорные организации и объекты
(в том числе в установленном порядке режимные) независимо от ведомственной
принадлежности и формы собственности;
2) запрашивать
у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции;
3) издавать в
установленном порядке нормативные правовые акты, нормативно-технические и
методические документы, обязательные для исполнения юридическими и физическими
лицами на территории Российской Федерации, техническую,
информационно-справочную и другую литературу по вопросам, отнесенным к его
компетенции;
4)
рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях
и налагать административные взыскания;
5) направлять
материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области
промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о недрах в
правоохранительные органы и суды;
6) давать в
пределах своих полномочий указания о необходимости осуществления экспертизы
промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции назначать
проведение экспертизы в области использования и охраны недр и привлекать в
установленном порядке специалистов для проведения этих экспертиз;
7) в
установленном порядке принимать меры по устранению нарушений правил, норм и
стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и переработке
полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых, по охране недр, безопасному ведению работ при
геологическом изучении недр, а также выдавать предписания об устранении
нарушений требований промышленной безопасности и о приостановке работ,
ведущихся с нарушением указанных требований, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
8) создавать,
реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные
органы и находящиеся в его ведении организации, готовить предложения о
создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке находящихся в его
ведении государственных унитарных предприятий.
7. Федеральный
горный и промышленный надзор России возглавляет начальник, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Начальник
имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Правительством Российской Федерации.
Количество
заместителей начальника устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Начальник
Федерального горного и промышленного надзора России:
1)
осуществляет общее руководство деятельностью Федерального горного и
промышленного надзора России на основе единоначалия и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на этот орган задач и осуществление
им своих функций;
2)
распределяет обязанности между своими заместителями;
3) утверждает
структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального горного и
промышленного надзора России, численность и фонд оплаты труда работников его
территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской
Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников, а также смету
расходов на их содержание в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на
соответствующий год ассигнований на государственное управление;
4) в
установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности
работников центрального аппарата Федерального горного и промышленного надзора
России и руководителей его территориальных органов, определяет их должностные
обязанности, применяет к ним меры дисциплинарного воздействия;
5) в
установленном порядке утверждает уставы находящихся в его ведении
государственных учреждений, государственных унитарных предприятий и
организаций, назначает на должность и освобождает от должности их
руководителей, заключает, изменяет и расторгает договоры (контракты) с ними;
6) участвует в
пределах своей компетенции в определении перечня сведений, составляющих
государственную тайну, обеспечивает их защиту;
7) решает в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе
вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в
центральном аппарате и территориальных органах Федерального горного и
промышленного надзора России;
8)
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению
почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и
применяет к работникам меры материального и морального поощрения, учреждает в
установленном порядке ведомственные награды и утверждает положения о них;
9) утверждает
положения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах
Федерального горного и промышленного надзора России;
10)
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
9. В
Федеральном горном и промышленном надзоре России образуется коллегия в составе
начальника Федерального горного и промышленного надзора России (председатель
коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других
руководящих работников центрального аппарата Федерального горного и
промышленного надзора России, его территориальных органов и находящихся в его
ведении организаций. В состав коллегии могут включаться представители других
федеральных органов исполнительной власти, ученые и специалисты.
Количество
членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности)
утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению начальника
Федерального горного и промышленного надзора России.
Коллегия на
своих заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Федерального
горного и промышленного надзора России.
Решения коллегии
оформляются протоколами и постановлениями и реализуются, как правило, приказами
начальника Федерального горного и промышленного надзора России.
В случае
разногласий между начальником Федерального горного и промышленного надзора
России и членами коллегии решение принимает начальник, докладывая о возникших
разногласиях Правительству Российской Федерации.
Члены
коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о
нем Правительству Российской Федерации.
10. В
Федеральном горном и промышленном надзоре России образуется научно-технический
совет по вопросам регулирования промышленной и технической безопасности,
предупреждения аварийности, производственного травматизма и другим вопросам,
отнесенным к компетенции Федерального горного и промышленного надзора России.
Состав
научно-технического совета и положение о нем утверждаются начальником
Федерального горного и промышленного надзора России.
11. При
Федеральном горном и промышленном надзоре России действуют межведомственный
совет по горно-газоспасательному делу и межведомственный совет по взрывному
делу. Составы указанных советов и положения о них утверждаются начальником
Федерального горного и промышленного надзора России.
12.
Федеральный горный и промышленный надзор России издает в пределах своей
компетенции в установленном порядке постановления, приказы, распоряжения,
правила, инструкции и положения (в случае необходимости совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти) и организует контроль за их
исполнением.
13. Финансирование
расходов на содержание центрального аппарата Федерального горного и
промышленного надзора России и его территориальных органов осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Федеральный горный и промышленный надзор
России является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, счета,
открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.