ГОСТ Р 51769-2001
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение
Обращение с отходами
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Основные положения
ГОССТАНДАРТ
РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Техническим комитетом по стандартизации ТК № 349 «Вторичные материальные
ресурсы»
Российским
межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов
НИИ экологии
человека и окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских
наук
ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским центром
стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ
СМВ) Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта
России от 28 июня 2001 г. № 251-ст
В настоящем стандарте реализованы нормы и требования:
Закона
Российской Федерации «О стандартизации»;
Закона
Российской Федерации «Об экологической экспертизе»;
Закона
Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»;
Закона
Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за
трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»;
Резолюции ОЭСР о
трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по
регенерации (окончательная) (принята Советом 30 марта 1992 г.)
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
В настоящее
время в России накоплено свыше 80 млрд. тонн отходов, ежегодно их образуется
еще до 5 млрд. тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы
получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное
производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах
производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по
истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы.
Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает
на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора,
хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или
уничтожением не утилизируемой части опасных и других отходов.
Проблемы,
порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение
вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное
использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.
Оба эти
направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо.
Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду
решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования.
Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных
отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.
На данном этапе
развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов,
как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и
правовое регулирование, способны эффективно решать поставленные выше задачи
максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения
товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное воздействие
отходов на человека и окружающую среду.
Настоящий
стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного
регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение
Обращение с
отходами
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Основные
положения
Resources saving. Waste treatment.
Documentation and regulation of
dealing with production and consumption waste treating.
Basic principles
Дата введения 2002-01-01
Настоящий
стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и
регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с
учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности
и контроля достоверности получаемых при этом результатов.
Настоящий
стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы
предприятия-производителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками
годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на
территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности
предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного
сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом
требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.
Настоящий
стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты
вооружения и военной техники.
Требования
настоящего стандарта обязательны для расположенных на территории России
предприятий, организаций, региональных и других объединений (далее -
предприятий) независимо от форм собственности и подчинения, а также для органов
управления в части их деятельности, связанной с обращением с отходами
производства и потребления.
Положения,
установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и
справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок
организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении
с отходами производства и потребления.
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
1639-93 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие требования
ГОСТ
2787-75 Лом и отходы черных металлов. Классификация и технологические
требования
ГОСТ Р
12.1.052-97 Система стандартов безопасности труда. Паспорт безопасности
вещества (материала). Основные положения
ОК 004-93
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и
услуг (КВЭД)
ОК 019-95
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления
(ОКАТО)
ОК 007-93
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с
отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на
информационное обеспечение следующих аспектов деятельности:
- классификация
отходов;
- учет
образования, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного)
образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их
удаления, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в
товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
- качественное и
количественное определение вида и степени опасности документируемых отходов;
- определение
ресурсных характеристик документируемых отходов;
- экспертиза и
лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с
отходами;
- контроль
достоверности информации, представляемой по любой из вышеперечисленных позиций.
3.2. По
совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по
обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом
отходов, который в краткой машиноориентированной форме содержит информацию об
отходах по каждой из позиций, перечисленных в п. 3.1.
3.3 Паспорт
отходов заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании
поступления исходной информации о его количестве, месте расположения,
собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования
паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или
уничтожения. Паспорт отходов открывают, закрывают и вносят изменения и
дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и
методической документации.
3.4 Нормативные
и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами
разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.
3.5 Нормативные
и методические документы не должны противоречить положениям законодательных
актов и федеральных программ.
4.1 Целью документирования отходов в аспекте их классификации и
соответствующего кодирования является создание единого языка общения в рассматриваемой
области между различными субъектами как на межотраслевом, межрегиональном, так
и на межгосударственном и международном уровнях. В сферу документирования
входит номенклатурная часть идентификации отходов, место образования,
месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды опасности, содержание
опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и т.п. При этом
классификация может содержать элементы статистического учета (количество
классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце, реализованный
способ обращения с ними и т.п.). Для достижения межгосударственного
взаимодействия при разработке различных аспектов классификации рекомендуется в
наиболее полной форме использовать соответствующие документы Европейского Экономического
Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и
других международных организаций. Для облегчения общения на внутрироссийском и
постсоюзном пространстве рекомендуется, в свою очередь, использовать
классификаторы ОКПО, КВЭД, ОКАТО и др.
4.2 Образование,
движение и удаление отходов учитывают по формам статистической отчетности в
этой области, а также другим формам, действующим в смежных областях.
Учитывая то, что
в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных
документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс
токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов,
определяющих его опасность, рекомендуется последовательно расширять формы
отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие
такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Разработка любой
формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением,
позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в
области обработки статистических данных.
4.3
Документирование опасных (токсичных) характеристик отходов заключается в оценке
класса опасности отходов, определенного расчетным или экспериментальным путем [1]. При расчетном определении класса
токсичности документируют все характеристики отхода, на основании которых был
вычислен класс токсичности, и приводят литературные источники, которые были
использованы для его расчета. В этом случае не требуется экспериментально
определять не только класс токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов
определяют на основании состава первичного сырья, из которого образовались
отходы, и воздействий, которым это сырье подвергалось, причем концентрацию
компонентов определяют по принципу «не более».
Кроме этого,
документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и
взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность,
горючесть и др.
4.4 Сведения о
мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения
специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов
с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных
или, напротив, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и
погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных
разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных
мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р
12.1.052).
Наличие или
отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально
в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании
известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих
источников, приводящих к этим выводам.
4.5 При
документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:
- сведения о
составе и физико-химических, технологических и других свойствах отходов;
- сведения о
сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных
воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту
прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;
- сведения обо
всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное
производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных
и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.
4.6 Лицензии
выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в
результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее,
получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение,
уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии
проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие
организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения
для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в
проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной
(аварийной) ситуации.
4.7 Процедура
контроля и метод ее осуществления должны быть неотъемлемой частью каждого из
разрабатываемых нормативных документов. Предпочтение в данном случае должно
отдаваться форме контроля, действующей в России на протяжении ряда лет и
осуществляемой на принципах системы сертификации ГОСТ Р [2], которая позволяет комплексно учитывать и
контролировать опасные и ресурсные свойства отходов. Достоверность сведений,
представляемых в паспорте отходов, контролируют уполномоченные органы при
оформлении и выдаче соответствующего сертификата по форме системы сертификации
ГОСТ Р. Для контроля экологических, токсикологических и/или других опасных свойств
отходов и выдачи профильного сертификата Госстандартом России аккредитованы ряд
ведомств (МПР России, Минздрав России и другие).
4.8
Основополагающим документом для решения задач, изложенных в 4.1-4.7, является паспорт опасности отходов [3], на необходимость ведения которого
указано в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».
5.1 Сертификация
отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на
основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация
по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные
компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов
местного управления.
При отсутствии
необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных
и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасности
отходов.
5.2 Возможности
регионального регулирования работами с отходами на основе их паспортизации и
сертификации приведены на схеме (рисунок
1). Она может быть скорректирована, исходя из региональной
целесообразности, направленной на эффективное и комплексное решение проблем
безопасного обращения с отходами, ресурсосбережение и улучшение экологической
обстановки.
Рисунок 1 - Схема
регионального регулирования обращением с отходами на основе их паспортизации и
сертификации
(справочное)
Библиография
1 Методические рекомендации по определению класса опасности
отхода. Минприроды РФ и Госкомсанэпиднадзор РФ, 1995 г. Сборник. Издательство
«ЛОГУС». Москва, 1996 г., с 60-75
2 Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации
продукции. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 21.09.94 № 14
3 Улицкий В.А., Васильвицкий А.Е., Плущевский М.Б., Русаков Н.В., Павлов
В.Н. «К проекту нормативного документа «Паспорт опасности отхода». В МНТС
Технология, серия «Ресурсосберегающие процессы, оборудование, материалы», вып.
№ 1-2, 1996 г., с. 55-79
Ключевые слова:
ресурсосбережение, вторичные материальные ресурсы, отходы, опасные отходы,
классификация отходов, паспортизация и сертификация отходов, удаление отходов,
инфраструктура работ с отходами