ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫ
ИЗМЕРЕНИЙ
ГОСТ 27435-87
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
Допустимые уровни и методы
измерений
Internal noise of motor vehicles.
Permissible levels and
methods of measurement
|
ГОСТ
27435-87
|
Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94
Настоящий стандарт
распространяется на легковые, грузопассажирские, грузовые автомобили,
автопоезда и автобусы (далее - автомобили), предназначенные для эксплуатации на
общей сети автомобильных дорог СССР.
Стандарт устанавливает
допустимые уровни внутреннего шума автомобилей и методы его измерения.
Стандарт не распространяется
на автомобили, находящиеся в эксплуатации.
1.1. В
качестве оценочного показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ А)
по ГОСТ 17187-81.
1.2. Допустимые уровни шума
опытных образцов автомобилей приведены в таблице.
1.3. Допускается увеличение
уровней внутреннего шума полноприводных легковых и грузопассажирских
автомобилей на 2 дБ А.
1.4. Для автобусов с
передним расположением двигателя, производство которых начато до 01.01.89,
допускается увеличение уровней шума на 2 дБ А.
1.5. Уровни шума серийных
автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать
более чем на 1 дБ А значений, приведенных в таблице.
Допустимые уровни шума
базовых моделей автомобилей
Тип автомобиля
|
Уровни звука дБ А,
автомобилей, производство которых начато
|
до 01.01.91
|
с 01.01.91
|
Легковые и грузопассажирские автомобили
|
80
|
78
|
Грузовые автомобили и автопоезда для международных и междугородных
перевозок
|
82
|
80
|
Остальные грузовые автомобили и автопоезда
|
84
|
82
|
Автобусы с передним расположением двигателя:
|
|
|
рабочее место водителя
|
82
|
80
|
пассажирское помещение
|
81
|
80
|
Автобусы с другим расположением двигателя:
|
|
|
рабочее место водителя
|
78
|
78
|
пассажирское помещение (кроме городского
автобуса)
|
82
|
80
|
пассажирское помещение городского автобуса
|
84
|
82
|
Примечания:
1. Под грузовыми автомобилями и автопоездами
для международных и междугородных перевозок подразумеваются автомобили, в
которых имеется спальное место.
2. Для модифицированных автомобилей допустимые
нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.
2.1.
Для измерения шума автомобилей должны применяться следующие приборы:
1) шумомер 1-го класса по ГОСТ
17187-81;
2) приборы для измерения
скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя
(относительная погрешность измерения ±3 %);
3) прибор для измерения
скорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с (погрешность измерения
±0,5 м/с);
4) прибор для измерения
температуры окружающего воздуха (погрешность измерения ±1°С);
5) прибор для измерения
атмосферного давления (погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).
2.2. Шумомер следует
калибровать по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждой
серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем
на 1 дБ А, то его необходимо снова калибровать, а испытания повторить.
3.1. Автомобиль,
предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован,
обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии с
нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели.
3.2. Шины не должны иметь
повреждений, их износ не должен превышать 30 % первоначальной высоты рисунка
протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя
автомобиля.
3.3. Автомобили испытывают
без полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением не расцепляемых
автотранспортных средств.
3.4. Перед испытаниями
двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей
температуры.
3.5. При измерениях окна,
люки в крыше и отверстия для вентиляции должны быть закрыты.
3.6. Оборудование
специальных и специализированных автомобилей, работающее во время движения
автомобиля (например, холодильные установки), при измерениях должно быть
включено.
3.7. Передвижные
регулируемые сиденья, возле которых проводятся измерения, должны находиться в
среднем положении. Спинки сидений, если имеется возможность их регулировки,
должны находиться в нормальном положении. Регулируемые подголовники сидений
должны находиться в среднем положении.
3.8. В автомобиле должны
находиться два человека: водитель и испытатель. В автомобиле с числом сидений
более 9 допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних
предметов не допускается.
3.9. Испытания следует
проводить на прямом, сухом, гладком и чистом участке дороги с покрытием из
бетона или асфальта в хорошем техническом состоянии. Продольный уклон
измерительного участка не должен превышать 1%. На расстоянии 20м от продольной
оси измерительного участка не должны находиться большие объекты, которые могли
бы отражать звук.
4.1. Испытания проводят при
следующих климатических условиях:
1) отсутствие атмосферных
осадков;
2) атмосферное давление -
1013 гПа (760 мм рт. ст.), допустимое отклонение ±5%;
3) температура окружающего
воздуха от минус 5 до плюс 30°С;
4) скорость ветра не более 5
м/с.
4.2.
Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБА ниже измеряемого
уровня шума. Если это условие не соблюдается, следует внести поправки на
уровень помех по ГОСТ 12.1.026-80.
4.3. При измерении шума
вентиляционные установки (кондиционеры, отопители или вентиляторы) должны работать
в режиме, соответствующем наиболее шумной работе.
4.4. Если автомобиль
оборудован жалюзи и (или) вентилятором системы охлаждения двигателя с
автоматическим приводом, испытания должны проводиться при их работе в
автоматическом режиме с указанием рабочего положения в протоколе испытаний.
Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при
полностью открытых жалюзи.
4.5.
Измерения уровня шума следует проводить в следующих точках:
1) у сиденья водителя;
2) у сиденья водителя, а
также над последним рядом сидений (у сиденья, расположенного ближе к продольной
оси симметрии автомобиля) в автомобиле с числом мест для сидения не более 9;
3) у сиденья водителя, а
также над первым (за сиденьем водителя) и последним рядами сидений в автомобиле
с числом мест для сидения более 9;
4) в автомобиле с числом
рядов сидения более 3 (за сиденьем водителя) дополнительно проводят измерение
над средним рядом сидений.
При выборе точек измерения
откидные сиденья во внимание не принимают.
В случае расположения
сидений вдоль борта автомобиля измерительные точки располагаются в продольной
плоскости симметрии автомобиля.
В автомобилях, где
отсутствуют места для сидения, измерения проводят в местах для стояния на
высоте (1,6±0,1) м от пола. Измерения проводят в передней, средней и задней
части пассажирского помещения.
В местах, предназначенных
для лежащих пассажиров, измерения проводят на высоте (0,15±0,02) м над
серединой подушки.
4.6. Ось максимальной
чувствительности микрофона должна находиться в направлении движения автомобиля.
Микрофон, расположенный у сидений пассажиров, устанавливают в точке А,
указанной на чертеже.
Микрофон, расположенный у
сиденья водителя, должен быть смещен от его оси симметрии на (0,20±0,02) м в
направлении, центра автомобиля согласно точке Б, указанной на чертеже.
Расстояние микрофона от
стенок кабины или лиц, проводящих измерения, должно быть не менее 0,15 м. Если
при измерении в автомобиле находится третье лицо, расстояние от него до
микрофона должно быть не менее 1 м.
4.7. При измерении уровня
шума в шумомере включают временную характеристику «Быстро».
5.1.
Измерение проводят при разгоне автомобиля на высшей передаче до скорости 120
км/ч или скорости, соответствующей 0,9×nном (nном - номинальная частота
вращения коленчатого вала двигателя), выбирая наименьшее значение.
Если при частоте вращения
0,9×nном скорость автомобиля на
высшей передаче превышает 120 км/ч, измерения следует проводить на более
низкой передаче, но не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более
передач, и не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач.
5.2. Измерение следует
проводить, начиная с наименьшей допустимой скорости, но не ниже скорости,
соответствующей 0,45×nном.
Если при частоте 0,9×nном скорость автомобиля на
выбранной передаче превышает 120 км/ч, начальная скорость автомобиля должна
составлять 60 км/ч.
5.3. В автомобиле с
автоматической коробкой передач измерение проводят, начиная со скорости,
соответствующей 0,45×nном. При этом скорость
автомобиля не должна быть выше 60 км/ч. Если в коробке передач происходит
переключение передач раньше, чем частота достигнет 0,9×nном или скорость 120 км/ч,
начальную скорость принимают равной 50% от скорости, при которой происходит переключение
передач.
Принудительное включение
понижающей передачи должно быть исключено.
5.4. В момент достижения
автомобилем начальной скорости следует резко нажать до упора педаль дроссельной
заслонки или подачи топлива и удерживать ее в таком положении до достижения
скорости, указанной в п. 5.1.
5.5. При измерении шума
регистрируют максимальное показание шумомера.
В каждой точке расположения
микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения принимают
среднее арифметическое значение, округленное до целого числа.
Если разность наибольшего и
наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ, проводят
повторное измерение.
За окончательный результат
принимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждой
точке расположения микрофона.
Результаты испытаний следует
сравнить с допустимыми значениями, приведенными в таблице.
Измерение шума опытных
образцов автомобилей при движении с постоянными скоростями и на неподвижном
автомобиле проводят в соответствии с методикой, приведенной в рекомендуемом приложении 1.
Результаты испытаний должны
быть занесены в протокол, образец которого приведен в рекомендуемом приложении 2.
Рекомендуемое
Измерение шума при движении автомобиля с постоянными
скоростями и на неподвижном автомобиле
1. Измеряют уровни шума в
децибелах (дБ А). Аппаратура, подготовка автомобиля к испытаниям,
условия проведения испытаний должны соответствовать разд. 2, 3 и 4 настоящего стандарта.
2. Измерение шума при
движении с постоянными скоростями проводят на высшей передаче в
диапазоне скоростей выше 60 км/ч или 40% от максимальной скорости автомобиля,
но не более 120 км/ч или 80% от максимальной скорости автомобиля. Из указанных
скоростей выбирают наименьшую.
Измерения проводят не менее
чем при пяти значениях постоянных скоростей с округлением до 5 км/ч:
наименьшей, наибольшей и промежуточных, обеспечивая равномерность интервалов
между значениями скоростей.
В каждой точке измерения в
соответствии с п.
4.5 настоящего стандарта и при каждой скорости в течение 5 с регистрируют
среднее значение показания шумомера.
При измерении шума в шумомере
включают временную характеристику «медленно».
3. Измерение шума на
неподвижном автомобиле проводят только на грузовых автомобилях и автобусах,
оснащенных дизельными двигателями. Измерение проводят в режиме холостого хода
двигателя:
при минимальной частоте
вращения коленчатого вала двигателя;
при ускорении частоты
вращения от минимальной до максимальной (при резком нажатии до упора педали
подачи топлива и удержании ее в этом положении не менее 5с).
При измерении шума при
минимальной частоте в шумомере включают временную характеристику «медленно», а
при ускорении - «быстро».
4. В каждой точке
расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения
принимают среднее арифметическое значение, округленное до целого числа.
Если разность наибольшего и
наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ А,
проводят повторное измерение.
За окончательный результат
принимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждой
точке размещения микрофона.
Рекомендуемое
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Автомобиль (модель)
_______________________________________________________
Двигатель № ____________________ Шасси № _________________________________
Дата проведения испытаний
_________________________________________________
1. Техническая
характеристика автомобиля:
Тип автомобиля
___________________________________________________________
Число мест _______________________________________________________________
Грузоподъемность, кг
______________________________________________________
Полная масса, кг
__________________________________________________________
Тип двигателя
____________________________________________________________
Мощность двигателя, нетто, кВт (л. с.)
_______________________________________
Номинальная частота вращения коленчатого вала
двигателя, мин-1 _______________
Сорт топлива
____________________________________________________________
Тип коробки передач и передаточные отношения
______________________________
_________________________________________________________________________
Тип ведущего моста и передаточные отношения
_______________________________
Тип и размер шин _________________________________________________________
Давление в шинах, кПа (кгс/см2):
передних
_______________________________________________________________
задних
_________________________________________________________________
2. Пробег автомобиля до начала
испытаний, км ______________________________
3. Пробег, рекомендуемый
заводом-изготовителем для обкатки, км______________
4. Место испытаний
______________________________________________________
5. Тип дорожного покрытия
_______________________________________________
6. Уровень шумовых помех
________________________________________________
7. Атмосферные условия:
температура окружающего
воздуха, °С ______________________________________
скорость ветра, м/с
______________________________________________________
барометрическое давление,
гПа (мм рт. ст.) _________________________________
8. Измерительные приборы
(тип, модель, номер) _____________________________
9. Расположение микрофона
при измерениях шума:
точка 1 _________________________________________________________________
точка 2
_________________________________________________________________
точка 3
_________________________________________________________________
точка 4
_________________________________________________________________
10. Передача в коробке
передач ____________________________________________
11. Скорость движения
автомобиля:
начальная
_________________________ км/ч;
конечная
__________________________ км/ч.
12. Частота вращения
коленчатого вала двигателя:
начальная
_________________________ мин-1;
конечная
__________________________ мин-1.
13.
Результаты измерений внутреннего шума, дБ А
Точка измерения
|
Номер измерения
|
Окончательный
результат
|
Допустимый уровень
шума
|
1
|
2
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Измерения
шума проведены в соответствии с программой испытаний.
15. Заключение по
результатам испытаний.
16. Данные о лаборатории, которая
проводила испытания:
наименование
___________________________________________________________
ответственный исполнитель
_______________________________________________
дата
____________________________________________________________________
|
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И
ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР.
ИСПОЛНИТЕЛИ:
И.И.Малашков (руководитель темы);
Ю.К.Есеновский, канд. техн. наук; Б.М.Енукидзе, канд. техн.
наук; В.Е.Тольский, д-р техн. наук; Г.В.Латышев, канд. техн.
наук; А.А.Носенкова, канд. техн. наук; В.И.Сальников; С.А.Воронцов,
канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от
29.09.87 № 3807
3. Срок первой проверки 1992
г.
4. Стандарт соответствует
стандарту ИСО 5128 (в части методов измерений)
5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в
части пп. 1.1-1.5, разд. 2 и 3, пп. 4.1.1-4.1.6, 4.1.8, 4.1.9, 4.2.2-4.2.6,
4.4, 4.6, 4.7.
6. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ