ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ
ВСН 176-78
Минтрансстрой
Дополнения 1 и 2
Москва 2002
ДОПОЛНЕНИЕ № 2
РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИСом Минтрансстроя (д-р
техн. наук Н.А. Перетрухин, кандидаты
техн. наук В.П. Каменцев, Г.С. Рояк,
Л.Н. Слоев, М.Д. Харит, Г.Я. Волченков; канд. хим. наук Ф.Б. Глазман; при участии инженеров Н.А. Сафроновой, А.Е. Шукаревой, С.В
Осиной); Новосибирским филиалом ЦНИИСа (СибЦНИИСом) (канд. техн. наук А.С. Потапов; при участии инженеров М.Г. Раткевича, Е.Ф. Казначеевой, Ю.П.
Куркина), при участии МПС (инженеры О.С. Шебякин, К.И. Томилин) и СКТБ
Главбамстроя (канд.техн. наук Ю.Б. Нарусев).
ВНЕСЕНЫ ЦНИИСом
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ отделом
научно-исследовательских работ Главного технического управления Минтрансстроя.
СОГЛАСОВАНЫ Государственным комитетом
СССР по делам строительства 24 июня 1985 г. № ДП-2904-1; Главтранспроектом,
ГУЖДС Урала и Сибири, и Главстройпромом Минтрансстроя.
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством
транспортного строительства и Министерством путей сообщения 15 июля 1985 г. №
АВ-548/Т-21955*.
_________________
*Ограничение
действия Дополнения № 2 снято.
Дополнения направлены на
расширение области применения и повышения качества строительства металлических
гофрированных труб (МГТ) на железных дорогах в условиях тундры и лесотундры
севера Западной Сибири.
Срок
действия установлен с 1.01.1988 г. по 1.01.1989 г.
1. Пункт 1.5 дополнить абзацем следующего содержания:
«В болотистых районах
тундры и лесотундры севера Западной Сибири металлические гофрированные трубы
под железную дорогу должны располагаться выше уровня воды в болоте, не допуская
опасного повышения уровня воды».
2. Пункт 1.10
дополнить абзацем следующего содержания:
«Допускается сооружение металлических гофрированных труб при высоте
насыпи до 4 м и длине трубы до 25 м».
3. Пункт 3.6 дополнить
абзацем следующего содержания:
«При пересечении железной дорогой водотоков с малыми уклонами лога в трех
случаях, когда ожидается, что большая часть осадки проявится в период отсыпки
насыпи, допускается до засыпки трубы превышение отметок лотка в средней части
под отметкой его на входе в трубу на величину не более чем половина расчетной
осадки».
4. Пункт 4.16. Последнее
предложение изложить в новой редакции: «Количество очков должно быть не более
трех».
5. После пункта 4.19 текст
дополнить пунктом 4.19а следующего содержания:
«4.19а. При проектировании труб, располагаемых на
вечномерзлых грунтах, для трубы и примыкающих к ней участков насыпи
рекомендуется применять один и тот же принцип использования грунтов в качестве
основания.
Расчеты по прогнозу температурного режима в основании в зоне теплового
влияния трубы следует выполнять в соответствии с дополнениями к приложению 13,
приведенными для условий севера Западной Сибири» (см. п. 19 Дополнений).
6. Пункт 4.22 дополнить
текстом следующего содержания:
«Трубы, располагаемые на оттаивающих вечномерзлых грунтах, допускается
применять при условии, что суммарная величина осадки грунтов основания может
быть компенсирована величиной строительного подъема.
В необходимых случаях при наличии в основании оттаивающих мерзлых грунтов
II - IV категорий просадочности для соблюдения этого условия следует
разрабатывать индивидуальные проекты, предусматривая замену слабых или
просадочных при оттаивании грунтов, а также другие меры по уменьшению глубины и
неравномерности оттаивания. В случае замены слабых или просадочных при
оттаивании мерзлых грунтов работы по отрытию котлована и устройству основания
следует выполнять только в зимнее время».
7. Пункт 4.24 дополнить
текстом следующего содержания:
«В условиях
большой снегозаносимости для предотвращения попадания снега в трубу необходимо оборудовать
концы труб инвентарными крышками. При необходимости сохранения вечной мерзлоты
рекомендуется предусматривать применение вентиляционных труб, концы которых
выводятся за пределы снежных отложений, и других устройств, обеспечивающих
отводы тепла из трубы в зимнее время».
8. Пункт 4.25 дополнить
абзацем следующего содержания:
«На оттаивающих в период эксплуатации мерзлых грунтах основная осадка
трубы на выходе по условию беспрепятственного отвода воды от нее не должна быть
больше допустимой, при которой может быть обеспечено устройство отводящего
русла с уклоном не менее 0,002».
9. Пункт 4.26 дополнить
абзацем следующего содержания:
«Ширину полосы заменяемого грунта следует назначать в соответствии с
указаниями п. 4.10. При необходимости замены в основании оттаивающих мерзлых
грунтов III - IV категорий просадочности ширина полосы заменяемого грунта
принимается не менее величин, указанных в п. 4.10, и не менее D (n + 2) + l(n - 1), где D -
диаметр трубы; n - число очков; l - расстояние в свету
между очками».
10. Пункт 4.46 дополнить
абзацем следующего содержания:
«В районах
тундры и лесотундры Западной Сибири допускается применение металлических
гофрированных труб на железных дорогах в среднеагрессивных средах. В этих
случаях для каждой железнодорожной линии с МПС согласовывается проект объекта
представителя».
11. Пункт 4.47. В первом
абзаце после слов «при слабой» добавить «и средней».
12. Пункт 4.47 дополнить
абзацем следующего содержания:
«Окрашивать элементы труб эмалями ЭП-1155 и ЭП-5118 необходимо только в
заводских условиях».
13. Пункт 4.53 дополнить
абзацем следующего содержания: «На железных дорогах трубы на водотоках при
малом количестве твердых частиц в потоке (до 1 % по объему и до 2 мм по размеру)
и малой скорости его (до 2 м/с) допускается проектировать без устройства
специальных защитных лотков, предусматривая нанесение на внутреннюю поверхность
лотковой части трубы полимерных защитных покрытий марки Э-1».
14. После пункта 4.54 текст
дополнить пунктом 4.54б следующего содержания:
«4.54б. Укрепление русла и
откосов насыпи у труб в случае ожидания значительных просадок необходимо
производить каменной наброской, а в других случаях - допускается применять
плитные или решетчатые конструкции.
Крепление на мелких песках должно производиться с устройством обратного
фильтра из геотекстильных материалов».
15. Пункт 5.1 дополнить
текстом следующего содержания:
«Сооружение труб необходимо производить сквозными комплексными
специализированными бригадами, выполняющими весь объем работ при постройке
гофрированных труб на участке данного треста или управления с обеспечением их
необходимыми машинами, механизмами, инструментами и приборами. Такая бригада,
созданная в одном из строительных подразделений, должна выполнять работы на
участках этого и других подразделений, используя вахтовый или другие методы
организации строительства.
Рабочие и инженерно-технические работники должны пройти специальное
обучение и сдать экзамены на знание комплекса работ по строительству
металлических гофрированных труб».
16. Пункт 5.2 дополнить
абзацем следующего содержания:
«При постройке труб на вечномерзлых грунтах, кроме того, следует:
выполнять работы по сооружению трубы и насыпи около нее по возможности в
конце зимы или весной;
не допускать уничтожения мохорастительного покрова;
не допускать проезда транспорта и строительных машин вне подъездных
дорог;
устраивать подъездные дороги к трубам путем подсыпки грунта толщиной в
зависимости от нагрузки от транспортных и строительных машин, но не менее 0,5
м;
обеспечивать беспрепятственный отвод поверхностных вод;
не допускать скопления воды вблизи трубы;
заполнить грунтом местные понижения согласно указаниям п. 4.31».
17. После пункта 5.83 текст
дополнить пунктом 5.83а следующего содержания:
«5.83а. Для повышения
несущей способности трубы и надежности ее работы рекомендуется до засыпки
придавать ее поперечному сечению овальность с большей осью по вертикали,
увеличивая вертикальный диаметр трубы на величину до 3 % номинального и
закрепляя сечение стойками. Создание овальности целесообразно производить с
помощью двух последовательно переставляемых домкратов, выполняя работы в
следующем порядке: в лотке и своде трубы укладывают прогоны, раскрепляя их
временными стойками; в начале и конце одного из звеньев на участке, где
необходимо создать овальность, ставят домкраты и увеличивают вертикальный
диаметр до заданной величины. Между домкратами устанавливают стойку; затем
последовательно переставляя домкраты, устанавливают стойки на всем участке.
Рекомендуется делать стойки инвентарными, а для облегчения демонтажа
устанавливать их на клиньях. Стойки удаляют после отсыпки насыпи на проектную
высоту».
18. Приложение 10. Пункт 2.4
изложить в новой редакции:
«2.4. Подготовка поверхности
оцинкованных элементов под окрашивание должна состоять в удалении грязи и жира
с нее перед приданием ей шероховатости. Удалять загрязнения следует моющими
составами или растворителем (уайт-спиритом) с помощью щеток или протироточного
материала в соответствии с ГОСТ 9402- 80.
Затем
поверхности придается шероховатость, равная 40 - 50 мкм.
Не допускается
попадание на подготовленную под окрашивание поверхность воды, масла,
коррозионно-активных жидкостей и паров».
Пункт 2.5
исключить.
19. Приложение 13. Пункт 1
после слов «районов БАМа» дополнить словами: «и севера Западной Сибири».
Пункт 3 перед последним абзацем дополнить абзацем
следующего содержания: «для севера Западной Сибири высота насыпи при d = 1 – 2 м Н = 3 – 4 м; при d
= 2,5 - 3,0 м Н = 4 м».
Пункт 4, подпункт а). Формулу
«ζ = ζ3К»
заменить на формулу
«ζ = ζ3КК1»
и указать: «где К1 с учетом снежных
заносов для севера Западной Сибири принимается в зависимости от температуры
вечномерзлых грунтов до начала строительства (t0) по таблице
Глубина оттаивания
в характерных сечениях (см. рисунок), м
|
Температура
вечномерзлых грунтов t0, °C
|
минус 1
|
минус 3
|
минус 5
|
ζ1; ζ2
|
1,4
|
1,2
|
0,8
|
ζ3
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
Промежуточные значения ζ, принимаются по
интерполяции».
Пункт 4, подпункт б) дополнить словами: «(для севера
Западной Сибири не применяется)».
Пункт 5. Наименование программы «ТСЛ-1» заменить на «PQ021».