ГОСТ
18597-73
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
ТОПЛИВА
ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
МЕТОД
ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРОЗИОННОЙ АКТИВНОСТИ
В УСЛОВИЯХ КОНДЕНСАЦИИ ВОДЫ
ИПК
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВА
ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
Метод определения коррозионной активности в условиях конденсации воды
Motor fuel.
Corrosion testing under water condensation conditions
|
ГОСТ
18597-73*
|
Постановлением
Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 5 апреля 1973 г. №
835 дата введения установлена
01.01.75
Ограничение
срока действия снято Постановлением Госстандарта от 28.11.91 № 1834
*Издание (июнь 2000 г.) с изменениями № 1, 2,
3, утвержденными в декабре 1979 г, январе 1984 г,сентябре 1986 г.(ИУС 1-80,
5-84, 11-86)
Настоящий стандарт
распространяется на бензины для авиационных и автомобильных двигателей, топлива
для дизелей и реактивных двигателей и устанавливает метод определения
коррозионной активности топлив по потере массы металлической пластинки,
находящейся в топливе в течение 4 ч при насыщении топлив водой и конденсации ее
на пластинке.
Потерю массы стальной
пластинки определяют в авиационных и автомобильных бензинах, топливах для
дизелей и реактивных двигателей; потерю массы бронзовой пластинки - в топливах
для реактивных двигателей.
1.
АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ, МАТЕРИАЛЫ
1.1. Для определения коррозионной активности топлив в условиях
конденсации воды применяют:
аппарат АКАТ-1 или прибор из
термостойкого стекла (см. чертеж), представляющий собой двухстенную колбу, во
внутренней части которой находится полая стеклянная площадка 6 для
размещения металлической пластинки 5. Площадка охлаждается циркулирующей
водой. Колба закрывается пробкой 1, имеющей гидравлический затвор 2 для
поддержания нормального давления при испытании. Внутри колбы имеется желобок 4,
в него заливают дистиллированную воду, которая испаряясь создает
максимальную влажность воздуха внутри колбы и насыщает топливо водой. По межстенному
пространству 3 прокачивается жидкость для подогрева топлива (вода, масло
или глицерин в зависимости от условий опыта). Вместимость колбы 150 см3,
соотношение объема топлива к объему воздуха в колбе 2:3 (60 см3
топлива и 90 см3 воздуха).
При испытании бензинов
вместо пробки с гидравлическим затвором допускается применять водяной
холодильник (см. приложение);
ультратермостаты,
оборудованные контактными и ртутными термометрами;
пластинки из бронзы ВБ 23 НЦ
и стали марки Ст3 по ГОСТ 380-94
диаметром 20 мм и высотой 4 мм. В центре пластинки имеется отверстие
номинальным диаметром резьбы 3 мм по ГОСТ
24705-81;
цилиндрический металлический
шток длиной 200 мм и диаметром 3 мм, на конце штока имеется резьба номинальным
диаметром 3 мм по ГОСТ
24705-81;
штангенциркуль по ГОСТ 166-89;
гребенки стеклянные с
четырьмя отростками на выходе;
Аппарат для определения коррозионной активности топлив в условиях
конденсации воды
трубка резиновая внутренним
диаметром 6 - 8 мм;
цилиндры 1-100 по ГОСТ
1770-74;
воронки В-56, В-75 по ГОСТ
25336-82;
секундомер любого типа;
смесь хромовая;
спирт этиловый
ректификованный технический по ГОСТ
18300-72;
бензол по ГОСТ 8448-78,
ГОСТ 5955-75 или ГОСТ 9572-93;
смесь спирто-бензольная 1:1;
кислота соляная по ГОСТ
3118-77, х. ч. или ч. д. а., 18 и 20 %-ные растворы;
ингибитор БА-6, БА-12 и
ПКУ-М;
масло вазелиновое
медицинское по ГОСТ 3164-78 или
глицерин по ГОСТ
6823-77 или другой высококипящий жидкий теплоноситель, обеспечивающий
нагрев до 120 °С;
бумага фильтровальная по ГОСТ
12026-76;
шкурка шлифовальная марки
2СП 2 15А 12МА по ГОСТ 6456-82;
вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72;
весы лабораторные 2-го
класса точности с погрешностью взвешивания не более 0,0002 г.
(Измененная редакция, Изм. №
1, 2, 3).
2.
ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Определение постоянной
травления пластинки
2.1.1. Шток ввинчивают в пластинку и с его помощью шлифуют пластинку на наждачной
бумаге. Отшлифованную пластинку промывают дистиллированной водой, затем -
спирто-бензольной смесью, высушивают между листами фильтровальной бумаги и
взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
(Измененная редакция, Изм. №
1).
2.1.2. Бронзовые пластинки опускают на 5 мин в 18
%-ный раствор соляной кислоты, стальные - в 20 %-ный раствор соляной кислоты с
0,8 - 1,0 % ингибитора.
2.1.3. Пластинки вынимают из кислоты,
промывают дистиллированной водой, спиртобензольной смесью, высушивают между
листами фильтровальной бумаги и взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г.
(Измененная редакция, Изм. №
1).
2.1.4. После травления рассчитывают потери массы пластинок.
Определение постоянной
травления пластинки повторяют до тех пор, пока разность между потерями массы
пластинки в результате двух последующих операций травления не будет различаться
между собой более чем на 0,0004 г. За постоянную травления принимают среднее
арифметическое значение потери массы двух последовательных определений.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
2.1.5. Постоянную травления определяют для вновь взятой пластинки и через
каждые 10 - 15 определений.
2.2. Подготовка аппарата
2.2.1. Перед испытанием аппарат промывают спиртобензольной смесью. Новые
аппараты и аппараты после 10 - 15 опытов промывают хромовой смесью, водой,
дистиллированной водой, спиртобензольной смесью и высушивают в сушильном шкафу.
2.2., 2.2.1. (Измененная редакция, Изм. № 2).
2.2.2. Один термостат заполняют водой, второй - вазелиновым маслом, глицерином
или другим теплоносителем.
2.2.3. Аппараты, подготовленные по п. 2.2.1, укрепляют на штативах и
соединяют резиновыми трубками и гребенками с термостатами так, чтобы отводные
трубки площадки для охлаждения соединялись с термостатом, в котором залита
вода, а отводные трубки стенки колбы с термостатом, в котором залит
теплоноситель.
(Измененная редакция, Изм. №
1, 2).
2.2.4. Термостаты включают в сеть и нагревают в них жидкости до необходимой
температуры испытания в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Наименование
топлива
|
Температура термостата,°С, заполненного
|
водой
|
маслом, глицерином или другим теплоносителем
|
Бензин
|
30 ± 1,0
|
60 ± 0,5
|
Реактивное
топливо
|
30 ± 1,0
|
98 ± 0,5
|
Дизельное
топливо
|
50 ±
1,0
|
120 ±
0,5
|
2.3. Подготовка образца
топлива
2.3.1. Испытуемое топливо фильтруют через бумажный фильтр при комнатной
температуре.
3.
ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. В нагретый прибор на стеклянную площадку помещают предварительно
взвешенную пластинку с известной постоянной травления. Через воронку заливают
от 60 до 70 см3 испытуемого топлива, подготовленного по п. 2.3 (пластинка должна быть
полностью покрыта топливом), и в желобок заливают 5 см3
дистиллированной воды.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
3.2. Аппарат закрывают пробкой, в которую заливают дистиллированную воду,
добавляя ее по мере испарения, и проводят испытание в течение 4 ч. Момент
закрытия аппарата пробкой принимают за начало испытания.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
3.3. По истечении 4 ч обогрев отключают, пластинки вынимают из аппарата,
охлаждают до комнатной температуры. После охлаждения пластинки промывают спиртобензольной
смесью, протравливают, как указано в пп. 2.1.2 - 2.1.3, и взвешивают с
погрешностью не более 0,0002 г.
(Измененная редакция, Изм. №
1, 2).
4.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Коррозионную активность топлив в условиях конденсации воды (К)
в г/м2 вычисляют по формуле
К = ,
где m - масса пластинки до
испытания, г;
m1 -
масса пластинки после испытания, г;
h - постоянная
травления, г;
S
- площадь
верхней и боковой поверхностей пластинки (одна из поверхностей - нижняя не
учитывается, так как прилегает к поверхности площадки и в процессах коррозии не
участвует), м2.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
4.2. За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов
двух параллельных определений.
4.3. Сходимость метода
Два результата определений,
полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с
95 %-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает
1 г/м2.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
1 - водяной
холодильник; 2 - межстенное пространство; 3 - желобок; 4 - металлическая
пластинка; 5 - стеклянная площадка для размещения металлической
пластинки
СОДЕРЖАНИЕ